УИД 72RS0013-01-2023-008542-32
дело № 12-14/2024 (12-550/2023)
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень 05 марта 2024 года
ул. 8 Марта, д.1
Судья Калининского районного суда г. Тюмени Полушина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 № от 22 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса <адрес> ФИО3 № от 22 июня 2023 года ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей за то, что 26 мая 2023 года в 17 часов 30 минут в квартале 56 выдела 40, 41 Богандинского участкового лесничества Тюменского лесничества урочища Богандинского (далее лесной участок), граничащего с земельным участком по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пер. Вокзальный, дом 52, собственником которого является ФИО1, последней в нарушение пунктов 9, 10 главы II Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614, подпунктом «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, на площади лесного участка 453 кв. м. установлен забор из профнастила со вставкой поликарбоната с кирпичными столбами, возведено строение из шлакоблоков в продолжение металлический навес из профнастила (северо-восточная часть участка), обустроен огород для ведения личного подсобного хозяйства (северо-западная часть участка); на площади лесного участка (покрытого лесными насаждениями) 351 кв. м. складирован металлолом, отходы производства и потребления, строительные отходы, находится кабина и будка от грузового автомобиля, деревянная временная постройка (северо-восточная часть участка). С северо-западной части лесного участка установлено металлическое сооружение, складирован металлолом, отходы производства и потребления, находится автомобиль марки «Москвич 412» в нерабочем состоянии, без регистрационных номеров. По всей длине северной части лесного участка установлено ограждение из штакетника.
ФИО1 не согласна с данным постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить. Жалобу мотивирует тем, что неполное выявление существенных для дела обстоятельств и невыполнение требований КоАП РФ о создании должностным лицом необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение этого права. Она не осуществляла складирование металла, отходов производства и потребления, строительных отходов, кабины и будки от грузового автомобиля, а автомобиль «Москвич 412» никогда не имела, доказательств обратного материалы дела не содержат. Кроме того, определением Государственного земельного надзора Управления Росреестра по Тюменской области от 30 сентября 2020 года в возбуждении дела об административном правонарушении в ее отношении отказано. В результате проверки, которая проводилась по тем же основаниям, что и в указанном случае, установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ей, а также самовольно занятый ею земельный участок, входят в границы населенных пунктов муниципального образования р.п. Богандинский Тюменского района Тюменской области, что исключает возможность ее привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ и возбуждение производства по делу об административном правонарушении Тюменским межрайонным отделом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области, так как спорный земельный участок не входит в земли лесного фонда. Таким образом, у должностных лиц Департамента лесного комплекса Тюменской области отсутствуют полномочия как на возбуждение дела об административном правонарушении по указанным основаниям, так и на его рассмотрение. Кроме того, согласно статьей 4.5 КоАП РФ срок ее привлечения к административной ответственности пропущен, так как указанные обстоятельства существовали на дату проверки соблюдения земельного законодательства от 30.09.2020 года № 16-1223-р.
Срок обжалования обжалуемого постановления ФИО1 был восстановлен определением Калининского районного суда г.Тюмени от 05 марта 2024 года.
ФИО1 о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки судью не уведомила, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы от неё не поступили, оснований для её обязательного участия в судебном заседании не установлено, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя.
Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, составляет нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Постановлением Правительства Тюменской области № 162-П от 31.03.2023 года «Об установлении пожароопасного сезона в лесах в связи со сходом снежного покрова» установлен пожароопасный сезон в лесах Тюменской области в связи со сходом снежного покрова с 03.04.2023 года.
Постановлением Правительства Тюменской области № 163-П от 31.03.2023 года «О введении особого противопожарного режима» в Тюменской области введен особый противопожарный режим.
В силу пунктов 9, 10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614, запрещается засорение леса отходами производства и потребления. Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно подпункту «а» пункта 20 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2047, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды. ФИО1 вменено нарушение пунктов 9, 10 главы II Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614, подпункта «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, согласно которым запрещается засорение леса отходами производства и потребления; со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером; в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
При рассмотрении данного дела начальником Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 установлено, что объективная сторона данного правонарушения ФИО1 на основании собранных по делу доказательств, а именно:
- обращением с ПУ ТО ИД 2360245 от 17.05.2023 года, поданным заявителем ФИО4 для организации проведения проверки и принятия мер по обеспечению противопожарного режима в связи с тем, что проживающая по адресу: <адрес> <адрес> № ФИО1 самовольно присоединила часть территории лесного массива к своему участку, возвела строения, завалила строительным мусором и легко воспламеняющимися материалами территорию, относящуюся к лесу. Проживающий по этому же адресу: <адрес>, р.<адрес> (№ ФИО5 захламил лес за участками – <адрес>, <адрес> (№), пер. <адрес>, <адрес> (№9), <адрес>, <адрес>, (№), пер. Вокзальный, <адрес> (№), строительным мусором, легко воспламеняемыми материалами, организовал хранение дров в лесу. Не обращая внимания на действующий запрет на въезд и посещение гражданами лесов, проводит рубку дров в лесном массиве и вывоз дров транспортом. В период действия режима чрезвычайной ситуации в связи с пожарами заблокировал металлоломом дорогу за участком пер. Вокзальный, <адрес> (№), в лесном массиве, создав препятствие для подъезда спецтранспорта при возникновении чрезвычайной ситуации (л.д. 28, л.м. 11);
- определением № 79 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22.05.2023 года на основании обращения Чумаковой Е.В. с ПУ ТО ИД 2360245 от 17.05.2023 года (л.д. 29, л.м. 12);
- актом осмотра от 26.05.2023 года с приложением фототаблиц, согласно которым в 14 часов этого же дня с применением фотофиксации и геодезической спутниковой аппаратуры осмотрен кв. 56 выд. 40,41 Богандинского участкового лесничества Тюменского лесничества урочища Богандинского (далее лесной участок), граничащий с земельными участками по адресу: <адрес>, р.<адрес>, <адрес>, <адрес>, где обнаружено, что на площади лесного участка 453 кв. м. установлен забор из профнастила со вставкой поликарбоната с кирпичными столбами, возведено строение из шлакоблоков в продолжение металлический навес из профнастила (северо-восточная часть участка), обустроен огород для ведения личного подсобного хозяйства (северо-западная часть участка); на площади лесного участка (покрытого лесными насаждениями) 351 кв. м. складирован металлолом, отходы производства и потребления, строительные отходы, находится кабина и будка от грузового автомобиля, деревянная временная постройка (северо-восточная часть участка); с северо-западной части лесного участка установлено металлическое сооружение, складирован металлолом, отходы производства и потребления, находится автомобиль марки «Москвич 412» в нерабочем состоянии, без регистрационных номеров; по всей длине северной части лесного участка установлено ограждение из штакетника; в северо-западном направлении от пер. Вокзальный р.<адрес> на лесной прогалине складирован штабель хлыстов деревьев породы сосна, выброшена металлическая часть рамы от грузового автомобиля; складированы остатки бетонных плит в количестве 5 штук и 2 автопокрышки от грузового автомобиля, выброшена кабина от грузового автомобиля марки «Зил» и автомобильный кузов в деревянно-металлическом исполнении, складирован бой силикатного кирпича, металлолом, отходы производства и потребления; складированы березовые пни и хлысты, 3 автопокрышки от грузового автомобиля; выброшена металлическая часть рамы от грузового автомобиля и остатки бетонных плит в количестве 4 штук, результаты фотофиксации приложены к акту (л.д. 30-41, л.м. 13-24);
- выпиской из ЕГРН, согласно которой правообладателем объекта недвижимости (земельный участок) по адресу: <адрес>, р.<адрес>, <адрес>, <адрес>, является ФИО1 (л.д. 42-45, л.м. 25-28);
- картой схемой, на которой зафиксированы границы предоставленного земельного участка, фактического использования земельного участка, геодезической съемки территории и территории, используемой за границами участка фактического использования с указанием кадастровых номер земельных участков (л.д. 47, л.м. 30);
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 30 минут в <адрес> выд. 40,41 Богандинского участкового лесничества Тюменского лесничества урочища Богандинского (далее лесной участок), граничащего с земельным участком по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пер. Вокзальный, <адрес>, собственником которого является ФИО1, последней в нарушение пунктов 9, 10 главы II Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, подпункта «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на площади лесного участка 453 кв. м. установлен забор из профнастила со вставкой поликарбоната с кирпичными столбами, возведено строение из шлакоблоков в продолжение металлический навес из профнастила (северо-восточная часть участка), обустроен огород для ведения личного подсобного хозяйства (северо-западная часть участка); на площади лесного участка (покрытого лесными насаждениями) 351 кв. м. складирован металлолом, отходы производства и потребления, строительные отходы, находится кабина и будка от грузового автомобиля, деревянная временная постройка (северо-восточная часть участка); с северо-западной части лесного участка установлено металлическое сооружение, складирован металлолом, отходы производства и потребления, находится автомобиль марки «Москвич 412» в нерабочем состоянии, без регистрационных номеров; по всей длине северной части лесного участка установлено ограждение из штакетника, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О времени и месте составления данного протокола ФИО1 уведомлена надлежащим образом, о чем свидетельствует сделанная ею запись в протоколе, копия протокола ей вручена, что подтверждается подписью последней в соответствующей графе протокола (л.д. 24-25, л.м. 7-8).
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Должностным лицом административного органа ФИО1 вменяется совершение нарушений, выразившихся в засорении леса отходами производства и потребления, а также в необеспечении очистки полосы шириной не менее 10 метров от границы занимаемого участка до лесного участка.
Вместе с тем, как следует из акта осмотра лесного участка от 26 мая 2023 года, в нем зафиксированы факты загрязнения лесного участка на значительной территории, в том числе удаленной от участка с кадастровым номером №. При этом расположение отходов производства и потребления, которыми, по мнению должностного лица административного органа, ФИО1 засорила лесной участок, не зафиксировано в акте с указанием конкретного месторасположения относительно расстояния до границы с участком ФИО1
Департаменту лесного комплекса направлен запрос о расположении выявленных отходов относительно границ земельного участка ФИО1, однако такие сведения судье предоставлены не были.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела и доказывания вины, административным органом не установлены.
Судья считает, что при изложенных обстоятельствах административным органом не доказана вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, то есть в засорении леса отходами производства и потребления, а также в необеспечении очистки полосы шириной не менее 10 метров от границы занимаемого участка до лесного участка.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, жалоба заявителя подлежит удовлетворению, указанное выше постановление - отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО3 № 0097 от 22 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – отменить, производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, жалобу ФИО1 - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Судья (подпись) А.В.Полушина