Судья Олексенко Р.В. Дело № 12-78/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск |
4 марта 2022 года |
Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу Шевченко Ольги Сергеевны на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 2 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 2 декабря 2021 года Шевченко О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Шевченко О.С. считает назначенное ей административное наказание чрезмерно суровым и просит его заменить на предупреждение.
В обоснование указывает, что своей маски у нее не было, в транспортном средстве маской ее не обеспечили, а приобрести ее было негде.
Считает, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения, поскольку каких-либо свидетелей при его составлении не было и они в данном протоколе не расписывались.
Указывает, что о месте и времени судебного заседания не извещалась.
В судебное заседание не явились Шевченко О.С., представитель административного органа, извещенные о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Основанием для составления в отношении Шевченко О.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что в 9 часов 55 минут 2 ноября 2021 года Шевченко О.С., в нарушение пункта 2.1.1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами при введении режима повышенной готовности с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 4 апреля 2020 года №175-ПП (в редакции, действующей на день совершения административных правонарушения), осуществляя проезд в общественном транспорте – маршрутке «ГАЗ А64R42», государственный регистрационный знак *, в районе дома 196 по проспекту Кольский в г.Мурманске, находилась без средств индивидуальной защиты органов дыхания - медицинской маски или респиратора.
Разрешая вопрос о привлечении Шевченко О.С. к административной ответственности, судья пришел к выводу о наличии в ее действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса.
Вместе с тем, состоявшееся по делу постановление не может быть признано законным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Содержание указанной нормы свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В материалах дела имеется расписка Шевченко О.С. (л.д.***), согласно которой она дала согласие на извещение ее о месте и времени рассмотрения дела смс-сообщением. Между тем, данных о направлении в адрес Шевченко О.С. судебных извещений о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, как и сведений о ее уведомлении о месте и времени рассмотрения дела каким-либо способом материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 6.2 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36, извещение о вызове в суд лиц может быть осуществлено посредством направления телеграмм, телефонограмм или по факсимильной связи с указанием лица, принявшего извещение (Ф.И.О., должности и сведений о передаче извещаемому лицу сообщения) либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или его вручение адресату.
При этом доказательств, подтверждающих извещение Шевченко О.С. о месте и времени рассмотрения дела иными способами с фиксацией данных лица, принявшего извещение, а также сведений о передаче извещаемому лицу сообщения, позволяющими суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова, в материалах дела не имеется.
Кроме того, из рапорта старшего смены на объекте – судебного пристава по ОУДПС СО по ОУДПС г. Мурманска и Мурманского ГВС Петрова И.С. от 2 декабря 2021 года следует, что в 9 часов 40 минут в здание суда прибыла гражданка Шевченко О.С., сообщившая, что у нее назначено судебное заседание по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на 9 часов 30 минут. При этом Шевченко О.С. была без средств индивидуальной защиты. На предложение надеть средство индивидуальной защиты ответила отказом и покинула здание суда (л.д.***).
Изложенное свидетельствует, что в материалах дела не имеется сведений о том, что при отсутствии на момент рассмотрения дела в 9 часов 30 минут 2 декабря 2021 года какой-либо информации о получении Шевченко О.С. судебного извещения по почте или о возврате извещения отправителю, а также об извещении Шевченко О.С. каким-либо иным способом, позволяющим контролировать получение ею указанной информации, судьей предпринимались надлежащие меры для выяснения причин неявки в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном при отсутствии объективных данных о ее надлежащем извещении о месте и времени его рассмотрения, т.е. не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а поэтому порядок рассмотрения дела об административном правонарушении судьей не соблюден.
Допущенное по настоящему делу нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлекшее нарушение права Шевченко О.С. на защиту, является существенным и повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принятого по делу постановления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что послужившие основанием для составления в отношении Шевченко О.С. протокола об административном правонарушении обстоятельства имели место 2 ноября 2021 года, и на момент рассмотрения жалобы Шевченко О.С. на постановление об административном правонарушении в Мурманском областном суде трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, указанное обстоятельство влечет прекращение производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, возвращение дела на новое рассмотрение невозможно.
При таких обстоятельствах постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 2 декабря 2021 года подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а производство по настоящему делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу Шевченко Ольги Сергеевны – удовлетворить.
Постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 2 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шевченко О.С. - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов