УИД: 30RS0003-01-2023-005820-78
Дело № 2-306/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2024 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.
при помощнике судьи Кусаиновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью «Свежий ветер. Астрахань», обществу с ограниченной ответственностью производственная фирма «Мир воды», <ФИО>2, <ФИО>3 о возмещении вреда, причиненного почвам,
установил:
Истец обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Свежий ветер. Астрахань», обществу с ограниченной ответственностью производственная фирма «Мир воды», <ФИО>2, <ФИО>3 о возмещении вреда, причиненного почвам, в обоснование иска указав, что Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям в целях полного объективного рассмотрения обращения гр. <ФИО>5, поступившего из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по факту нарушения требований природоохранного законодательства по адресному ориентиру: <адрес>, <дата> проведено контрольное (надзорное) мероприятие - выездное обследование.
В рамках выездного обследования по вышеуказанному адресному ориентиру проведён осмотр территории, в ходе которого в границах географических координат 46.336458N 48.024268Е, зафиксирован излив сточных вод из канализационного колодца, что подтверждается протоколом осмотра и фототаблицей от <дата>. Площадь загрязненного участка почвы составила 30 м2 (10 м х 3 м), что подтверждается протоколом отбора (измерения) проб почвы от <дата> <номер>гк ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО».
По факту несоблюдения требований природоохранного законодательства возбуждено административное расследование от <дата> <номер> в отношении неопределенного круга лиц по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ «Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления».
Согласно сведениям МУП <адрес> «Астрводоканал», сеть канализации и канализационный колодец, расположенный по вышеуказанному адресному ориентиру, не состоит в хозяйственном ведении МУП <адрес> «Астрводоканал». Капитальный ремонт и содержание сети по указанному адресному ориентиру МУП <адрес> «Астрводоканал» не осуществляется. Вместе с тем с предприятием заключены следующие договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод по адресу: <адрес> ж: ООО ПФ «Мир-Воды» дополнительное соглашение от <дата> к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод <номер> от <дата>; ООО «Свежий ветер «Астрахань» дополнительное соглашение от <дата> к договору холодного водоснабжения и водоотведения <номер> от <дата> (ранее заключался с ООО «Нижневолжский технокоммерческий центр»); физическое лицо Иванова Л.А. договор холодного водоснабжения и водоотведения <номер> от <дата>; физическое лицо Бондаренко О.А. договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод <номер> от <дата>.
По адресному ориентиру выдана схема раздела границ <номер> от <дата>. В соответствии со схемой <номер> МУП <адрес> «Астрводоканал» раздела границ ответственности рабочего проекта «Водоснабжения и канализации торгового здания по <адрес>», а также акта разграничения балансовой принадлежности сетей оформленный к договору <номер> от <дата> от здания отходит канализационная сеть врезающаяся в сеть предприятия по <адрес>. Иные сети водоотведения отходящие от здания, согласно имеющихся сведений в распоряжении Межрегионального управления, не установлены.
Согласно дополнительному соглашению от <дата> к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод <номер> от <дата> и дополнительному соглашению от <дата> к договору холодного водоснабжения и водоотведения <номер> от <дата> адрес точки подключения <адрес>.
Истец указывает, что в действиях физических лиц - Ивановой Л.А. и Бондаренко О.А., юридических лиц ООО ПФ «Мир-Воды» и ООО «Свежий ветер «Астрахань», осуществляющих деятельность и являющихся абонентами сети водоотведения по адресному ориентиру: <адрес>, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ. В рамках проведения административного расследования, установлено, что физические лица - Иванова Л.А. и Бондаренко О.А., юридические лица ООО ПФ «Мир- Воды» и ООО «Свежий ветер «Астрахань» являются контролируемыми лицами, которые допустили неисполнение обязательных требований, выразившееся в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. В отношении физических лиц Ивановой Л.А. и Бондаренко О.А. и юридических лиц ООО ПФ «Мир-Воды» и ООО «Свежий ветер «Астрахань» вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении <номер>. Указанное постановление вступило в законную силу. Несмотря на это, имеется факт причинения вышеуказанными лицами ущерб; почвам, который подлежит возмещению.
В адрес ответчиков по месту нахождения юридических лиц и месту регистрации физических лиц направлялось требование от <дата> <номер> о возмещении вреда в добровольном порядке. Требование ответчиками получены, о чем свидетельствует информация о почтовых отправлениях. Данное требование должно быть исполнено в полном объеме, в добровольном порядке в течение 30 дней, однако требование оставлено без исполнения. Просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке в бюджет муниципального образования «Городской округ город Астрахань» денежную сумму в размере 96622 рубля, в счет возмещения вреда, причиненного почвам.
В судебном заседании представитель истца Баишева А.Б. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ООО Мир воды – Нургалиева О.Ш., представитель ответчика Бондаренко О.А. – Бедиров Т.А.о., представитель ответчика ООО Свежий Ветер – Убогович С.Н., возражали относительно удовлетворения исковых требований, поддержали ранее изложенные позиции и доводы.
Представитель третьего лица МУП г. Астрахани «Астрводоканал» - Волкова И.В., оставила решение на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Как следует из материалов дела Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям в целях полного объективного рассмотрения обращения гр. <ФИО>5, поступившего из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по факту нарушения требований природоохранного законодательства по адресному ориентиру: <адрес>, <дата> проведено контрольное (надзорное) мероприятие - выездное обследование.
Выездное обследование является контрольно-надзорным мероприятием, которое реализуется без взаимодействия с контролируемым лицом, что предусмотрено ч. 3 ст. 56 и ч.4 ст. 75 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от <дата> № 248-ФЗ.
В рамках выездного обследования по вышеуказанному адресному ориентиру проведен осмотр территории, в ходе которого в границах географических координат -*/336458N 48.024268Е, зафиксирован излив сточных вод из канализационного колодца, что подтверждается протоколом осмотра и фототаблицей от <дата>. Площадь загрязненного участка почвы составила 30 м2 (10 м х 3 м), что подтверждается протоколом отбора (измерения) проб почвы от <дата> <номер>гк ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО».
По факту несоблюдения требований природоохранного законодательства возбуждено административное расследование от <дата> <номер> в отношении неопределенного круга лиц по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ «Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления».
Согласно сведениям МУП <адрес> «Астрводоканал», сеть канализации и канализационный колодец, расположенный по вышеуказанному адресному ориентиру, не состоит в хозяйственном ведении МУП <адрес> «Астрводоканал». Капитальный ремонт и содержание сети по указанному адресному ориентиру МУП <адрес> «Астрводоканал» не осуществляется. Вместе с тем с предприятием заключены следующие договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод по адресу: <адрес> ж: ООО ПФ «Мир-Воды» дополнительное соглашение от <дата> к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод <номер> от <дата>; ООО «Свежий ветер «Астрахань» дополнительное соглашение от <дата> к договору холодного водоснабжения и водоотведения <номер> от <дата> (ранее заключался с ООО «Нижневолжский технокоммерческий центр»); физическое лицо Иванова Л.А. договор холодного водоснабжения и водоотведения <номер> от <дата>; физическое лицо Бондаренко О.А. договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод <номер> от <дата>.
По адресному ориентиру выдана схема раздела границ <номер> от <дата>. В соответствии со схемой <номер> МУП <адрес> «Астрводоканал» раздела границ ответственности рабочего проекта «Водоснабжения и канализации торгового здания по <адрес>», а также акта разграничения балансовой принадлежности сетей оформленный к договору <номер> от <дата> от здания отходит канализационная сеть, врезающаяся в сеть предприятия по <адрес>. Иные сети водоотведения отходящие от здания, согласно имеющихся сведений в распоряжении Межрегионального управления, не установлены.
Согласно дополнительному соглашению от <дата> к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод <номер> от <дата> и дополнительному соглашению от <дата> к договору холодного водоснабжения и водоотведения <номер> от <дата> адрес точки подключения <адрес>.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно ч.1 статьи 11 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, и на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и зной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, за достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 34 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны проводиться мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
На основании ст.3 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании следующих принципов:
-научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
-охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
-обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требования технических регламентов в области охраны окружающей среды;
-учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
-приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
-допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от <дата> N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации" целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения улучшения земель.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В силу пунктов 5 и 9 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
На основании ч. 1 ст. 10 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества не собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причинённым вредом подтверждается материалами проведенной проверки и лабораторными исследованиями, а именно обращением <ФИО>5, поступившим из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, протоколом осмотра и фототаблицей от <дата>, экспертным заключением <номер> от 27.10.2022г., письмом МУП <адрес> «Астрводоканал» <номер> от 14.12.2022г. о принадлежности сети водоотведения и заключенных договорах между Бондаренко О.А., ООО «Мир Воды», Ивановой Л.А. и ООО «Свежий ветер <адрес>», копией договора <номер> от <дата> на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, заключенного между Бондаренко О.А. и МУП <адрес> «Астрводоканал», копией письма МУП <адрес> «Астрводоканал» <номер> от <дата> о заключенных договорах между ООО «Мир Воды» и Ивановой Л.А., а также постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении <номер>, вступившем в законную силу.
В силу п.3 ст.77, абз.2 п.1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, пункта 14 Постановления <номер>, причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и Методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом взнесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <дата> <номер> утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Межрегиональным управлением в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Минприроды России от <дата> <номер> произведен расчет ущерба, причинённого почвам, который составил 96 622 рубля.
Одним из условий привлечения ответчика к гражданской правовой ответственности в виде взыскания компенсации за причинение вреда окружающей среде является сам факт причинения вреда.
Расчет причиненного ущерба, произведенный истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", суд находит верным.
Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства, поскольку в судебном заседании установлено, что действиями ответчиков причинен вред окружающей среде, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░ ░░░░», <░░░>2, <░░░>3 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░ ░░░░», <░░░>2, <░░░>3 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 96 622 ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░ ░░░░», <░░░>2, <░░░>3 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 098 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.