УИД 05MS0013-01-2023-001040-37
Дело №12-573/2023
РЕШЕНИЕ
город Махачкала 01 сентября 2023 года
Судья Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан Валетдинова Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника управления Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>»,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа с внутригородским делением «<адрес>» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, начальник управления Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» ФИО1 обратился в суд с жалобой в порядке главы 30 КоАП РФ, в которой выражает несогласие с постановлением мирового судьи, ссылаясь на то, что Управление жилищно–коммунальным хозяйством является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Законный представитель Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, явку защитника не обеспечил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил. Руководствуясь ч.3 ст. 25.4 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу на постановление в отсутствие заявителя.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины. В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административная ответственность по части ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ врио главного государственного санитарного врача по <адрес> городского округа с внутригородским делением «<адрес>» было выдано предписание за N 15-08, в соответствии с которым Администрации предписывалось:
- В срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить получение в установленном порядке санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) участка водного объекта, используемого в целях купания и спорта, санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам на летний сезон.
- В срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить содержание зон рекреации, мест массового отдыха и купания населения в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства;
- обеспечить оборудование пляжных зон кабинами для переодевания, общественными туалетами, душевыми, уранами и содержать их в надлежащем санитарном состоянии.
- В срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать подъездные пути к зонам рекреаций и определить места для автостоянки личного и общественного транспорта;
- оборудовать места (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организовать их вывоз;
- провести ревизию, промывку и дезинфекцию внутриплощадочных водопроводных сетей под лабораторным контролем качества питьевой воды до начала пляжного сезона;
- обеспечить зону рекреации питьевым водоснабжением, отвечающим установленным гигиеническим требованиям;
- провести очистку территории пляжной зоны от мусора. сухостоя, подсыпку чистым песком. Содержать пляжную зону в надлежащем санитарном состоянии в течении купального сезона, провести регулярную текущую уборку территории в течении дня, уборок и дезинфекции туалетов, душевых, раздевалок не реже 1 раза в сутки. Иметь в наличии готовые дезрастворы с указанием даты приготовления и концентрации активного вещества (хлора) для дезинфекции туалетов, душевых и других общественных мест;
- обеспечить прохождения работниками зоны рекреации (пляжа) медицинских осмотров и гигиенического обучения, иметь на рабочем месте все медицинские книжки с отметками о прохождении медицинского осмотра, профпрививок, перечень контингентов подлежащих медосмотру, поименный список работников и заключительный акт медицинского учреждения по итогам медицинского осмотра работников (в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н и Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» ст.ст. 11,34,36). Акт о результате проведенных медицинских осмотров работников, выданный лечебным учреждением в соответствии с договором представить в Управление Роспотребнадзора по РД.
- В срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить Программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в зоне рекреации (пляжной зоне), в т.ч. лабораторный контроль (п.110 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21). Копию утвержденной Программы представить в Управление Роспотребнадзора по РД.
- В срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договора с аккредитованными организациями на проведение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой и морской воды, почвы, песка.
- В срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ организовать производственный лабораторный контроль за качеством питьевой и морской воды, почвы, песка ( п. 110 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).
- В срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведения дератизационных и дезинсекционных мероприятий на пляже в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (пункты 39-42 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21);
- обеспечить соблюдение мер ограничительного характера в соответствии с требованиями п.5 ст.18 Федерального Закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 113 СанПиН 2.1.33684-21, а именно:
- приостановление или запрещение использования водного объекта в целях купания при ухудшении качества воды водоема (моря);
- незамедлительное информирование органов местного самоуправления, Роспотребнадзор о принятом решении, о неудовлетворительных результатах проб воды водоема (моря), исследованных в рамках производственного контроля или другой чрезвычайной ситуации;
- выставление аншлагов о запрете купания людей на водоемном объекте;
- объявление по радиосвязи (ежечасно) о запрете купания;
- увеличение кратности лабораторных исследований проб воды водных объектов, в т.ч. на показатели для возбудителей кишечных инфекций и вирусологические исследования и др.
- оборудовать доступное для обозрения место для размещения информации, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителя»;
- представить в Управление Роспотребнадзора по РД адресу: <адрес>, сведения и нормативно-правовые документы на земельный участок под зону рекреацию (пляжную зону): Постановление Главы администрации города или района, кадастровый номер, дата регистрации, форма собственности. юридический и фактический адреса, ФИО директора, контактные телефоны и др.
- В срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение мероприятий Постановления врио Главного Государственного санитарного врача РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении санитарно – эпидемиологического благополучия в зонах рекреации в летний сезон 2023 г.».
Документированную информацию о выполнении данного предписания представить в Управление Роспотребнадзора по <адрес> на бумажном носителе и по электронной почте.
ДД.ММ.ГГГГ по факту невыполнения предписания должностным лицом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в отношении администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.
Делая вывод о виновности указанного органа местного самоуправления в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья судебного участка №<адрес> исходил из того, что привлекаемым к административной ответственности лицом не выполнено в установленный срок законное предписание должностного лица Управления Роспотребнадзора по <адрес>.
Между тем указанные выводы не учитывают следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установлениеааааааавиновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
На основании пункта 4 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Как указано в пункте 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания, и обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений хозяйствующими субъектами.
При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем из диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что установленная данной нормой административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компоненты природной среды, к числу которых относятся поверхностные и подземные воды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие).
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (пункт 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) моря определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.
Согласно пункту 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, на которых находятся поверхностные водные объекты, являются землями водного фонда.
Частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации). Исходя из системного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 Водного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами. Следовательно иные водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с этим Кодексом. В соответствии со статьей 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся наряду с другими владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы (пункты 1 и 2). Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление этих полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 2 части 1, часть 3 статьи 26 названного Кодекса). Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области местного самоуправления, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который, как следует из его преамбулы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также определяет государственные гарантии его осуществления. К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в данном Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Согласно данному Федеральному закону местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения; в городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов (часть 1 статьи 10). В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 27-П отмечено, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", возлагающий осуществление управления в области охраны окружающей среды на органы местного самоуправления (статья 10), относит к субъектам природоохранной деятельности не только указанные органы, но и органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которым предоставляются достаточно широкие полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 5 и 6). Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона). Таким образом, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Водный кодекс Российской Федерации исходят из принципа ответственности органов всех трех уровней публичной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на соответствующих территориях, что согласуется с конституционными предписаниями о единстве системы публичной власти. При этом названное выше регулирование не может быть произвольным и должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, в пределах предоставленных полномочий и не нарушать принцип разделения вопросов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Между тем, законности выданного администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» предписания, следовательно и основанию для привлечения данного органа местного самоуправления к административной ответственности, правовая оценка исходя из приведенных правовых норм не дана, обоснованность возложения на Администрацию обязанности по организации проведения указанных в предписании мероприятий надлежащим образом не проверена. Таким образом, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями приняты не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях. Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
Следовательно, привлечение Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» по настоящему делу к административной ответственности за уклонение от исполнения предписания, нельзя признать правомерным.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы в суде истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, то направление дела на новое рассмотрение невозможно.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в силу с момента его вынесения, его правомочны пересматривать председатель Пятого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Советского районного суда
г. Махачкалы Республики Дагестан Р.Р. Валетдинова