Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-60/2024 ~ М-1-44/2024 от 28.03.2024

Дело а-1-60/2024

УИД 73RS0018-01-2024-000065-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Радищево 13 мая 2024 года

Ульяновской области

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Корсаковой И.М.,

при секретаре Прониной Е.П.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Радищевского района Ульяновской области Чигина В.С.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования Радищевский район Ульяновской области Гусева А.В.,

в отсутствие представителей административного ответчика администрации муниципального образования Октябрьское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области, заинтересованных лиц Управления ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования Октябрьское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать документацию по организации дорожного движения: произвести паспортизацию
и разработать проекты организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в суд
с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц
к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области (далее - администрация МО «Радищевский район»), администрации муниципального образования Октябрьское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области (далее - администрация МО Октябрьское сельское поселение)
о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать документацию по организации дорожного движения: произвести паспортизацию и разработать проекты организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в деятельности органов местного самоуправления района, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах
и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст.16,17,18 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не проведена паспортизация, а также отсутствует проект организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог, расположенных на территории МО Ореховское сельское поселение.

Вместе с тем, в рамках заключенного между администрацией МО «Радищевский район» и администрацией МО Октябрьское сельское поселение соглашения полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, а также осуществление иных полномочий
в области исполнения автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, переданы на уровень сельского поселения.

Прокуратурой в адрес административных ответчиков вносились представления об устранении нарушений закона, которые до настоящего времени не устранены, тогда как непринятие надлежащих мер в области безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения является нарушением действующего законодательства и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан. Кроме того, указанные нарушения ставят под угрозу реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в части повышения безопасности участников дорожного движения в Ульяновской области.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Радищевский район», администрации МО Октябрьское сельское поселение по непринятию мер по созданию документации по организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории МО Октябрьское сельское поселение, обязать администрацию МО «Радищевский район», администрацию МО Октябрьское сельское поселение в срок до 31.12.2024 произвести паспортизацию и разработать проекты организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных в населенных пунктах на территории МО Октябрьское сельское поселение в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебном заседании помощник прокурора Радищевского района Ульяновской области Чигин В.С. административное исковое заявление поддержал
в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в нем.

Представитель административного ответчика администрации МО «Радищевский район» Гусев А.В. в судебном заседании административные исковые требования признал, пояснив, что деятельность по организации дорожного движения хотя и входит в полномочия района, но была передана МО Октябрьское сельское поселение и в связи с недостаточностью финансирования данная работа не было проведена. В срок до 31.12.2024 указанные в административном иске работы будут выполнены.

Представитель административного ответчика администрации МО Октябрьское сельское поселение в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. В письменном заявлении, адресованном суда, представитель Бузаев Д.Е. просил
о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители заинтересованных лиц: Управления ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Судом, с учетом мнения участников процесса, определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд
с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.ст.21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Таким образом, административный иск подан прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п.6 ст.13 Федерального закона
от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ч. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 указанного выше закона).

Согласно подп.1,4 п.9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» разработка проектов организации дорожного движения входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог, также как и паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по подготовке (разработке) проектов и схем организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения и их паспортизация является обязанностью органа местного самоуправления, предусмотренной действующим законодательством.

Общие требования к документации по организации дорожного движения установлены ст.16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой данная документация разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно ч.4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения, требования к которым определены в статьях 17, 18 указанного закона.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения.

Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются и утверждаются на срок не менее пятнадцати лет либо на срок действия документов стратегического планирования на территории, в отношении которой осуществляется разработка этих комплексных схем. Внесение изменений в комплексные схемы организации дорожного движения осуществляется в случае изменения дорожно-транспортной ситуации, но не реже чем один раз в пять лет (части 3, 4 ст.17 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения (ч.1 ст.18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов: в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков (часть 3 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года (часть 4 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается (ч. 11 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Непосредственные требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения (далее ПОДД), а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения в настоящее время установлены Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.07.2020 № 274.

В силу п. 43 Приказа Минтранса России от 30.07.2020 № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.

Согласно п.44 Приказа Минтранса России от 30.07.2020 №274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» органы и организации, указанные в пунктах 41 - 43 Правил, либо организации, осуществляющие разработку ПОДД (далее - разработчик ПОДД), представляют ПОДД на согласование в органы и организации, указанные в частях 8 и 9 статьи 18 Закона об организации дорожного движения, а также органы и организации, установленные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, в том числе в территориальные подразделения Госавтоинспекции на бумажном носителе или в виде электронного документа.

В соответствии с п.45 Приказа Минтранса России от 30.07.2020 №274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» срок рассмотрения ПОДД органами и организациями, рассматривающими ПОДД, не может превышать 30 календарных дней со дня их поступления на согласование.

Согласно п.п. 4.2.1, 4.2.2. 9.1 ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации, введенного в действие 08.09.2016 приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст., паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных заданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки содержания автомобильных дорог на территории МО Октябрьское сельское поселение было выявлено, что в нарушение законодательства в области безопасности дорожного движения не проведена паспортизация, а также отсутствует проект организации дорожного движения, обязанность по разработке которых относится к вопросам местного значения.

Постановлением главы администрации МО « Радищевский район» №454 от 08.08.2022 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящиеся в собственности администрации МО «Радищевский район», куда входят и дороги местного значения, расположенные на территории МО Октябрьское сельское поселение» (л.д.56).

В ходе рассмотрения дела, административными ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени отсутствует паспортизация и проект организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района не согласован и не утвержден.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Устава администрации МО «Радищевский район»
в состав Радищевского района входит Октябрьское сельское поселение (л.д.42-55).

Согласно ч.5 ст.13 указанного выше Устава к вопросам местного значения Радищевского района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Радищевского района осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Радищевского района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (л.д.42-55).

Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность передачи части полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных п.5 ч.1 ст.14 названного закона на уровень сельских поселений.

Соглашением №106 от 13.12.2023, заключенным между администрацией МО «Радищевский район» и администрацией МО Октябрьское сельское поселение, полномочия администрации МО «Радищевский район» в части дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением: проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; осуществления муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения переданы администрации МО Октябрьское сельское поселение. При этом МО «Радищевский район» обязано передать МО Октябрьское сельское поселение в порядке, установленном ст.3 данного соглашения финансовые средства (межбюджетные трансферты) на реализацию полномочий, предусмотренных ст. 1 соглашения (л.д.24-27).

Доказательств, подтверждающих надлежащее осуществление административными ответчиками возложенных на их полномочий в области дорожной деятельности, устранения выявленных нарушений, суду не представлено.

Вместе с тем непринятие администрацией МО «Радищевский район», администрацией МО Октябрьское сельское поселение надлежащих мер в области безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства спора, объем мероприятий, подлежащих выполнению, исходя из принципа разумности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

В соответствии ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Срок для исполнения решения суда, то есть для произведения паспортизации и разработки проектов организации дорожного движения автомобильных дорог на территории МО «Октябрьское сельское поселение» в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», заявленный административным истцом, – до 31.12.2024, суд полагает достаточным и соответствующим объему необходимых работ, в том числе по финансированию.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования Октябрьское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по созданию документации по организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных в населенных пунктах на территории муниципального образования Октябрьское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрацию муниципального образования Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области создать документацию по организации дорожного движения: произвести паспортизацию и разработать проекты организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных в населенных пунктах на территории муниципального образования Октябрьское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в срок до 31 декабря 2024 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.М. Корсакова

Срок изготовления мотивированного решения – 17 мая 2024 года.

    

2а-1-60/2024 ~ М-1-44/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Радищевского района Ульяновской области
Ответчики
Администрация МО "Радищевский район" Ульяновской области
Администрация МО "Октябрьское сельское поселение"
Другие
ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"
УГИБДД УМВД России по Ульяновской области
Суд
Радищевский районный суд Ульяновской области
Судья
Корсакова И. М.
Дело на сайте суда
radishevskiy--uln.sudrf.ru
28.03.2024Регистрация административного искового заявления
28.03.2024Передача материалов судье
29.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее