Судья: Ковригина Н.Н. Дело № 33а-10414/2023
УИД: 63RS0031-01-2020-005936-89
Дело № 2а-4393/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.,
судей Мыльниковой Н.В., Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кузнецова В.И. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самаркой области от 24 декабря 2020 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области (далее Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Кузнецова В.И. недоимки по обязательным платежам и санкциям в сумме 31 796,89 рублей, из которых по транспортному налогу в размере 29 170,00 рублей за 2018 г. и задолженности по пеням за налоговый период 2015-2019 гг. в сумме 2 626,89 рублей.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах и имуществе сформированное и направленное в адрес налогоплательщика налоговое уведомление № от 15 августа 2019 г., в котором транспортный налог рассчитан за 2018 г. в сумме 29 170 руб. Поскольку Кузнецов В.И. не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога в полном объеме, в установленный срок ему направлено требование № от 20 декабря 2019 г. об уплате недоимки по налогу и задолженности по пеням с предложением добровольного погашения. Также в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога за 2015-2017 гг., которые оставлены без исполнения в срок, предусмотренный законодательством, в связи с чем налоговый орган направил в адрес Кузнецова В.И. требование об уплате налога № по состоянию на 9 июля 2019 г., в которое вошли пени по транспортному налогу в общей сумме 2 520,42 рубля. Данные требования оставлены Кузнецовым В.И. без надлежащего исполнения. Судебный приказ от 20 мая 2020 г. отменен определением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от 29 июня 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самаркой области от 24 декабря 2020 г. административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области удовлетворено. С Кузнецова В.И. в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области взыскана задолженность в общей сумме 31 796,89 рублей, в том числе: транспортный налог за 2018г. в размере 29 170,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2015-2019 гг. в размере 2 626,89 рублей. Также с Кузнецова В.И. взыскана в доход бюджета г.о.Тольятти государственная пошлина в размере 1 153,91 рублей.
В апелляционной жалобе Кузнецов В.И. ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на день возникновения налоговых правоотношений) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Установлено, что на основании данных, поступивших из регистрирующего органа, представленных налоговому органу в порядке, установленном налоговым законодательством, Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области сформировано и направлено в адрес налогоплательщика Кузнецова В.И. налоговое уведомление № от 15 августа 2019 г., с подлежащей уплате суммой транспортного налога рассчитанного за 2018 налоговый период в размере 29 170,0 рублей, с установлением срока для уплаты – 2 декабря 2019 г. (л.д. 28).
Транспортный налог рассчитан в отношении транспортных средств - автомобилей <данные изъяты>
В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2018г. на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 106,47 рублей за период с 3 декабря 2019 г. по 19 декабря 2019 г. (л.д. 31).
Налоговым органом в адрес Кузнецова В.И. направлено требование об уплате налога № по состоянию на 20 декабря 2019г. с предложением добровольно погасить недоимку по транспортному налогу и задолженность по пеням в срок до 21 января 2020 г. (л.д. 30).
Налоговое уведомление и требование направлены налогоплательщику Кузнецову В.И. через «Личный кабинет», открытый налогоплательщиком на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети «Интернет».
Также в адрес Кузнецова В.И. направлялись налоговые уведомления № от 29 сентября 2016 г., № от 21 сентября 2017 г., № от 29 августа 2018 г. о подлежащей уплате сумме транспортного налога за 2015-2017 гг. (л.д. 9, 12-15, 18-19), которые оставлены без исполнения в срок, предусмотренный законодательством.
Также установлено, что налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога (л.д. 29 оборот), в которые вошли пени по транспортному налогу, начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с несвоевременной оплатой налога за 2015-2017 г.г.:
- за 2015 г. требование № по состоянию на 16 декабря 2016г. (л.д. 10), в которое вошла сумма недоимки в размере 29 514 рублей, пени начислены со следующего дня после срока уплаты налога (1 декабря 2016г.) до даты выставления требования № по состоянию на 16 декабря 2016, т.е. с 2 декабря 2016 г. по 15 декабря 2016 г.; выдан судебный приказ от 24 мая 2017г. № Сумма недоимки оплачена полностью 13 декабря 2018 г.
- за 2016 г. требование № по состоянию на 19 декабря 2017 г., в которое вошла сумма недоимки в размере 29 514 рубля (л.д. 16), пени начислены со следующего дня после срока уплаты налога (1 декабря 2017г.) до даты выставления требования № по состоянию на 19 декабря 2017 г., т.е. с 2 декабря 2017 г. по 18 декабря 2017 г.; выдан судебный приказ от 8 мая 2018г. №. Сумма недоимки оплачена полностью 27 ноября 2018 г.
- за 2017 г. требование № по состоянию на 31 января 2019 г. (л.д. 20), в которое вошла сумма недоимки в размере 29 514 рублей, пени начислены со следующего дня после срока уплаты налога (3 декабря 2018г.) до даты выставления требования № по состоянию на 31 января 2019 г., т.е. с 4 декабря 2018 г. до 30 января 2019 г.; выдан судебный приказ от 19 июля 2019г. №. Сумма недоимки оплачена частично в размере 9 413,19 рублей (3 137,73 рублей – 24 марта 2020 г., 3 137,73 рубля – 21 апреля 2020 г., 3 137,73 рубля – 28 мая 2020г.), неоплаченная часть составила 20 100,81 рублей.
Поскольку своевременно транспортный налог за 2015-2017 гг. оплачен не был, налоговый орган направил в адрес Кузнецова В.И. требование об уплате налога № по состоянию на 9 июля 2019 г., в которое вошли, в том числе пени по транспортному налогу.
Согласно расчету к требованию № по состоянию на 9 июля 2019 г.:
- сумма пеней в размере 688,40 рублей начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2015 г. в размере 29 514 рублей за период с 2 декабря 2016 г. по 12 декабря 2018 г., то есть до полной уплаты суммы недоимки по налогу - 13 декабря 2018 г.;
- сумма пеней в размере 619,71 рублей начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2016 г. в размере 29 514 рублей за период с 2 декабря 2017 г. по 26 ноября 2018 г., то есть до полной уплаты налога (27 ноября 2018 г.);
- сумма пеней в размере 1 206,88 рублей начислена в связи с неуплатой транспортного налога за 2017 г. в размере 29 514 рублей за период с 4 декабря 2018 г. по 8 июля 2019 г., то есть до даты выставления требования № по состоянию на 9 июля 2019 г., т.е. с 31 января 2019 г. до 8 июля 2019 г.
Налоговые уведомления и требования направлены налогоплательщику Кузнецову В.И. почтовыми реестрами (списками заказных писем), а также через «Личный кабинет», открытый налогоплательщиком на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети «Интернет».
20 мая 2020 г. налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по транспортному налогу и пеням по вышеуказанным требованиям.
Определением от 29 июня 2020 г. мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области, выданный судебный приказ отменен по возражениям должника.
Разрешая административный спор в части взыскания с административного ответчика в пользу налогового органа задолженности по транспортному налогу за 2018 г. и пеням, начисленным на данную недоимку, суд первой инстанции, с учетом имеющихся в материалах дела документов, пришел к правильному выводу о том, что возложенная на налогоплательщика обязанность по уплате налоговых платежей надлежащим образом не исполнена, срок для обращения в суд не пропущен, с чем судебная коллегия не может не согласиться.
Вместе с тем, имеются основания для изменения решения суда в части взысканных сумм недоимки по транспортному налогу за 2018 г. и задолженности по пеням.
Как следует из налогового уведомления № от 15 августа 2019 г. расчет транспортного налога в отношении объектов налогообложения, произведен без учета наличия у налогоплательщика льготы, а также с применением налоговой базы, не соответствующей сведениям регистрирующего органа.
Так, в соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы по транспортному налогу, основания и порядок их применения (часть 3 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья 4 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» предусматривает, что налогоплательщики, являющиеся пенсионерами, уплачивают транспортный налог по ставке, равной одной второй ставки, установленной статьей 2 настоящего Закона (пункт 1).
Лицам, определенным в пунктах 1, 1.2 и подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» и «м» пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной категории транспортных средств, в частности, автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (пункт 3).
Исходя из пункта 4 указанной статьи лицам, определенным в пункте 1 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется на основании заявления и документов в соответствии со статьей 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом лицам, достигшим возраста, указанного в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», для получения льготы по транспортному налогу не требуется представления заявления и пенсионного удостоверения.
Согласно сведениям УПФР в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) ФИО1 с 8 августа 2016 г. бессрочно является получателем страховой пенсии по старости (статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Таким образом, к налогоплательщику Кузнецову В.И. подлежит применению налоговая льгота по пункту 1 статья 4 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» в отношении одного транспортного средства из категории транспортных средств - автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., что относится к объекту налогообложения – автомобилю марки ВАЗ <данные изъяты>, в размере равной одной второй ставки, установленной статьей 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
В силу статьи 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» ставки транспортного налога устанавливаются в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно – 16.
Кроме этого, часть 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговая база для исчисления транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Установлено, что транспортный налог рассчитан за 2018 г. в отношении транспортных средств: автомобиль легковой <данные изъяты> (70,70 (налоговая база – л/с)*16,00 (налоговая ставка):12 (месяц)*12 (месяц владения) =1131,00 рублей); автомобиль грузовой <данные изъяты> (103,00 (налоговая база – л/с)*40,00 (налоговая ставка):11 (месяц)*12 (месяц владения) =3788,00 рублей); автомобиль грузовой <данные изъяты> (285,30 (налоговая база – л/с)*85,00 (налоговая ставка):12 (месяц)*12 (месяц владения) =24 251,00 рублей).
Однако, из карточек учета транспортных средств (л.д. 53-56) мощность двигателя автомобиля <данные изъяты>, составляет 70 л.с., <данные изъяты>, - 2585 л.с., в связи с чем транспортный налог в отношении указанных объектом налогообложения подлежит перерасчету и будет составлять в отношении автомобиля марки <данные изъяты> (70,0 (налоговая база – л/с)*8,00 (налоговая ставка):12 (месяц)*12 (месяц владения) =560,00 рублей); автомобиля марки <данные изъяты>, (285,0 (налоговая база – л/с)*85,00 (налоговая ставка):12 (месяц)*12 (месяц владения) =24 225,00 рублей).
Расчет транспортного налога за 2018 г. в отношении автомобиля грузового <данные изъяты>, произведен верно.
Принимая во внимание произведенный перерасчет транспортного налога за 2018 г., также подлежит перерасчету и задолженность по пеням, что будет составлять 104,5 рубля (28 573,0 (задолженность)*13 (количество дней просрочки)*6,5% (ставка ЦБ) / 300 =80,5 рублей) + (28 573,0 (задолженность)*4 (количество дней просрочки)*6,25% (ставка ЦБ) / 300 =24 рублей).
Таким образом, решение суда в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2018 г. и задолженности по пеням подлежит изменению, с Кузнецова В.И. подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 28 573,0 рубля и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку в сумме 104,5 рубля за период с 3 декабря 2019 г. по 19 декабря 2019 г.
Разрешая административный спор в части взыскания задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 гг. по требованию № по состоянию 9 июля 2019 г., суд исходил из того, что налоговый орган обратился в суд с заявленными требованиями в предусмотренные налоговым законодательством сроки, сумма заявленного налога рассчитана налоговым органом правильно, административным ответчиком не оспорена, налоговые уведомления и требования направлены Кузнецову В.И. в установленном порядке и получены административным ответчиком, однако в нарушение действующего законодательства требования оставлены им без исполнения.
С указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, вышеприведенное правовое регулирование, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Как следует из информации, предоставленной налоговым органом, в отношении налогоплательщика Кузнецова В.И., предпринимались меры к взысканию недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 гг.
Так, задолженность по транспортному налогу за 2015 г. заявлена налоговым органом в рамках дела о вынесении судебного приказа №, который был выдан 24 мая 2017 г.; за 2016 г. в рамках дела о вынесении судебного приказа <данные изъяты>, который был выдан 8 августа 2018 г.; за 2017 г. в рамках дела о вынесении судебного приказа <данные изъяты>, который был выдан 19 июля 2019 г. мировым судьей судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области.
При этом, установлено, что вышеуказанные судебные приказы отменены по возражениям должника 4 июля 2022 г.
Доказательств принятия последующих мер к взысканию недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 гг., налоговым органом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не предоставлено.
Принимая во внимание, что поскольку налоговым органом не предоставлено доказательств о принятии налоговым органом своевременных мер к принудительному взысканию сумм налога, оснований для удовлетворения административного искового заявления о взыскании с Кузнецова В.И. задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2015, 2016, 2017 гг. в сумме 2 515,0 рублей, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о его не извещении судом, опровергаются материалами дела.
Статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова (часть 1).
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (часть 3).
Из приведенного правового регулирования следует, что независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом.
Почтовая корреспонденция, направленная административному ответчику по адресу его регистрации: <адрес>, возвращена без вручения.
Административный ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что по месту регистрации не проживает более десяти лет.
Тогда как, осуществляя регистрацию по месту жительства, гражданин тем самым обозначает свое постоянное место жительства, как для реализации своих прав, так и в целях исполнения обязанностей перед гражданами, государством и обществом, соответственно, не проживая по адресу постоянного места жительства, несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статьи 20, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Статьей 101 названного кодекса предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу.
Как следует из материалов дела, административный ответчик был извещен о времени и месте судебного заседания секретарем телефонограммой (л.д. 67), в связи с чем Кузнецов В.И. имел возможность сообщить суду о перемене своего адреса.
Следовательно, административный ответчик был извещен судом надлежащим образом и заблаговременно о судебном заседании, однако в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (части 2, 6, 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Не могут быть приняты доводы апелляционной жалобы административного ответчика о применении к заявленным суммам недоимки по транспортному налогу положений Федерального закона от 28 декабря 2017 г. №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 12 которого устанавливает, что признается безнадежной к взысканию и подлежат списанию недоимка, в частности, по транспортному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 г., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
В настоящем административном исковом заявлении требования заявлены в отношении недоимки по транспортному налогу, образовавшейся после 1 января 2015 г., в связи с чем вышеприведенные положения закона, применены быть не могут.
Ссылки на то, что объекты налогообложения - транспортные средства, проданы, не нашли своего объективного подтверждения. Как следует из сведений РЭО ГИБДД Управления МВД России по г. Тольятти, в отношении транспортного средства - автомобиля марки <данные изъяты>, имеются сведения о прекращении регистрации транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства – ДД.ММ.ГГГГг.; <данные изъяты>, о прекращении регистрации транспортного средства, в связи с продажей другому лицу – ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты>, о прекращении регистрации транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства – ДД.ММ.ГГГГ Также имеются сведения о прекращении права собственности ДД.ММ.ГГГГ в отношении автомобиля марки <данные изъяты>
Таким образом, в заявленный в настоящем иске, 2018 налоговый период за налогоплательщиком Кузнецовым В.И. числились объекты налогообложения, в связи с чем действия налогового органа по расчету транспортного налога с учетом периода владения являлись основанными на положениях статей 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии указанных обстоятельств, решение суда подлежит отмене в части взыскания задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2015 2016, 2017 гг. в сумме 2 515,0 рублей, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС №19 по Самарской области к Кузнецову В.И. о взыскании задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2015, 2016, 2017 гг. в сумме 2 515,0 рублей; в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в размере 29 170,0 рублей, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку в размере 106,47 рублей, решение суда подлежит изменению, в части взысканной суммы недоимки по налогу - 28 573,0 рубля и задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку - 104,5 рубля, а всего подлежит взысканию с административного ответчика в пользу налогового органа сумма в размере 28 677,5 рублей.
В соответствии с положениями статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, абзаца 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета г.о.Тольятти государственная пошлина в размере 1 060,32 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самаркой области от 24 декабря 2020 г., отменить в части взыскания задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 гг., и изменить в части размера, взысканной задолженности по транспортному налогу и пеням за 2018 г. и размера государственной пошлины, изложив его резолютивную часть следующим образом:
«Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Самарской области к Кузнецову В.И. о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям - удовлетворить частично.
Взыскать с Кузнецова В.И. (№), зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Самарской области недоимку по транспортному налогу за 2018 г. в размере 28 573,0 рубля, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку в сумме 104,5 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 28 677 (Двадцать восемь тысяч шестьсот семьдесят семь) рублей 50 копеек.
Взыскать с Кузнецова В.И. №) в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 1 060,32 рублей.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 3 октября 2023 г.
Председательствующий –
Судьи –