Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-157/2023 ~ М-81/2023 от 20.02.2023

Дело (УИД) № 19RS0010-01-2023-000119-13

Производство № 2-157/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2023 года с. Шира

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Укачиковой Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Борисовой Н.Е.,

с участием: представителя процессуального истца – помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Фирсова Н.А.,

представителя ответчика – администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Балахчиной И.Н., действующей на основании доверенности № 1 от 16 мая 2023 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Ширинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в результате которой установлено, что администрация Фыркальского сельсовета эксплуатирует следующие гидротехнические сооружения: дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал Усть-Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал Усть-Фыркал. Указанные гидротехнические сооружения переданы в собственность администрации Фыркальского сельсовета в соответствии с п.п. 68-71 Перечня объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Ширинский район в собственность муниципального образования Фыркальский сельсовет приложения № 8 «Перечня объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Ширинский район в собственность расположенных в его границах поселений», утвержденного Законом Республики Хакасия от 29 ноября 2005 № 74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия». По информации Енисейского управления Ростехнадзора, в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», декларации безопасности на данные гидротехнические сооружения в Енисейское управление Ростехнадзора не представлены, разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и согласованные в установленном порядке расчеты вероятного вреда, который может быть причинен в случае аварии, отсутствуют. Прокурор указывает, что указанные нарушения могут повлечь негативные последствия в виде невозможности своевременно предупредить последствия чрезвычайных ситуаций. На основании вышеизложенного, просит суд возложить на администрацию Фыркальского сельсовета обязанность в срок до 01 июня 2023 года разработать декларации безопасности, разрешения на эксплуатацию, расчеты вероятного вреда, который может быть причинен в случае аварии, на следующие гидротехнические сооружения: дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал Усть-Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал Усть-Фыркал.

Определением суда от 04 апреля 2023 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне процессуального истца, привлечено Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Енисейское управление Ростехнадзора).

В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Ширинского района Фирсов Н.А. представил заявление прокурора района об уточнении исковых требований, согласно которому прокурор просил обязать администрацию Фыркальского сельсовета в срок до 01 ноября 2023 года произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии следующих гидротехнических сооружений: дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал. Усть-Фыркал; дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал. Усть-Фыркал; обязать ответчика в срок до 01 ноября 2023 года обеспечить разработку и утверждение критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларации безопасности указанных гидротехнических сооружений; обязать ответчика в срок до 01 ноября 2023 года обеспечить проведение государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в отношении указанных гидротехнических сооружений. Заявление об уточнении исковых требований участвующим прокурором поддержано в полном объеме.

Представитель ответчика Балахчина И.Н. в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями с учетом уточнений. Пояснила, что указанные гидротехнические сооружения действительно находятся в собственности муниципального образования. Однако, администрация Фыркальского сельсовета постарается их снять с учета, поскольку они не являются действующими, паводковую опасность не представляют.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейского управления Ростехнадзора, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал. В ходе подготовки к рассмотрению дела по существу от представителя Енисейского управления Ростехнадзора Дегтяревой О.А., действующей на основании доверенности от 09 января 2023 года № 5, поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Управление поддерживает исковые требования прокурора Ширинского района и просит их удовлетворить в полном объеме, с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от 12 марта 2022 года № 353. Просила рассмотреть заявление в отсутствие представителя Управления.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о проведении судебного заседания при имеющейся явке.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1).

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Администрация Фыркальского сельсовета не имеет статуса закрытого административно-территориального образования, в которое доступ других граждан ограничен, поэтому в виду того, что идет постоянный процесс смены жителей, невозможно предсказать, кто и в каком количестве будет проживать на территории Фыркальского сельсовета. Таким образом, невозможно определить круг лиц, чьи права будут нарушаться либо нарушаются в настоящий момент.

Учитывая, что нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений затрагивают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а не выполнение ответчиком требований законодательства, регулирующих правоотношения в данной области, создают реальную угрозу безопасности граждан, а также может повлечь тяжкие последствия возникновения чрезвычайных ситуаций, может повлечь за собой несоразмерный моральный и материальный вред, в связи, с чем определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора невозможно, то прокурор Ширинского района правомерно обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.

Разрешая исковые требования прокурора Ширинского района по существу, суд при вынесении решения исходит из следующего.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ) гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В соответствии с п.п. 68-71 Перечня объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Ширинский район в собственность муниципального образования Фыркальский сельсовет Приложения № 8 «Перечня объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Ширинский район в собственность расположенных в его границах поселений», утвержденного Законом Республики Хакасия от 29 ноября 2005 № 74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия», муниципальному образованию Фыркальский сельсовет переданы 4 гидротехнические сооружения - защитные дамбы на р. Белый Июс.

В судебном заседании установлено, что муниципальному образованию Фыркальский сельсовет в соответствии с решением Совета депутатов Фыркальского сельсовета № 177 от 16 октября 2019 года на праве собственности принадлежат следующие гидротехнические сооружения: дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал Усть-Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал Усть-Фыркал. Данное имущество включено в реестр муниципального имущества муниципального образования Фыркальский сельсовет.

Прокуратурой Ширинского района при проведении проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений выявлены нарушения исполнения требований законодательства в указанной сфере в деятельности администрации Фыркальского сельсовета, которое осуществляет эксплуатацию следующих гидротехнических сооружений: дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал Усть-Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал Усть-Фыркал, а именно: не проведена оценка рисков в отношении указанных гидротехнических сооружений, не установлен класс опасности, декларации безопасности на данные гидротехнические сооружения в Енисейское управление Ростехнадзора не представлены, разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и согласованные в установленном порядке расчеты вероятного вреда, который может быть причинен в случае аварии, отсутствуют.

30 марта 2021 года прокурором Ширинского района внесено представление главе Фыркальского сельсовета об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, рекомендовано принять исчерпывающие меры к устранению нарушений, причин и условий им способствовавших, недопущению их впредь.

Из ответа главы администрации Фыркальского сельсовета от 09 апреля 2021 года № 110 на данное представление следует, что в 2019 году на баланс администрации Фыркальского сельсовета были приняты четыре гидротехнических сооружения – дамбы. Администрация Фыркальского сельсовета ежегодно проводит осмотр и уход за данными сооружениями (в 2020 году была проведена грейдеровка). Также указано об отсутствии денежных средств на разработку критериев безопасности гидротехнических сооружений, а также правил эксплуатации и требований к содержанию. В 2022 году администрация планирует заключить договор с Ростехкомнадзором МЧС Управления инженерной защиты Республики Хакасия для разработки данных критериев.

12 января 2022 года, 18 мая 2022 года Енисейским управлением Ростехнадзора в адрес администрации Фыркальского сельсовета объявлены предостережения № 16/03 и № 16/107 о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении следующих гидротехнических сооружений: дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал Усть-Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал Усть-Фыркал.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ, критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения.При этом в соответствии с абзацем 4 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, во исполнение требований, предусмотренных абзацем 4 статьи 9, абзацем 7 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ, надлежит обеспечить разработку и утверждение критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 6 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 года № 1892 (далее - Положение о декларировании), к декларации безопасности прилагаются:

а) сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, форма представления которых утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации;

б) акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;

в) расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2020 года № 1596 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»;    .

г) критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним.

В соответствии с пунктом 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 октября 2020 года № 1596 (далее - Правила определения величины финансового обеспечения), расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03 октября 2020 года № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утверждена приказом Ростехнадзора от 10 декабря 2020 года № 516.

Кроме того в соответствии с пунктом 4 Положения о декларировании, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения, с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федераций по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Форма Акта регулярного обследования (являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с пунктом 6 Положения о декларировании) утверждена приказом Ростехнадзора от 04 декабря 2020 года № 497.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации (ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ).

По инициативе собственников гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующих организаций, проводится государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения (ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ).

Таким образом, до предоставления декларации безопасности гидротехнического сооружения на утверждение, собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, во исполнение требований пункта 3 Правил определения величины финансового обеспечения и пунктов 4, 6 Положения о декларировании, надлежит разработать расчет вероятного вреда и согласовать его с уполномоченным органом исполнительной власти, а так же обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения, с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения подлежит государственной экспертизе.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ сведения о гидротехнических сооружениях вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (Ространснадзором), декларации безопасности гидротехнических сооружений. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов опасности в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения (ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации по обеспечению разработки и утверждению критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения в установленном порядке, сохраняется, в том числе для гидротехнического сооружения, класс которого не определен и сведения о котором в Регистре отсутствуют.

Как следует из ответа Енисейского управления Ростехнадзора от 27 апреля 2023 года, представленного стороной истца, сведения о гидротехнических сооружениях: дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал Усть-Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал Усть-Фыркал, в Российском реестре гидротехнических сооружений отсутствуют.

Пунктом 6 приложения 4 постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (далее - постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 года № 353) установлено, что до конца 2022 года эксплуатация гидротехнических сооружений могла осуществляться без предоставления их собственниками и (или) эксплуатирующими их организациями в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнических сооружений и проведения ее государственной экспертизы. С начала 2023 года, действие указанных положений прекращено.

Вместе с тем пунктом 7 приложения 4 постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 № 353 установлено, что в 2022 и 2023 годах допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

Как установлено судом, до настоящего времени указанные в представлении прокуратуры от 30 марта 2021 года, в предостережениях Енисейского управления Ростехнадзора от 12 января 2022 года № 16/03, от 18 мая 2022 года № 16/107 нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного не представлено.

Непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, поскольку в случае разрушения гидротехнических сооружений и прорыва воды возможно затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.

По информации Фыркальского сельсовета № 145 от 03 мая 2023 года гидротехнические сооружения: дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал Усть-Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамба, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал Усть-Фыркал, в пользование (оперативное управление, аренду и т.д.) какой-либо организации, эксплуатирующей их, не передавались, соответственно обязанность по составлению декларации безопасности и принятию ряда мер, направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений несет в силу приведенных правовых норм администрация Фыркальского сельсовета.

В этой связи, установив вышеприведенные по делу обстоятельства на основании исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах, руководствуясь приведенными законоположениями, разрешая спор, суд исходит из того, что именно ответчик, как собственник спорных гидротехнических сооружений, несет обязанность по надлежащему содержанию сооружений и принятию предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» мер по обеспечению их безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения, суд учитывает обстоятельства и причины бездействия ответчика, а также условия, необходимые для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, и считает установленный прокурором Ширинского района срок до 01 ноября 2023 года достаточным.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Фыркальского сельсовета об обязании устранения нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства сам факт нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ответчиком не оспаривался, выявленные нарушения не устранены, достоверных доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Обязать администрацию Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006560, ОГРН 1061903001313) в срок до 01 ноября 2023 года произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии следующих гидротехнических сооружений: дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал. Усть-Фыркал; дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал. Усть-Фыркал, и согласовать его с уполномоченным органом власти Республики Хакасия в соответствии с требованиями п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2020 года № 1596.

Обязать администрацию Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006560, ОГРН 1061903001313) в срок до 01 ноября 2023 года во исполнение требований статьи 3, абзаца 4 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечить разработку и утверждение критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларации безопасности следующих гидротехнических сооружений: дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал. Усть-Фыркал; дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал. Усть-Фыркал.

Обязать администрацию Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006560, ОГРН 1061903001313) в срок до 01 ноября 2023 года обеспечить проведение государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в отношении следующих гидротехнических сооружений: дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, юго-западная окраина аал. Усть-Фыркал; дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, северная окраина с. Фыркал; дамбы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, р. Белый Июс, правый берег, 3 км северо-западнее с. Фыркал, 3 км северо-восточнее аал. Усть-Фыркал.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения.

Председательствующий Укачикова Д.Г.

Мотивированное решение изготовлено и подписано (с учетом выходных дней) 24 мая 2023 г.

Председательствующий Укачикова Д.Г.

2-157/2023 ~ М-81/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ширинского района
Ответчики
администрация Фыркальского сельсовета
Другие
Енисейское управление Ростехнадзора
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Укачикова Д.Г.
Дело на сайте суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2023Передача материалов судье
28.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Подготовка дела (собеседование)
25.04.2023Подготовка дела (собеседование)
17.05.2023Подготовка дела (собеседование)
17.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2023Дело оформлено
13.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее