Дело № 2-266/2023 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда Пермский край 16 июня 2023 года
Ординский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Вавикиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Е.,
с участием прокурора Черепановой М.Г.,
представителя ответчика - Министерства Транспорта Пермского края Карпова А.С, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика - КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края Костаревой М.А, действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации Ординского муниципального округа Пермского края Канциберова И.Р, действующего на основании доверенности,
третьего лица Плотникова А.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Ординского района Пермского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству транспорта Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края о возложении обязанности выделить денежные средства на финансирование работ и обустроить тротуар на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский», проходящей через с.Орда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ординского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Министерству транспорта Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края, просит возложить на Министерство транспорта Пермского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на финансирование работ по обустройству тротуара, на Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края (далее КГБУ «УАДиТ») возложить обязанность по обустройству тротуара на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский», проходящем через с.Орда, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, свои требования мотивирует следующим.
Прокуратурой Ординского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, о дорогах и дорожной деятельности в части наличия тротуара на участке региональной автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский», проходящей через с. Орда Ординского муниципального округа Пермского края.
В ходе обследования участка указанной автомобильной дороги с привлечением ОГИБДД (дислокация с. Орда) МО МВД России «Суксунский» установлено ее несоответствие требованиям нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения - Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Тротуар является сооружением, которое относится к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий.
Согласно п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, при двухсторонней застройке тротуары должны располагаться с обеих сторон дороги.
В нарушение указанных требований на момент обследования при условии двусторонней застройки отсутствует тротуар на участке автодороги, проходящей по с. Орда по правой стороне со стороны п. Голдыревский в направлении п. Октябрьский с км 11+080 по км 11+160.
В связи с этим пешеходная инфраструктура не образует единую непрерывную систему, не обеспечивает безопасный и беспрепятственный пропуск пешеходов.
Указанное нарушение создает повышенную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, а также их имуществу.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 08.07.2016 №449-п автомобильная дорога «Голдыри-Орда-Октябрьский» является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения. Согласно техническому паспорту указанная автодорога км 0+028 – км 9+496 относится к III категории.
Просит обязать Министерство транспорта Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на финансирование работ по обустройству тротуара на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский», проходящем через с.Орда, по правой стороне со стороны п.Голдыревский в направлении п.Октябрьский с км.11 + 080 по км. 11+160, Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края обязать обустроить тротуар на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский», проходящем через с.Орда, по правой стороне со стороны п.Голдыревский в направлении п.Октябрьский с км.11 + 080 по км.11+160, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, а также СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, в срок до 1 декабря 2023 года.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства Транспорта Пермского края с исковыми требованиями не согласился, указал, что порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Пермского края утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 05.12.2017 года № 979-п. Министерство транспорта Пермского края осуществляет распределение доведенных плановых объемов бюджетных ассигнований фонда по направлениям расходов, в том числе на развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов, безопасности дорожных условий. Финансирование учреждений происходит путем заключения соглашения о предоставлении субсидии. В настоящее время предусмотрено выделение КГБУ ПК «Управление автомобильных дорог и транспорта» на развитие системы организации движения транспортных средств. В рамках доведенных до учреждения лимитов учреждение вправе самостоятельно перераспределять бюджетные средства. Обязанность по финансированию учреждения Министерство выполнило в полном объеме.
Представитель ответчика КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с Уставом КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере дорожной деятельности и транспорта. Для достижения указанной цели Учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по организации работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, технических средств организации дорожного движения или других объектов транспортной инфраструктуры. В рамках договора от 28.02.2019, заключенного с ООО «ИС-Проект», разработана проектная и рабочая документации по обустройству стационарного электрического освещения и тротуаров на автомобильной дороге «Голдыри-Орда-Октябрьский» км 9 + 352 - км 12 + 800, км 24 + 390 - км 25 + 593 в Ординском районе Пермского края. 13 октября 2021 года в адрес КГБУ «УАДиТ» от администрации Ординского муниципального округа поступило письмо о внесении изменений в проект по устройству стационарного электрического освещения и тротуаров на автомобильной дороге «Голдыри-Орда-Октябрьский» - не устраивать часть тротуара со стороны рынка. В связи с этим, были внесены изменения и выдано новое проектное решение без устройства тротуара вдоль рынка. Полагают, что в соответствии с действующим законодательством на указанной автомобильной дороге, существующая пешеходная инфраструктура образовывает единую непрерывную систему и обеспечивает беспрепятственный пропуск пешеходных потоков. Кроме того указала, что в дополнительном соглашении изменилась цена контракта в меньшую сторону, поскольку из проекта исключили обустройство тротуара вдоль рынка. В настоящее время в перечень объектов по обустройству стационарного освещения и тротуаров на 2023-2025 года обустройство тротуара на данном участке дороги не включено, и, соответственно, средства на его финансирование учреждению не поступали.
Представитель третьего лица администрации Ординского муниципального округа Пермского края Канциберов И.Р. исковые требования прокурора поддержал, указал, что изначально в проекте по устройству стационарного электрического освещения и тротуаров на автомобильной дороге «Голдыри-Орда-Октябрьский» предусматривалось обустройство тротуара по правой стороне со стороны п. Голдыревский в направлении п. Октябрьский с км 11+080 по км 11+160. Администрация Ординского муниципального округа обратилась к КГБУ «УАДиТ» о переносе тротуара от 11 км 80 м до 11 км 160 м на участок дороги возле автовокзала с. Орда. В первоначальный проект были внесены изменения без устройства тротуара вдоль рынка. Считает, что отсутствие тротуара на спорном участке региональной автодороги создает повышенную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, а пешеходная инфраструктура не образует единую непрерывную систему и не обеспечивает беспрепятственный пропуск пешеходных потоков, просил иск удовлетворить.
Третье лицо Плотников А.Н. в судебном заседании против обустройства тротуара вдоль рынка не возражал. Пояснил, что является собственником земельного участка - рыночной площади, расположенной рядом с местом предполагаемого размещения тротуара. В настоящее время на рыночной площади по понедельникам осуществляется торговля в рамках вещевого и продуктового рынка. В остальные дни недели на данном участке стоят крупногабаритные грузовые транспортные средства, которым для заезда и выезда необходим съезд на автодорогу «Голдыри- Орда- Октябрьский». По какой причине второй съезд с данного земельного участка, расположенный возле магазина, не имеется на схеме автомобильной дороги, пояснить не может. Он существовал до того, как им был приобретен земельный участок.
Представитель третьего лица МО МВД России «Суксунский» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Ходатайств об отложении дела и рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил, как и сведений об уважительных причинах неявки.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ФЗ «О безопасности дорожного движения») безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе путем организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации») предусмотрено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. п. 6, 12 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Тротуар является сооружением, которое относится к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» - тротуары или пешеходные дорожки устраивают в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
В силу п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 при двухсторонней застройке тротуары должны располагаться с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр утвержден СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, в соответствии с п. 11.28, пешеходная инфраструктура должна образовывать единую непрерывную систему и обеспечивать беспрепятственный пропуск пешеходных потоков, включая МГН. В состав пешеходной инфраструктуры входят пешеходные зоны, пешеходные улицы и площади, тротуары, пешеходные галереи, пешеходные эспланады, пешеходные переходы в одном и разных уровнях.
Согласно пункту 7.5.1 Свода правил № 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», утвержденного Приказом Минстроя России от 1 августа 2018 года № 474/пр, при формировании пешеходных зон на улично-дорожной сети в сложившейся застройке их местоположение следует определять при наличии следующих планировочных и функциональных характеристик: высокая концентрация объектов с высокой посещаемостью, памятников истории и культуры, ценных городских ландшафтов и др.
Требования разработанные и утвержденные вышеуказанными ГОСТами, Сводами правил должны неукоснительно соблюдаться.
Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу ч. 5 ст. 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В судебном заседании установлено.
Прокуратурой Ординского района с привлечением ОГИБДД (дислокация с. Орда) МО МВД России «Суксунский» на основании обращения гражданина была проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о дорожной деятельности, безопасности дорожного движения при организации содержания и ремонта региональной автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский», в части наличия тротуара на участке автодороги со стороны п. Голдыревский в направлении п. Октябрьский, проходящей через с. Орда Ординского муниципального округа Пермского края (том 1 л.д. 10).
В ходе обследования указанной автомобильной дороги установлено её несоответствие требованиям нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт. Согласно акту обследования на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский» с км 11+080 по км 11+160 в нарушение п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует тротуар. К акту приложена фототаблица (том 1 л.д.12-13, 14).
Приказом председателя Департамента имущественных отношений Пермской области от 08.06.2004 № 304-по «Об изъятии недвижимого имущества из оперативного управления дорожного комитета Пермской области» автодорога «Голдыри-Орда-Октябрьский» передана в оперативное управление государственному областному учреждению «Управление автомобильных дорог» Пермской области (том 1 л.д. 23-28).
Согласно п. 1.2 Устава КГБУ «УАДиТ» - Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края является правопреемником государственного областного учреждения Управление автомобильных дорог» Пермской области.
В соответствии с п. 2.1 Учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере дорожной деятельности и транспорта. Для достижения указанной цели Учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по организации работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, технических средств организации дорожного движения или других объектов транспортной инфраструктуры.
Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края, в оперативное управление которого передана автодорога «Голдыри-Орда-Октябрьский», несет бремя ее содержания, обязано организовывать работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, содержанию автомобильной дороги, в том числе, в части устройства тротуара на указанном выше участке автомобильной дороги.
Согласно Уставу КГБУ «УАДиТ» функции учредителя КГБУ осуществляет Министерство транспорта Пермского края (п. 1.5 Устава) (л.д. 29-46).
Министерство транспорта Пермского края осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечивает безопасность дорожного движения на них; осуществляет расчет необходимого объема средств на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п. 3.2.1, п. 3.2.8 Положения о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 № 828-п).
Согласно п. 3.5.11 Положения Министерство транспорта Пермского края выполняет функции главного распорядителя средств краевого бюджета по направлениям деятельности Министерства, в том числе, расходов бюджета Пермского края в сфере дорожной деятельности и развития транспортной инфраструктуры.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Плотников А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером: № (том 1 л.д. 59-70).
Согласно техническому паспорту автодорога «Голдыри-Орда-Октябрьский» км 0+028 – км 9+496 относится к III категории (том 2 л.д. 87-96).
В соответствии проектной документацией, разработанной в рамках исполнения договора по устройству стационарного электрического освещения и тротуаров на автомобильной дороге «Голдыри-Орда-Октябрьский» № от ДД.ММ.ГГГГ, прошедшей экспертизу и согласование, на участке указанной автомобильной дороги проходящем через с.Орда, по правой стороне со стороны п.Голдыревский в направлении п.Октябрьский с км.11 + 080 по км. 11+160 предусмотрено обустройство тротуара (том 1 л.д. 181-200, 201-249).
Согласно ответу КГБУ «УАДиТ» в адрес администрации Ординского муниципального округа в соответствии с п. 7.3.2 СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский» км.11 + 080 необходимость обустройства пешеходного перехода отсутствует (л.д. 20).
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ года к договору № от ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения в п. 3.1 договора «цена договора». Цена договора снижена (том 2 л.д. 82-85).
В соответствии с выкопировкой из материалов по обустройству автомобильной дороги «Голдыри-Орда- Октябрьский» с км. 9 +352 по км.12+ 500, обустройство тротуара с км.11 + 080 по км. 11+160 не предусмотрено (том 2 л.д. 58).
В ДД.ММ.ГГГГ по факту выявления нарушения исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, о дорогах и дорожной деятельности прокуратурой района с привлечением сотрудника ОГИБДД (дислокация с. Орда) МО МВД России «Суксунский» проведена повторная проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (л.д. 15-17).
Представление прокурора КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» об устранении нарушений и принятию мер по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, о дорогах и дорожной деятельности, причин и условий, им способствующих, недопущению подобных нарушений, не выполнено. Согласно ответу КГБУ «УАДиТ» указано, что отсутствие тротуара на одной из сторон на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский» с км 1+080 по км 11+160 обусловлено наличием парковочной зоны автотранспорта. Пешеходный тротуар устроен с противоположной стороны (л.д. 18-19).
Из письма Министерства транспорта Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что между краевым государственным бюджетным учреждением «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края и подрядной организацией ООО «ДСК Магистраль» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор №157-21-кр на выполнение работ по объекту: Устройство стационарного электрического освещения и тротуаров на автомобильной дороге: «Голдыри - Орда – Октябрьский» км 9+352 - км 12+800, км 24+390 - км 25+593 в Ординском районе Пермского края». На основании предъявленной исполнительной документации и осмотра объекта в натуре, контрольных измерений и лабораторных испытаний, приемочной комиссией объект принят ДД.ММ.ГГГГ. Между КГБУ «УАДиТ» и подрядной организацией ООО «АБЗ №1» заключен Договор № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автодороги, в т.ч. и тротуаров. Подрядчик приступил к выполнению Договора с ДД.ММ.ГГГГ. Устройство тротуара вдоль нового рынка по ул. Трактовая нецелесообразно ввиду существующей парковочной зоны, требующей пространства при маневрировании грузовых транспортных средств для разгрузки и погрузки продовольственных и хозяйственных товаров. Тротуар устроен с противоположной стороны для движения пешеходов вдоль Автодороги. К письму приложена фототаблица (л.д. 127-128, 129-132).
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения Госавтоинспекции группы (дислокация с. Орда) МО МВД России «Суксунский» Серебренниковым П.С. составлен акт обследования участка с км 11+000 по км 12+000 а/д Голдыри-Орда-Октябрьский Ординского муниципального округа Пермского края. Из акта обследования следует, что на участке с км 11+080 по км 11 + 160 автомобильной дороги Голдыри-Орда-Октябрьский, проходящем через с. Орда, по правой стороне со стороны п. Голдыревский в направлении п. Октябрьский в нарушении п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует тротуар. Движение пешеходов на данном участке автомобильной дороги возможно только по обочине автомобильной дороги, что создает непосредственную угрозу для их жизни и здоровья; на участке км 11+080 автодороги Голдыри-Орда-Октябрьский Ординского, проходящем через с. Орда, по правой стороне со стороны п. Голдыревский в направлении п. Октябрьский в нарушении требований ч. 1 ст. 20 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ организован съезд (направо) без соответствующего разрешения и согласования с владельцем автомобильной дороги; на участке км 11+186 автомобильной дороги Голдыри-Орда-Октябрьский, проходящем через с. Орда, по правой стороне со стороны п. Голдыревский в направлении п. Октябрьский имеется съезд на прилегающую территорию (направо) в соответствии с утвержденным проектом организации дорожного движения на TaHFVK) автомобильную дорогу, фактическая ширина проезда составляет 32,8 м; ширина проезжей части на данном участке автомобильной дороги составляет <данные изъяты> м. В ходе проведения обследования применялась фотосъемка. К акту прилагается фототаблица. (л.д.175,176-179).
Согласно представленному краевым государственным бюджетным учреждением «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края перечнем объектов по обустройству стационарного освещения и тротуаров, устройство тротуара на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский», проходящем через с.Орда, по правой стороне со стороны п.Голдыревский в направлении п.Октябрьский с км.11 + 080 по км. 11+160 на 2023-2025 годы не запланировано (том 2 л.д. 87).
Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 828-п утверждено Положения о Министерстве транспорта Пермского края". В соответствии с разделом II Положения, целями деятельности Министерства являются, в том числе, обеспечение осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог Пермского края, муниципальных образований и осуществление мер по организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению дорожным движением в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление государственных полномочий в сфере развития транспорта Пермского края.
Кроме этого, на основании пунктов 3.2.1, 3.2.6 Положения, Министерство транспорта осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечивает безопасность дорожного движения на них; обеспечивает организацию контроля за строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Как установлено в судебном заседании, на автодороге «Голдыри-Орда- Октябрьский», проходящем через с.Орда, по правой стороне со стороны п.Голдыревский в направлении п.Октябрьский с км.11 + 080 по км.11+160 отсутствует тротуар. Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, в силу п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а поскольку автодорога «Голдыри-Орда-Октябрьский» км 0+028 – км 9+496 относится к III категории, вдоль дороги на данном участке существует двусторонняя застройка, на указанном участке автодороги необходимо обустройство тротуара с обеих сторон.
Кроме того, на спорном участке автомобильной дороги установлена высокая концентрация объектов с высокой посещаемостью, поток движения на региональной трассе создает повышенную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, а так же их имуществу, а пешеходная инфраструктура не образует единую непрерывную систему и не обеспечивает беспрепятственный пропуск пешеходных потоков, поэтому Министерство транспорта Пермского края уполномочено выделить денежные средства для устройства тротуара на указанном выше участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский».
В силу положений действующего законодательства и Устава учреждения, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» несет обязанность по содержанию указанной автодороги, по контролю за ее состоянием, а также по приведению дороги в нормативное состояние. Министерство транспорта Пермского края осуществляет функции учредителя и финансирует деятельность учреждения.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что несоответствие участка автомобильной дороги «Голдыри-Орда- Октябрьский», проходящем через с.Орда, по правой стороне со стороны п.Голдыревский в направлении п.Октябрьский с км.11 + 080 по км.11+160 требованиям ГОСТ Р 52766-2007 может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, а также создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц - участников дорожного движения, а также их имуществу, суд считает, требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Анализируя в совокупности положения приведенных выше правовых норм, учитывая, что автомобильная дорога «Голдыри-Орда-Октябрьский» передана в оперативное управление Краевому государственному бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края, на учреждении лежит обязанность по осуществлению деятельности по организации работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, технических средств организации дорожного движения или других объектов транспортной инфраструктуры, а также осуществлении иных полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, о приведении автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский», в соответствие с требованиями ГОСТ.
Доводы представителя Министерства транспорта Пермского края о том, что финансирование работ по обустройству тротуара на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда-Октябрьский», проходящем через с. Орда, по правой стороне со стороны п. Голдыревский в направлении п. Октябрьский с км 11+080 по км 11+160 исполнены Министерством в добровольном порядке в установленные сроки, суд находит необоснованными, поскольку в судебном заседании установлено, что в перечень объектов, в отношении которых планируется проведение работ по обустройству тротуаров и освещения, данный участок автодороги не входит, и, соответственно, Министерством транспорта на данные цели денежных средств не выделялось.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Прокурор просит установить Министерству транспорта Пермского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на финансирование работ по обустройству тротуара, а ответчику КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края исполнить обязанность по обустройству тротуара в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств, а также времени, необходимого для проведения установленных действующим законодательством процедур, выполнения требований бюджетного законодательства о внесении изменений в перечень финансируемых мероприятий, разработку и утверждение проектной документации, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на Министерство транспорта Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на финансирование работ по обустройству тротуара. На КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края следует возложить обязанность по обустройству тротуара на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда- Октябрьский», проходящем через с.Орда, с км.11 + 080 по км.11+160, соответствующего требованиям ГОСТ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ординского района, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Министерство транспорта Пермского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на финансирование работ по обустройству тротуара на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда- Октябрьский», проходящем через с.Орда, по правой стороне со стороны п.Голдыревский в направлении п.Октябрьский с км.11 + 080 по км. 11+160.
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края обязанность по обустройству тротуара на участке автомобильной дороги «Голдыри-Орда- Октябрьский», проходящем через с.Орда, по правой стороне со стороны п.Голдыревский в направлении п.Октябрьский с км.11 + 080 по км.11+160, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2023 года.
Судья Т.С. Вавикина