Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-590/2024 ~ М-377/2024 от 26.03.2024

Дело №2-590/2024

УИД-13RS0019-01-2024-000570-95

РЕШЕНИЕ

                                    именем Российской Федерации

    г. Рузаевка           26 апреля 2024 г.

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе судьи Ханиной Л.В.

при секретаре Конаковой О.Н.,

с участием в деле: истца - прокурора в лице помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Зуева Дениса Александровича,

ответчика – муниципального автономного учреждения Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания»,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия,

- администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» о возложении обязанности исполнить мероприятия производственной программы,

                                                          установил:

Рузаевский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному автономному учреждению Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» о возложении обязанности исполнить мероприятия производственной программы, указав, что межрайонной прокуратурой в ходе проверки МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» выявлены нарушения законодательства в части неисполнения мероприятий производственной программы. Установлено, что приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15.11.2022 № 179 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для организаций на 2023-2027 годы» утверждена производственная программа в сфере водоснабжения МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» (Архангельско-Голицинское, Болдовское, Красноклинское, Пайгармское, Стрелецко-Слободское и Шишкеевское сельские поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия) с изменениями, внесенными приказом Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия от 08.12.2023 № 228 со сроком исполнения с 01.01.2023 по 31.12.2023. Согласно экспертному заключению по формированию тарифов на 2023-2027 гг. в сфере водоснабжения МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» учитывались расходы на текущий и капитальный ремонт сетей водоотведения согласно представленному МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» плану ремонтных работ и производственной программе на 2023-2027 годы. Цены и объемы ремонтных работ, указанные в производственной программе, взяты на основании представленных МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» дефектных ведомостей, прайс-листов, локальных смет, выполняемых хозяйственным способом. Производственной программой МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания», утвержденной приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15.11.2022 № 179 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для организаций на 2023-2027 годы» с учетом изменений, внесенных приказом Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия от 08.12.2023 № 228 предполагалось проведение ремонтных работ на общую сумму 211,73 тыс. руб. на текущий ремонт системы водоснабжения, укладку трубопроводов наружных водопроводных сетей в с. Шишкеево. Согласно отчету о выполнении производственной программы в сфере водоснабжения МАУ «Специальный центр обслуживания» (Архангельско-Голицинское, Болдовское, Красноклинское, Пайгармское, Стрелецко-Слободское и Шишкеевское сельские поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия)за 2023 г., установлено, что запланированные мероприятия на 2023 г. выполнены частично: текущий ремонт системы водоснабжения на сумму 40,57 тыс. руб., укладка трубопроводов наружных водопроводных сетей в с. Шишкеево на сумму 31,34 тыс. руб. Невыполнение организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, предусмотренных производственной программой мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту коммунальной инфраструктуры в сфере водоотведения повлекло нарушение прав граждан, юридических лиц на качественное получение услуги водоснабжения.

Просит обязать МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия производственной программы, утвержденной приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15.11.2022 № 179 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для организаций на 2023-2027 годы» с учетом изменений, внесенных приказом Государственной комитета на тарифам Республики Мордовия от 08.12.2023 № 228:

текущий ремонт системы водоснабжения на сумму 55,96 тыс. руб.;

укладка трубопроводов наружных водопроводных сетей с. Шишкеево на сумму 83,86 тыс.руб.

Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства.

В судебном заседании истец - прокурор в лице помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Зуев Д.А. заявленные требования поддержал, уточнив, просил обязать МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия производственной программы, утвержденной приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15.11.2022 № 179 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для организаций на 2023-2027 годы» с учетом изменений, внесенных приказом Государственной комитета на тарифам Республики Мордовия от 08.12.2023 № 228: текущий ремонт системы водоснабжения на сумму 83,86 тыс.руб.; укладка трубопроводов наружных водопроводных сетей с. Шишкеево на сумму 55,96 тыс. руб. по основаниям, изложенным в иске. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства.

Ответчик МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, от и.о. директора МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» Ульянова С.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, с исковыми требованиями согласны.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственный комитет по тарифам Республики Мордовия в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.

Суд в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших суд об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой по уважительной причине.

Суд, выслушав прокурора, в лице помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Зуева Д.А., исследовав письменные материалы дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, применяются положения Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Как установлено в статье 3 указанного Закона, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: 1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжении и водоотведения; 2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; 3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; 4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: 1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; 2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; 3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; 5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; 6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; 8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Статьей 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1).

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При разработке производственной программы учитываются: 1) результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Производственная программа должна содержать: 1) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке; 2) планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод); 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; 4) график реализации мероприятий производственной программы; 5) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 6) иные сведения, предусмотренные порядком разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требованиями к составу производственных программ, которые утверждены Правительством Российской Федерации.

При том, производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности производственной программы организации.

Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. №641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее по тексту - Правила №641) утверждены, в том числе правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Кроме того, Правилами №641 определены требования к содержанию производственных программ, к их разработке, утверждению и корректировке, порядок рассмотрение разногласий при утверждении производственных программ, а также порядок осуществления контроля за выполнением производственных программ.

Так, в соответствии с пунктами 30, 31 Правил №641 контроль за выполнением производственных программ осуществляется уполномоченным органом, который в свою очередь включает в себя ряд мероприятий, а именно: контроль сроков исполнения графиков реализации мероприятий производственных программ; контроль плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; контроль финансирования мероприятий, предусмотренных производственными программами но ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке; проведение проверок хода реализации производственных программ, в том числе мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке.

Пунктом 32 Правил №641 установлено, что регулируемые организации ежегодно, до 1 апреля, представляют в уполномоченный орган отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения применяются соответственно для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств арендатора по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательств организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, но реализации инвестиционной программы, производственной программы, а также в целях регулирования тарифов.

Из материалов дела следует, что приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15.11.2022 № 179 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для организаций на 2023-2027 годы» утверждена производственная программа в сфере водоснабжения МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» (Архангельско-Голицинское, Болдовское, Красноклинское, Пайгармское, Стрелецко-Слободское и Шишкеевское сельские поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия) (л.д. 34-47), в которую внесены изменения приказом Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия от 08.12.2023 № 228 (л.д. 48-74).

Тарифы МАУ «СЦО» на питьевое водоснабжение (с НДС) на 2023 г. составили 84,55 руб., питьевое водоснабжение (без НДС) – 70,46 руб. (л.д. 46, 66).

Базовый уровень операционных расходов МАУ «СЦО» на 2023 г. указан в размере 5575,75 руб. (л.д. 42).

Перечень мероприятий МАУ «СЦО» по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения на 2023 год: 1-4 квартал текущий ремонт системы водоснабжения – 124,43 тыс.руб.; укладка трубопроводов наружных водопроводных сетей в с. Шишкеево 2 квартал – 87,30 руб., проведение лабораторных исследований проб воды по программе производственного контроля 1-4 квартал – 75,08 тыс.руб (л.д. 35, 49).

Согласно экспертному заключению по формированию тарифов на 2023-2027 гг. в сфере водоснабжения МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» при установлении тарифов Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия учитывались расходы на текущий и капитальный ремонт сетей водоотведения, согласно представленному МАУ «СЦО» плану ремонтных работ и производственной программе на 2023-2027 годы (л.д. 21-32).

Согласно представленному отчету о выполнении производственной программы МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» в сфере холодного водоснабжения за 2023 год на текущий ремонт системы водоснабжения утверждено производственной программой финансирование в размере 124,43 тыс.руб., фактические финансовые потребности на реализацию мероприятия составили 40,57 тыс.руб., отклонение фактических финансовых потребностей от утвержденных составило минус 83,86 тыс.руб.; на укладку трубопровода наружных водопроводных сетей в с. Шишкеево утверждено производственной программой финансирование в размере 87,30 тыс.руб., фактические финансовые потребности на реализацию мероприятия составили 31,34 тыс.руб., отклонение фактических финансовых потребностей от утвержденных составило минус 55,96 тыс.руб.; на проведение лабораторных исследований проб воды по программе производственного контроля утверждено производственной программой финансирование в размере 75,08 тыс.руб., фактические финансовые потребности на реализацию мероприятия составили 98,89 тыс.руб., отклонение фактических финансовых потребностей от утвержденных составило плюс 23,81 тыс.руб. (л.д. 11-17).

Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком не выполнены предусмотренные производственной программой мероприятия по ремонту коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, что повлекло за собой нарушение прав граждан и юридических лиц на качественное получение услуги водоснабжения, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной процессуальной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. Поскольку ответчику необходимо выполнить большой объем работ, для чего необходимо вложение значительных денежных средств, при этом срок исполнения решения суда не должен быть слишком длительным, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда – четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 6000 руб.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.

Учитывая изложенное, с ответчика МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1800 руб. (6000 руб. - 70%).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд

решил:

исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» о возложении обязанности исполнить мероприятия производственной программы удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное учреждение Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» (ИНН1324002352) в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия производственной программы, утвержденной приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15.11.2022 № 179 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для организаций на 2023-2027 годы» с учетом изменений, внесенных приказом Государственной комитета на тарифам Республики Мордовия от 08.12.2023 № 228, а именно:

- текущий ремонт системы водоснабжения на сумму 83,86 тыс.руб.;

- укладку трубопроводов наружных водопроводных сетей с. Шишкеево на сумму 55,96 тыс. руб.

Взыскать с муниципального автономного учреждения Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания» (ИНН 1324002352) в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 1800 (одна тысяча восемьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                         Л.В. Ханина.

Решение в окончательной форме принято 26 апреля 2024 года.

2-590/2024 ~ М-377/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рузаевский межрайонный прокурор
Ответчики
МАУ Рузаевского муниципального района "Специальный центр обслуживания"
Другие
Администрация Рузаевского муниципального района
Государственный комитет по тарифам Республики Мордовия
Суд
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
Судья
Ханина Людмила Васильевна
Дело на сайте суда
ruzaevsky--mor.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2024Передача материалов судье
26.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2024Подготовка дела (собеседование)
10.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее