Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1052/2024 ~ М-753/2024 от 31.05.2024

56RS0032-01-2024-001207-09

№2-1052/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2024 года г. Соль-Илецк

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Бобылевой Л.А.,

при секретаре Заитовой С.Т.,

с участием старшего помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Буслаевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах Николич С.В., к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма,

установил:

Прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области, действуя в интересах Николич С.В., обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Николич С.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Соль-Илецкого городского округа, собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Просит суд обязать администрацию МО Соль-Илецкого городского округа предоставить Николич С.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не ниже установленных социальных норм, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание истец Николич С.В., представитель ответчика администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, представители третьих лиц Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вынес определение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела.

В судебном заседании старший помощник прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Буслаева Л.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Изучив и исследовав материалы гражданского дела, заслушав объяснение явившегося участника процесса, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 98 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Основания предоставления специализированных жилых помещений установлены статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицамиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из материалов гражданского дела следует, что Николич С.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ей родителями являются: отец ФИО8., мать – ФИО9 что подтверждено свидетельством о рождении

Сведения об отце Николич С.В. внесены в свидетельство о рождении со слов матери, отцовство не устанавливалось.

Постановлением главы администрации города Оренбурга от 15 декабря 2014 Николич С.В. помещена под надзор в государственной образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья «Покровская специальная (коррекцйионная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Новосергиевского района на полное государственной обеспечение, поскольку ее одинокая мать ФИО9. признана виновной в совершении преступления, отбывает наказание.

Согласно справке и.о. директора ГКОУ «Детский дом» Николич С.В. являлась воспитанницей ГКОУ «Детский дом» и находилась на полном государственном обеспечении в период с 25 декабря 2014 года по 11 августа 2016 года.

Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 16 июня 2016 года ФИО9. лишена родительских прав в отношении Николич С.В.

Согласно справке МАУ Соль-Илецкого городского округа «Многофункционаяльный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от 09 января 2020 года Николич С.В. зарегистрирована и проживает на территории г. Соль-Илецка Соль-Илецкого района Оренбургской области, по адресу: <адрес>

На основании постановления администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 21 сентября 2020 года Николич С.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда.

По состоянию на 29 мая 2024 года порядковый номер очередности

По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии объектов недвижимости на праве собственности у Николич С.В. отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, что истец, оставшийся сиротой в несовершеннолетнем возрасте, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит в Списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, жильем не обеспечен, следовательно, имеет право на обеспечение жилым помещением муниципального жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Довод представителя ответчика об обеспечении жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности, является несостоятельным.

В силу части 1 статьи 4 Закона №15-ФЗ от 29 декабря 2012 изменения, касающиеся обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, вступают в силу с 01.01.2013 года.

Однако частью 2 статьи 4 Закона №15-ФЗ установлено, что действие положений статьи 8 Закона № 159-ФЗ (в ред. Закона № 15-ФЗ) и ЖК РФ (в ред. Закона № 15-ФЗ) распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона №15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона №15-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п.1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются таким лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие у ребенка, достигшего возраста 18 лет, закрепленного жилого помещения, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Принимая во внимание, что Николич С.В., достигшая возраста 18 лет, и оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте сиротой, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилья по договору социального найма или в собственности не имеет, свое право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма не реализовала, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Вместе с тем отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено, свидетельствует о том, что указанной категории граждан жилье должно быть предоставлено незамедлительно, после возникновения соответствующего субъективного права, следовательно, требование о предоставлении жилого помещения в части указания на срок предоставления жилья не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах Николич С.В., к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ предоставить Николич С.В., ДД.ММ.ГГГГ, уроженке г<адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в Соль-Илецком городском округе не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта федерации.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.А. Бобылева

Решение в окончательной форме принято 01 июля 2024 года

Судья Л.А. Бобылева

2-1052/2024 ~ М-753/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области
Николич Светлана Вячеславовна
Ответчики
Администрация МО Соль-Илецкий городской округ
Другие
Правительство Оренбургской области
Министерство социального развития Оренбургской области
Суд
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области
Судья
Бобылева Л.А
Дело на странице суда
sol-iletsky--orb.sudrf.ru
31.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2024Передача материалов судье
03.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее