Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-247/2023 ~ М-245/2023 от 04.09.2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 года                                                <адрес>

Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шерстюкова И.В., при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,

с участием: истца Дружинина П.Г.,

представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Рогатневой Е.В.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а также представляющей истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,удостоверенной нотариусом Гайнского нотариального округа Пермского края ФИО,

рассмотрев гражданское дело по иску Дружинина П. Г. к Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, об установлении факта проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа незаконным, и включения в список граждан участников комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» с даты подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

Дружинин П.Г. обратился в суд с иском к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края об установлении факта проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа незаконным, и включения в список граждан участников комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал следующее.

В Администрацию Кочевского муниципального округа истцом ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о включении в очередь на получение жилищного сертификата гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в список граждан участников программы, в связи с непредставлением или неполным предоставлением документов. С данным решением не согласен, так как с рождения по настоящее время зарегистрирован и проживает на территории Кочевского муниципального округа (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на службе в рядах Российской Армии). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <адрес>, что подтверждается трудовой книжкой. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Является <данные изъяты>, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет более 20 лет. С рождения проживал и проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не имеет.

Просит установить факт его проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, и включить его в список граждан участников комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категорию «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Дружинин П.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, представитель истца по доверенности, а также третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований относительно предмета спора на стороне истца ФИО суду пояснила, что является супругой истца, состоит с 2000 года в очереди на получении жилищной субсидии, супруг тоже состоял, после того как супругу установлена группа инвалидности, приняли решение встать в очередь для инвалидов; после рождения проживали и работали на территории Кочевского района (муниципального округа), никуда не выезжали, супруг только проходил военную службу по призыву, в период военной службы покидал территории Кочевского района. Проживают совместно, дети совершеннолетние, проживают отдельно, сын проходит военную службу по контракту, проживает в Хабаровском крае, дочь проживает в с. Кочево. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Кочевского муниципального округа, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52) Рогатнева Е.В. исковые требования не признала и возражала против их удовлетворения, ссылаясь на доводы отзыва от ДД.ММ.ГГГГ, входящий (л.д. 50-52).

В отзыве указано, что ДД.ММ.ГГГГ Дружинин П.Г. обратился в администрацию округа с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. Дружинин П.Г. является <данные изъяты>, стаж работы составляет более 20 лет. Также предоставлен паспорт с отметкой о его регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Подтверждающих документов о регистрации с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено.В связи с чем, заявителю было отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. Таким образом, решение комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ является законным.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство строительства Пермского края (далее по тексту - «Министерство») представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.

Представителем третьего лица по доверенности представлены возражения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

В возражениях от ДД.ММ.ГГГГ, входящий приведены ссылки на положения Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879. Подпункт "ж" пункта 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 № 879 определяет перечень документов, подлежащих представлению при подаче заявления. Исходя из пункта 21 Порядка, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений. Комиссией по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлено, что у Дружинина П.Г. не имеется документов, подтверждающих его проживание в районах Крайнего Севера в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием документов, подтверждающих факт регистрации по месту жительства в районах Крайнего Севера в спорный период, в удовлетворении исковых требований просят отказать (л.д. 72-74).

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту, - « ГПК РФ»), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 1, часть 1; статьи 2,17,18 и статья 45, часть 1 Конституции Российской Федерации), предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах. Обязанность государства обеспечить осуществление права на справедливую, компетентную и действенную судебную защиту вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности закрепленных в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Разрешая данный спор, суд руководствовался положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - «Федеральный закон № 125-ФЗ»), Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879 (далее - «Положение»), Закона Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее, - «Закон Пермского края № 159-ПК»), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее, - «ЖК РФ»), регулирующими спорные правоотношения.

Так, условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным Законом № 125-ФЗ.

Статьей 1 данного Федерального закона, установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. ФЗ от 20.07.2020 № 228-ФЗ) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с Законом Пермского края № 159-ПК государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.

В пункте 9 Положения указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела Кочевский муниципальный округ согласно Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР», (а ранее Кочевский район Пермского края согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 № 12, отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 № 1085) отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера.

Согласно учетному делу Дружинин П.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию района с заявлением о включении в список граждан, получателей государственного жилищного сертификата, указав состав семьи супругу ФИО (л.д. 54-69).

На момент подачи заявления стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составлял более 15 лет (л.д. 62-64, 65-66).

Согласно трудовой книжки истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в организациях: ПМК10, Кочевский МХЛ, Кочевское райпо, которые включены в периоды работы в Местности, приравненной к районам Крайнего Севера, данное также подтверждается сведениями Клиентской службы (на правах группы) в Кочевском муниципальном округе ОСФР по Пермскому краю (л.д. 62-64, 65-66).

Согласно похозяйственной книги за 1991 - 1996 годы истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес> членами своей семьи: супругой - ФИО, дочерью - ФИО2, сыном - ФИО2 (л.д. 16-17).

Факт постоянного проживания Дружинина П.Г. в Кочевском районе подтверждается совокупностью доказательств, исследованных доказательств, в том числе, сведениями о трудовой деятельности согласно записям в трудовой книжке; сведениями о трудовой деятельности, предоставленных из информационных ресурсов Социального Фонда Российской Федерации, сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, СНИЛС <данные изъяты>,подтверждающими факт трудовой деятельности Дружинина П.Г. на территории районов, приравненных к Крайнему Северу, в совокупности с данными похозяйственных книг, показаниями свидетеля ФИО3

Согласно домовой кники для прописки граждан, проживающих в <адрес> Дружинин П. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, числятся прибывшим на постоянное место жительства (<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, паспорт <данные изъяты>,после данной отметки сведений о снятии с учета не имеется. ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> <адрес>, <данные изъяты> также числится зарегистрированной по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, факт проживания в с.Кочево Кочевского района КПАО Пермской области, с.Кочево Кочевского муниципального округа Пермского края истца Дружинина П.Г., его супруги ФИО2 установлен с достаточной достоверностью.

Согласно положениям статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом указанных Конституционных норм, суд приходит к выводу о незаконности решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от 10.07.2023 года № 19, поскольку документы, подтверждающие факт проживания заявителя велись непосредственно органами местного самоуправления и находились в администрации Кочевского муниципального округа, её структурных подразделений.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает межведомственное информационное взаимодействие, которое осуществляется по вопросам обмена документами и информацией (пункт 9 статьи 2). В рамках реализации положений Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исключаются избыточные требования должностных лиц о предоставлении гражданами документов и информации, которые могут быть получены органом государственной власти в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Похозяйственные книги, в которых отражен факт проживания Дружинина П.Г. в Кочевском районе, велись (ведутся) органами местного самоуправления администрацией района, сельских поселений, находятся на хранении в архиве ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, и ответчик имел возможность самостоятельно проверить (уточнить) информацию о месте жительства представленную Дружининым П.Г. для постановки на жилищный учет.

Похозяйственные книги ведутся органами местного самоуправления, имелись в распоряжении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, факт проживания Дружининым П.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кочевском районе Пермского края отражен в похозяйственных книгах, которые находились и велись непосредственно самим ответчиком, иных документов для подтверждения факта проживания не требовалось. При данных обстоятельствах, требование о представлении документов, ведение и хранение которых велось непосредственно ответчиком, является необоснованным, создающим неоправданные препятствия гражданину в реализации предоставленных ему законом прав, уклонением от реализации возложенных на ответчика полномочий по оказанию государственной (муниципальной) услуги.

Указанное подтверждается правоприменительной практикой (определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда ).

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (часть 1 статьи 17).

Дружинин П.Г. фактически по смыслу Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", обратился за получением муниципальной услуги, вместо оказания содействия в разрешении поставленного гражданина вопроса, администрация муниципального округа, уклонилась от его разрешения, при этом документы, которые должен быть представить Дружинин П.Г. находились и велись непосредственно ответчиком, и находились в распоряжении структурных подразделений органа местного самоуправления.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от 10.07.2023 №19, в соответствии с пп. «а» п. 12 (1) Положения в связи с непредставлением или неполным представлением документов, указанных в пункте 9 настоящего Положения Дружинину П.Г. отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», учетное дело , дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, категория «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» (л.д. 68-69).

Согласно выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, следует, что истец не имел и не имеет других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно справки серии <данные изъяты> Дружинину П.Г. с ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> (л.д. 6).

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент постановки на учет, требования предъявляемые к гражданам, имеющим право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера истцом были соблюдены.

Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В свою очередь, статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Соответственно, жилищные субсидии, предоставляемые в рамках исполнения приведенного выше Закона № 125-ФЗ являются одной из форм реализации гражданами своего конституционного права на жилище.

В соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Дружинина П.Г. Иное понимание не обеспечит беспристрастное правосудие, реальную защиту прав и свобод человека и гражданина, а право на судебную защиту будет носить декларативный характер, не будет решены задачи гражданского судопроизводства, определенные статьей 2 ГПК РФ.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод; данное конституционное право - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты, обеспечивающей эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П указывал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту жительства.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 2 июня 2011 года № 11-П, от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 13 июля 2000 года № 185-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О и др.). Специального решения об установлении факта имеющего юридическое значение - о проживании на территории Кочевского района для разрешения данного гражданского дела и восстановления нарушенных прав не требуется.

Иное вступало бы в противоречие не только с требованиями стабильности конституционно-правовых отношений, запретом умаления или ограничения права на реализацию предусмотренных законом гарантий и компенсаций, но и с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, отказ в удовлетворении исковых требований при установленных судом обстоятельствах дела, свидетельствовал бы о том, что судебная защита носит декларативный характер, не обеспечивая реальную защиту нарушенных прав и свобод граждан, что недопустимо в правовом социальном государстве.

С учетом предъявленных требований суд считает их подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Дружинина П. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> к Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, ОГРН 1205900002989 об установлении факта проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа незаконным, и включения в список граждан участников комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.

Признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Дружинина П. Г. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Кочевский муниципальный округ Пермского края», ОГРН 1205900002989 включить Дружинина П. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> в очередь в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», категория «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» с ДД.ММ.ГГГГ, с определением состава семьи гражданина - участника указанной ведомственной целевой программы 2 человека: заявитель - Дружинин П. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, супруга заявителя - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Судья                                                                                             И.В. Шерстюков

2-247/2023 ~ М-245/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дружинин Петр Григорьевич
Ответчики
Администрация Кочевского Муниципального округа Пермского края
Другие
Дружинина Маргарита Ивановна
Министерство строительства Пермского края
Суд
Кочевский районный суд Пермского края
Судья
Шерстюков Игорь Викторович
Дело на странице суда
kochevsky--perm.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2023Передача материалов судье
04.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Дело оформлено
30.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее