гражданское дело №2-69/2022
УИД 39RS0014-01-2021-001109-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Полесск 2 июня 2022 года
Полесский районный суд Калининградской области в составе председательствующего Лахонина А.П.,
при секретаре судебного заседания Пугачевой Ю.А.,
с участием прокурора Волкова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-69/2022 по заявлению прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Полесский муниципальный округ» о возложении обязанности устранить недостатки эксплуатационного состояния автомобильных дорог,
установил:
прокурор Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором с учётом последующего уточнения просит обязать администрацию МО «Полесский муниципальный округ» в течение 14 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить наружное уличное освещение участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес>, расположенного в границах населенного пункта в соответствие с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017; обязать администрацию МО «Полесский муниципальный округ» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести покрытие проезжей части участков автомобильных дорог общего пользования по <адрес> вблизи домов № и №, а также вблизи <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем устранения дефектов в виде выбоин; обязать администрацию МО «Полесский муниципальный округ» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести покрытие проезжей части участка автомобильной дороги общего пользования по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем устранения дефектов в виде отклонения по вертикали более 1 см. крышки люка вблизи домов №, № и №, а также отклонения решеток дождеприемника относительно поверхности проезжей части более 1 см. вблизи домов № и №.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в силу Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. На основании решения Полесского районного суда Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ участок автомобильной дороги по <адрес> включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Полесский муниципальный округ». В этой связи администрация как собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Однако наружное уличное освещение на указанном участке дороги не обеспечено как того требуют положения статей 1, 3 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В ходе проводимых проверок также установлено, что в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> вблизи домов № и № имеются дефекты в виде выбоин глубиной более 5 см.; в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> вблизи домов №, № и № имеются дефекты в виде отклонения по вертикали крышки люка более 1 см., а также отклонения решетки дождеприемника относительно поверхности проезжей части у <адрес>; в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> вблизи <адрес> имеются дефекты в виде отклонения решетки дождеприемника более 1 см., а также дефекты в виде выбоин глубиной более 5 см. вблизи <адрес>.
Вышеуказанные нарушения допущены в результате ненадлежащего выполнения ответчиком обязанностей по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. Обращение прокурора с настоящим исковым заявлением обусловлено наличием предпосылок для роста количества дорожно-транспортных происшествий, что влечет нарушение прав граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение.
В судебном заседании прокурор Волков Ю.А. заявленные требования полностью поддержал.
Представитель административного ответчика администрации МО «Полесский городской округ» по доверенности Андрейцева А.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения уточнённых требований прокурора не возражала.
Представитель третьего лица ГП КО «Водоканал» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, заявлений и ходатайств не представил. В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление прокурора представитель ГП КО «Водоканал» Сацкевич Е.С. указал, что система канализации в <адрес> является общесплавной в соответствии с определением СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения» и в соответствии с приказом Агентства по имуществу Калининградской области от 1 января 2022 года №1-пр «О включении государственного имущества Калининградской области в реестр государственного имущества Калининградской области и закреплении на праве хозяйственного ведения за Государственным предприятием Калининградской области «Водоканал», с ДД.ММ.ГГГГ закреплена за ГП КО «Водоканал». Из Устава ГП КО «Водоканал», утвержденного приказом Агентства по имуществу Калининградской области от 30 декабря 2019 года №2179-пр, одним из видов деятельности Предприятия является прием сточных вод абонентов в централизованную систему водоотведения, их транспортировка, очистка и сброс в водный объект. Однако в соответствии с нормами действующего законодательства ГП КО «Водоканал» не уполномочено на осуществление деятельности по содержанию сетей водоснабжения и водоотведения по <адрес>, равно как и не уполномочено на проведение работ по устранению выявленных прокурором нарушений.
Представитель третьего лица отделения ГИБДД МО МВД России «Гвардейский» в судебное заседание не явился, не сообщив об уважительности причин неявки, об отложении судебного заедания не ходатайствовал, заявлений и ходатайств в суд не представил.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в судебном заседании участия не принимал, о его дате, месте и времени проведения извещен надлежащим образом,
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ).
При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ, коим является администрация МО «Полесский муниципальный округ».
В соответствии с пунктом 3 Устава МО «Полесский муниципальный округ» к вопросам местного значения Полесского муниципального округа относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К компетенции администрации МО «Полесский муниципальный округ» относится обеспечение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами.
Согласно постановлению главы администрации МО «Полесский городской округ» Калининградской области от 24 августа 2021 года №835 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Полесский городской округ», участок автомобильной дороги по <адрес> является участком дороги местного значения.
Сторонами не оспаривается, что автомобильные дороги, где были установлены нарушения требований ГОСТа, расположены в границах муниципального образования «Полесский муниципальный район» и являются дорогами местного значения.
Устройство стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров, а также на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств, предусмотрено пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённого приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.
Пунктом 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) установлены требования к средней освещенности на дорожном покрытии, равномерности освещенности и коэффициенту периферийного освещения, горизонтальной освещенности покрытия проезжей части улиц и ее равномерности.
Отсутствие стационарного электрического освещения, предусмотренного п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, по настоящее время на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ответом заместителя главы администрации по вопросам ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, а также не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в части обустройства наружного уличного освещения участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес>, расположенного в границах населенного пункта в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Кроме того, пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии улицы, составленным отделением ГИБДД МО МВД России «Гвардейский», от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены ранее выявленные и выявлены новые нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на <адрес>, а именно установлено: у домов №, № по <адрес> и у <адрес> дефекты в виде выбоин глубиной более 5 см; у <адрес> отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части более 1 см; у <адрес> отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части более 1 см; у <адрес> отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части более 1 см. Кроме того, установлено, что у домов №, №, № по <адрес> установленные крышки люка и решеток дождеприемника на проезжей части имеют отклонения по вертикали более 1 см, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Факт наличия вышеуказанных дефектов дорожного полотна ответчиком не оспаривается.
Как следует из технического отчета №С-0056-2022 по результатам строительно-технического обследования колодцев центральной системы водоснабжения и водоотведения, расположенной на участке дороги по <адрес>, составленного ООО «НЦ Балтэкспертиза» ДД.ММ.ГГГГ по заказу ГП КО «Водоканал», причиной дефектов в виде отклонения крышек люков колодцев являются некачественно проведённые дорожные работы по укладке нового дорожного покрытия поверх старого покрытия из брусчатки. Техническое состояние самих колодцев не является причиной образования вышеуказанных дефектов.
Таким образом, образование дефектов в виде выбоин вблизи домов № и № по <адрес>, вблизи <адрес>, а также в виде отклонения по вертикали относительно поверхности проезжей части более 1 см крышки люка вблизи домов №, № и №, отклонения решёток дождеприёмника относительно поверхности проезжей части более 1 см вблизи домов № и № обусловлено ненадлежащим содержанием проезжей части автомобильной дороги со стороны администрации МО «Полесский муниципальный округ».
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Доказательств устранения дефектов проезжей части <адрес> и организации уличного освещения <адрес> суду не представлено.
Несоответствие объектов улично-дорожной сети вышеприведенным требованиям закона, влечет нарушение прав граждан на безопасность дорожного движения, а осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения относится к полномочиям органа местного самоуправления – администрации МО «Полесский муниципальный округ» Калининградской области.
Оценивая степень затруднительности исполнения судебного акта, суд полагает разумными и достаточными указанные прокурором в заявлении сроки исполнения решения суда.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Полесского района к администрации МО «Полесский муниципальный округ» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Полесский муниципальный округ»:
в течение 14 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наружное уличное освещение участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> в границах населённого пункта в соответствии с требованиями пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 и пункта 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести покрытие проезжей части участков автомобильной дороги общего пользования на <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путём устранения дефектов в виде выбоин вблизи домов № и № по <адрес>, а также вблизи <адрес>;
- в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести покрытие проезжей части участка автомобильной дороги общего пользования на <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путём устранения дефектов в виде отклонения по вертикали относительно поверхности проезжей части более 1 см крышки люка вблизи домов №, № и №, а также отклонения решёток дождеприёмника относительно поверхности проезжей части более 1 см вблизи домов № и №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 9 июня 2022 года.
Председательствующий А.П. Лахонин