Дело №2-836/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2023 года п. Заиграево
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Минеева С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Султаншиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Заиграевский район» об обязании разработать муниципальную программу в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности,
при участии в заседании:
истец: ФИО, старший помощник прокурора района
ответчик: ФИО1, представитель по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Заиграевский район» об обязании разработать муниципальную программу в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 161 в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда в законную силу.
В обоснование искового заявления прокурор указал, что прокуратурой Заиграевского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования «Заиграевский район» не в полной мере исполняются требования федерального законодательства, а именно на территории муниципального образования «Заиграевский район» отсутствует муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика АМО «Заиграевский район» ФИО1 иск признал в полном объеме. Суду пояснил, что указанные нарушения будут устранены в установленные прокурором сроки.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления отнесены разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 14 Федерального закона № 261-ФЗ определено, что муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним.
В силу пункта 2 части 3 этой же статьи муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 161 утверждены Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Пунктом 13 указанных Требований перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в обязательном порядке должен включать в себя мероприятия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации; по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и другие мероприятия.
В судебном заседании установлено и следует из исследованных материалов дела, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования «Заиграевский район» муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отсутствует.
В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе муниципального образования «Заиграевский район» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
До настоящего времени муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Заиграевского района не разработана и не утверждена.
Невыполнение требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности препятствует реализации задач, направленных на создание благоприятных условий для эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
Сроки для устранения нарушений, указанные прокурором в заявлении суд считает достаточными.
Кроме того, представитель АМО «Заиграевский район» ФИО1 в ходе рассмотрения дела, исковые требования признал в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Ч. 2 ст. 39 ГПК РФ установлено, что суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку ответчик самостоятельно и добровольно распорядился своим процессуальным правом признать иск, согласившись с предъявленными к нему требованиями, последствия признания иска ему были понятны, суд принимает признание иска ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Заиграевский район» разработать муниципальную программу в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 161 в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Заиграевский районный суд.
Судья С.И. Минеева