Судебный акт #1 (Определение) по делу № 13-59/2023 от 14.02.2023

13-59/2023 (2-64/2022)

УИД 10RS0008-01-2021-002181-43

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 марта 2023 года                            г. Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

     установил:

Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» (далее: Администрация, должник), являясь должником по исполнительному производству, обратилась в суд с заявлением по тем основаниям, что решением Медвежьегорского районного суда от 09.05.2022 на неё возложена обязанность предоставить Гром А.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Решение вступило в законную силу, обращено к исполнению и до настоящего времени не исполнено. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.10.2022 на Администрацию наложен исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Не оспаривая законность указанного постановления, Администрация просит суд освободить её от уплаты исполнительского сбора. В обоснование требования указывает, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет исходя из субвенции, предоставляемой из бюджета Республики Карелия, которая на момент принятия судом решения в 2022 году была полностью израсходована, в предоставлении дополнительных средств Министерство социальной защиты Республики Карелия отказало. Бюджет района является дотационным, средств на самостоятельное приобретение жилых помещений специализированного жилфонда в местном бюджете нет. В рамках соглашения от 24.01.2023 Министерством социальной защиты РК бюджету Медвежьегорского района предоставлена субвенция в сумме 8314000 руб., однако предложения о продаже жилых помещений в г. Медвежьегорске и Медвежьегорском районе отсутствуют, Администрацией готовятся документы для проведения электронных аукционов по приобретению квартир для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планируется объявление закупок. Размер исполнительского сбора должен отвечать критериям соразмерности и принципу справедливости. С учетом степени вины в неисполнении судебного решения, должник просит суд освободить его от уплаты исполнительского сбора.

В судебное заседание представитель Администрации не явился, извещен.

Взыскатель Гром А.А., ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Медвежьегорскому району Муравкина Е.С. не явились, извещены, письменных возражений не представили.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает заявление в отсутствие сторон и судебного пристава-исполнителя.

Исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу ч. 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 6 ст. 112 настоящего Федерального закона, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, решением Медвежьегорского районного суда от 09.06.2022 на Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» возложена обязанность предоставить Гром Анастасии Александровне как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Решение вступило в законную силу 15.07.2022.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Медвежьегорскому району от 08.09.2022 в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство № 76169/22/10008-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя от 28.10.2022 на Администрацию наложен исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Согласно постановлению, должником не представлены доказательства уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа в предоставленный для добровольного исполнения срок.

Определением Медвежьегорского районного суда от 18.10.2022 Администрации отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения до 01.04.2023.

Судебным приставом-исполнителем 28.10.2022 должнику установлен новый срок исполнения – 26.12.2022, требованием от 27.01.2023 должнику установлен срок исполнения 30.03.2023.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в п. 78 Постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно п. 74 указанного Постановления, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Лицо может быть освобождено от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если оно приняло все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ). Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как следует из письменных материалов, причиной неисполнения судебного решения является отсутствие на территории г. Медвежьегорска и Медвежьегорского района свободных жилых помещений специализированного жилфонда, дефицит местного бюджета. Государственные полномочия по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилфонда осуществляются Администрацией в пределах субвенций, выделяемых из бюджета Республики Карелия, о чем должник последовательно заявлял при рассмотрении дела и в рамках исполнения решения. При этом Администрация неоднократно обращалась по вопросу выделения дополнительных средств республиканского бюджета на осуществление указанных полномочий. На дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора средства, выделенные Медвежьегорскому району на 2022 год, полностью должником израсходованы по целевому назначению.

В рамках соглашения от 24.01.2023 Министерством социальной защиты РК бюджету Медвежьегорского района предоставлена субвенция в сумме 8314000 руб. Как следует из представленных Администрацией доказательств, ведется подготовка к проведению электронных аукционов по приобретению квартир для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявлению закупок.

Суд принимает во внимание характер возложенной судебным решением обязанности, направленной на защиту права гражданина на жилище, вместе с тем, при установленных обстоятельствах и, исходя из правового статуса должника, приходит к выводу о наличии оснований для освобождения Администрации от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

определил:

Заявление удовлетворить.

Освободить Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Медвежьегорскому району от 28.10.2022 по исполнительному производству № 76169/22/10008-ИП.

Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.

Судья                                    Л.А. Ерохова

13-59/2023

Категория:
Другие
Статус:
Удовлетворено
Истцы
Администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район"
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Ерохова Л.А.
Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
14.02.2023Материалы переданы в производство судье
15.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
30.03.2023Материал оформлен
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее