Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-7021/2019 от 22.05.2019

Судья: Шельпук О.С.     адм. дело N 33А-7021/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2019 года                         г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Клюева С.Б. и Сафоновой Л.А.,

при секретаре Нугайбековой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 21 марта 2019 г., которым признано незаконным и отменено предписание N 346/4 (3) по устранению нарушений земельного законодательства выданного 12 октября 2018 г. АО «Самаранефтегаз» Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области Яковенко М.Д., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя АО «Самаранефтегаз» Губанеевой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

АО «Самаранефтегаз» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (далее – Управление Россельхознадзора по Самарской области) от 12 октября 2018 г. N 346/4 (3) по устранению нарушений земельного законодательства (далее - Предписание N 346/4 (3)).

При этом административный истец указал, что оспариваемым предписанием на него в срок до 1 июля 2019 года возложена обязанность по устранению выявленных в ходе внеплановой выездной проверки нарушений земельного законодательства по месту фактического осуществления деятельности: земельных участков с кадастровыми номерами №, <адрес> и земельного участка с кадастровым номером №, <адрес>.

Ссылаясь на то, что возложение на него обязанности без предусмотренных на то законом оснований, препятствует правомерному осуществлению его деятельности и влечет нарушение его законных прав и интересов, поскольку за неисполнение предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность, АО «Самаранефтегаз» просило признать незаконным и отменить Предписание N 346/4 (3).

21 марта 2019 г. судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Управление Россельхознадзора по Самарской области просит решение суда отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Удовлетворяя заявленные АО «Самаранефтегаз» требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих нарушение АО «Самаранефтегаз» требований земельного законодательства, с целью устранения которых 12 октября 2018 г. выдано Предписание N 346/4 (3).

Свои выводы суд обосновывал тем, что представленные Управлением Россельхознадзора по Самарской области в качестве доказательств заключения АО «ВолгоНИИгипрозем» и ФГБУ «Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» не позволяют установить причинно-следственную связь между хозяйственной деятельностью АО «Самаранефтегаз» и ухудшением состояния почвы на земельных участках с кадастровыми номерами №, № №, ее порчей и уничтожением, в то время как из представленного административным истцом заключения, выполненного ООО «НПП «Уралнефтегаздиагностика», следует, что расположенный на вышеназванных земельных участках нефтепровод соответствует требованиям промышленной безопасности и может безопасно эксплуатироваться до 30 августа 2020 г., акты ревизии, ремонта и отбраковки подтверждают годность трубопровода к дальнейшей эксплуатации и опровергают доводы административного ответчика о его прорывах.

Доводы Управления Россельхознадзора по Самарской области о том, что помимо заключений АО «ВолгоНИИгипрозем» и ФГБУ «Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» факт выявленных в ходе в ходе проведения внеплановой выездной проверки нарушений со стороны АО «Самаранефтегаз» земельного законодательства подтверждается оставленным без изменения решением Красноармейского районного суда Самарской области от 15 февраля 2019 г. постановлением N 04/11-126/2018 заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области Касьяновой А.Р. от 14 декабря 2018 г., которым АО «Самаранефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей, судом признаны несостоятельными.

При этом суд исходил из того, что вышеназванное постановление на момент рассмотрения административного дела не вступило в законную силу, предметом проверки законности и обоснованности Предписания N 346/4 (3) является процедура его вынесения, соответствие содержащихся в нем выводов требованиям закона.

Судебная коллегия находит приведенное суждение о наличии необходимой для признания незаконным оспариваемого предписания предусмотренной КАС РФ совокупности условий ошибочным по следующим обстоятельствам.

Действующим законодательством (часть 1 статьи 62 КАС РФ) установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ бремя доказывания законности действий, принятых решений во всех случаях возложено на орган, организацию, лицо, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судебная коллегия приходит к выводу то том, что во исполнение требований приведенных норм процессуального закона Управлением Россельхознадзора по Самарской области вопреки выводам суда доказана законность оспариваемого АО «Самаранефтегаз» Предписания N 346/4 (3).

Как следует из материалов дела, 28 августа 2018 г. в Управление Россельхознадзора по Самарской области от представителя собственников земельного участка с кадастровым номером № Колодзеева С.И. поступило заявление о проведении проверки соблюдения законов, в котором сообщалось, что на указанном земельном участке, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения, проложена нефтепроводная труба, принадлежащая АО «Самаранефтегаз», по всему протяжению которой собственниками земельного участка отмечена утечка водо-солевой эмульсии и нефти, следствие которой часть земельного участка подверглась засолению (загрязнению).

Распоряжением руководителя Управления Россельхознадзора по Самарской области Трусова В.А. от 3 октября 2018 г. N 346/4-20 в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с целью контроля за соблюдением земельного законодательства при использовании земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, назначена и проведена в период времени с 8 октября 2018 г. по 12 октября 2018 г. внеплановая выездная проверка в отношении АО «Самаранефтегаз» по результатам которой должностным лицом Управления Россельхознадзора по Самарской области составлен акт N 346/4-20 и выдано предписание от 12 октября 2018 г. N 346/4 (3) об устранении выявленных нарушений земельного законодательства.

С целью устранения выявленных нарушений АО «Самаранефтегаз» предложено в срок до 1 июля 2019 г. выполнить мероприятия по приведению земельного участка с кадастровым номером № на площади 0,7333 га в состояние пригодное для использования по целевому назначению и сдать постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель и разъяснены последствия невыполнения в срок Предписания N 346/4-20/3 – наступление ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Должностным лицом Управления Россельхознадзора по Самарской области 30 ноября 2018 г. в отношении АО «Самаранефтегаз» составлен протокол N 63161508 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области Касьяновой А.Ф. по делу об административном правонарушении N 04/11-126/2018 от 14 декабря 2018 г. АО «Самаранефтегаз» признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Решением Красноармейского районного суда Самарской области от 15 февраля 2019 г. постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области Касьяновой А.Ф. от 14 декабря 2018 г. оставлено без изменения, а жалоба АО «Самаранефтегаз» - без удовлетворения.

Решением судьи Самарского областного суда от 18 апреля 2019 г. решение Красноармейского районного суда Самарской области от 15 февраля 2019 г. и постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области Касьяновой А.Ф. от 14 декабря 2018 г. оставлены без изменения, а жалоба АО «Самаранефтегаз» - без удовлетворения.

Как установлено Управлением Россельхознадзора по Самарской области и судами первой и апелляционной инстанций, при проведении в период с 8 октября 2018 г. по 12 октября 2018 г. внеплановой выездной проверки, в отношении АО « Самаранефтегаз» на земельном участке с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: <адрес> АО «Самаранефтегаз» (нефтепровод Софинско-Дзержинского месторождения и ЛЭП) установлено, что в результате производственной деятельности АО «Самаранефтегаз» произошло загрязнение окружающей среды и в частности, почвенно-растительного покрова территории. Наиболее распространенными загрязнителями выступают нефть и пластовые воды. Параллельно с загрязнением почвы нефтепродуктами происходит и засоление. Причиной этого процесса являются разливы засоленных вод, залегающих в одних и тех же пластах с нефтью. Разливы происходили ввиду неисправности трубопровода. Анализ результатов агрохимических исследований почвенных образцов, отобранных с земельного участка сельскохозяйственного назначения на площади около 0,7333 га, где проходит подземный объект АO «Самаранефтегаз» (нефтепровод Софинско-Дзержинского месторождения) с кадастровым номером №, показал значительные деградационные изменения почвы, ее состава и свойств, и подкрепляется результатами лабораторных испытаний представленных образцов (заключение N 238-18 от 12 ноября 2018 г., выданное ФГБУ «Орловский референтный центр Россельхознадзора»), из которого следует, что доказано механическое разрушение профильной целостности почвы, резкое ухудшение показателей, характеризующих плодородие и производительную способность почвы, установлен факт порчи, уничтожения и ухудшения почвы на землях сельскохозяйственного назначения на основании протоколов отбора проб.

Допущенные АО «Самаранефтегаз» нарушения природоохранного законодательства напрямую влияют на обеспечение охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий, а также обеспечение экологической безопасности населения и территорий, доказательств принятия АО «Самаранефтегаз» всех зависящих от него мер по недопущению выявленных правонарушений не представлено.

Доводы жалобы об отсутствии причинно-следственной связи между действиями АО «Самаранефтегаз» и выявленным фактом порчи земель на земельном участке с кадастровым номером № признаны судом несостоятельными и противоречащими материалам дела. Анализ результатов агрохимических исследований почвенных образцов отобранных с земельного участка сельскохозяйственного назначения на площади около 0,7333 га, где проходит подземный объект АО «Самаранефтегаз»-подземный трубопровод Софинско-Дзержинского месторождения в границах сельского поселения Ленинский, ЗАО «Ленинское» по адресу: <адрес> свидетельствует о значительном деградационном изменении почвы, ее состава и свойств. Из результатов лабораторных испытаний представленных образцов (заключение от 12 ноября 2018 г., выданное ФГБУ «Орловский референтный центр Россельхознадзора») доказано механическое разрушение профильной целостности почвы, резкое ухудшение показателей, характеризующих плодородие и производственную способность почвы. Установлен факт порчи, уничтожения и ухудшения почвы на землях сельскохозяйственного назначения в месте прохождения подземного трубопровода на основании протоколов отбора проб, измерения которых выполнены навигатором Garmin Etrex 30х. В пробах почвы нарушенных земель количество органических веществ снижалось до 2,0-4%, в 1,3-2,6 раза, что указывает на нарушение почвенного плодородия и его уничтожение, обусловленное проведением вскрышных работ с разрушением гумусового слоя. Показатели обменного натрия в почвах нарушенных земель в 5-111 раза выше по сравнению с контрольным содержанием. Загрязнителями выступает нефть и пластовые воды

Ссылка АО «Самаранефтегаз» на отсутствие фактов ненадлежащей эксплуатации и порыва подземного сборного нефтепровода опровергнута актом технического расследования причин инцидента на сборном нефтепроводе АГЗУ N 4-УПСВ «Дзержинская» Софинско-Дзержинского месторождения от 6 апреля 2018 г. и информацией, поступившей от АО « Самаранефтегаз» в Управление Россельхознадзора по Самарской области на имя инспектора Леонова Н.Л.. Из данных документов следует, что в результате образования внутренней коррозии на трубопроводе произошел выход нефтесодержащей жидкости. В суде апелляционной инстанции инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области Леонов Н.Л. пояснил, что после разлива нефтесодержащей жидкости, АО «Самаранефтегаз» работы по рекультивации земли не проводились.

С доводами АО «Самаранефтегаз» о том, что на момент проверки в октябре 2018 г. разлива нефти не было, и, следовательно, нельзя ему вменять в вину загрязнение почвенно-растительного покрова территории, приведшего к засолению почвы, суд апелляционной инстанции не согласился, при этом исходил из того, что засоление почвы, вызывающее внутренние изменения почвы происходило на протяжении длительного времени до начала проверки.

Нарушение АО «Самаранефтегаз» требований земельного законодательства помимо решения судьи Самарского областного суда от 18 апреля 2019 г. подтверждается в настоящем административном деле доказательствами, которым суд дал оценку, не отвечающую требованиям ст. 84 КАС РФ.

Так, суд первой инстанции не принял во внимание, что заключение N НП-07-17, выполненное ООО «НПП Уралнефтегаздиагностика», положенное им в основу вывода о незаконности оспариваемого представления является лишь доказательством возможности безопасной эксплуатации до 30 августа 2020 г. сборного нефтепровода «АГЗУ N 4 – УПСВ «Дзержинская» Софинско-Дзержинского месторождения, в то время как его прорывы, происходил ранее, что не оспаривается административным истцом.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о несостоятельности доводов административного ответчика о нарушении АО «Самаранефтегаз» требований земельного законодательства и о необходимости выдачи АО «Самаранефтегаз» оспариваемого Предписания N 346/4 (3) с целью их устранения является неправильным.

В соответствии с ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах решение Октябрьского районного суда г.Самары от 21 марта 2019 г. подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований АО «Самаранефтегаз»

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ N 346/4 (3) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2018 ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –

    ░░░░░ -

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-7021/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
АО Самаранефтегаз
Ответчики
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области
Другие
старший государственный инспектор отдела Земельного надзора Леонов Н.Л.
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
22.05.2019Передача дела судье
11.06.2019Судебное заседание
27.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее