Дело № 2-314-2024
УИД: 42RS0005-01-2023-005715-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кемерово 28 марта 2024 года
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской областив составе председательствующего Жигалиной Е.А.,
при секретаре Семшиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Кемерово к Жилищно-строительному кооперативу «На Волошиной», ООО ЖСЦ «Квартиры Кемерова» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Кемерово обратилась в суд с иском к Жилищно-строительному кооперативу «На Волошиной», ООО ЖСЦ «Квартиры Кемерова», в котором просит суд обязать жилищно-строительный кооператив «На Волошиной» (ИНН: №, ОГРН: №) и ООО ЖСЦ «Квартиры Кемерова» (ИНН: №, ОГРН: №) в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу:
Ограничить доступ к земельному участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: адрес путем установки (восстановления целостности) по периметру территории встроено-пристроенного гаража-стоянки на 130 машино-мест многоквартирного жилого дома с кадастровым номером № ограждения высотой не менее 1,6 м., отвечающего требованиям ГОСТ №, изготовленного из материала, пригодного для достижения целей установки ограждения соответствующего вида (металлические либо деревянные панели, либо бетонные плиты) и обеспечивающего невозможность проникновения неопределенного круга лиц на территорию встроено-пристроенного гаража-стоянки на 130 машино-мест многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №
В случае неисполнения жилищно-строительным кооперативом «На Волошиной» (ИНН: №, ОГРН: №) и ООО ЖСЦ «Квартиры Кемерова» (ИНН: №, ОГРН: №) решения суда в установленный в судебном решении срок, взыскать с жилищно-строительного кооператива «На Волошиной» (ИНН: №, ОГРН: №) и ООО ЖСЦ «Квартиры Кемерова» (ИНН: №, ОГРН: №) в пользу администрации города Кемерово судебную неустойку в размере 500 рублей за каждый день просрочки.
Требования мотивированы тем, что во исполнение поручения и.о. первого заместителя адрес, изложенного в телеграмме от 27.04.2018 №, администрацией города Кемерово проводится работа по выявлению неиспользуемых, заброшенных строений.
В соответствии со сведениями ЕГРН по адресу: адрес располагается земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м., вид разрешенного использования: занятый нежилым зданием, подлежащим реконструкции под 10-этажный 183-квартирный жилой дом со встроенно-пристроенным подземным гаражом-стоянкой на 130 машино-мест, сведения о собственнике которого отсутствуют. Вместе с тем, в отношении указанного земельного участка зарегистрированы обременения:
1. Ипотека в силу закона в пользу участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве на основании договора № В-1 участия в долевом строительстве жилого дома;
2. Аренда в пользу ООО «Тибет-СВ» (застройщик) на основании договора аренды земельного участка №.
Кроме того, согласно сведениям ЕГРН по адресу: адрес, располагается многоквартирный жилой дом с кадастровым номером адрес, количеством этажей 11, в том числе 1 подземный этаж (встроено-пристроенный гараж-стоянка на 130 машино-мест), собственником которого указано ООО «Тибет-СВ».
При этом, в отношении указанного многоквартирного жилого дома зарегистрировано обременение в виде ипотеки в силу закона в пользу участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве.
В то же время, в отношении ООО «Тибет-СВ» возбуждено дело о банкротстве (№ №), в рамках которого решением от 19.08.2020 г. ООО «Тибет-СВ» было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, в связи с чем ООО «Тибет-СВ» не производит каких-либо действий по завершению строительства вышеуказанного многоквартирного дома и является только формальным собственником многоквартирного дома. Участниками долевого строительства указанного многоквартирного дома в целях завершения строительства встроено-пристроенного гаража на 130 машино-мест создан ЖСК «На Волошиной».
Указывает, что в соответствии с ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места.
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В ч.1, п.2 и п.4 4.1.1. ст.161 Жилищного кодекса РФ определены цели управления многоквартирными домами - управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, в том числе:
1. Безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
2. Соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером №, а также крыши, несущие конструкции и иное, не являющееся частями квартир имущество многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, в том числе недостроенный встроено-пристроенный гараж-стоянка на 130 машино-мест, являются в силу прямого указания закона общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, то ООО ЖСЦ «Квартиры Кемерова», является лицом, обязанным в силу закона осуществлять управление этим имуществом в соответствии с жилищным и иным законодательством, содержащим обязательные требования, обеспечивающие достижение целей управления многоквартирным домом.
В связи с этим администрация города Кемерово считает необходимым отметить, что актами обследования территории земельного участка с кадастровым номером №, актами осмотра здания, сооружения от 06.09.2023, от 22.06.2022, от 03.11.2021, от 20.10.2021, от 03.06.2021, от 19.03.2020, от 09.07.2018 установлено, что недостроенный встроено-пристроенный гараж-стоянка на 130 машино-мест, расположенный на земельном участке, не огорожен, либо огорожен частично, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности лица, ответственного за обеспечение безопасности при эксплуатации объекта жилищного строительства (многоквартирного дома), принимать меры, направленные на достижение целей управления многоквартирным домом в части создания условий для безопасного проживания граждан, сохранности жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц.
Указывает, что в соответствии с ч.1 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании. Таким образом, лица, указанные в качестве Ответчиков по настоящему иску, являются надлежащими ответчиками.
Требования к ограждающим конструкциям вокруг строительной площадки установлены специальными нормативными правовыми актами, в частности: ГОСТ №. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия».
В соответствии с п.4.2 ГОСТ № ограждения по своему функциональному назначению подразделяются, в том числе на защитные, которые предназначены для предотвращения доступа посторонних лиц на территории и участки с опасными и вредными производственными факторами.
В соответствии с п.5.1.2.2. ГОСТ Р № высота панелей защитного ограждения (без козырька) должна быть не менее 1,6 м.
При этом, согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р № ограждения могут быть изготовлены из различных материалов, пригодных по своим физико-механическим свойствам для достижения целей установки ограждения соответствующего вида.
Таким образом, во исполнение конституционного принципа охраны, в том числе физического здоровья граждан (населения города Кемерово), администрация города Кемерово имеет право обратиться с исковым заявлением в суд об обязании правообладателей объектов капитального строительства устранить нарушения, допущенные при их эксплуатации, которые могут привести к причинению вреда жизни или здоровью неопределенного круга лиц (населения города Кемерово), поскольку эксплуатация объектов капитального строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства является обязанностью их правообладателей (собственников и иных лиц, владеющих объектами капитального строительства на законных основаниях).
Противоправность действий причинителя вреда может быть выражена в бездействии собственника или иного законного владельца объекта недвижимости по невыполнению предусмотренной федеральным законодательством обязанности в случае прекращения строительства или реконструкции объекта капитального строительства принять меры, направленные на предупреждение причинения вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, сооружение и на прилегающую территорию, а также на приведение объекта и территории в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. В тоже время, непринятие законным владельцем объекта недвижимости вышеуказанных мер, которое повлекло возможность обрушения объекта недвижимости полностью либо частично, образует причинно-следственную связь между противоправным поведением ответчика и возможностью наступления вреда в будущем. Следовательно, неисполнение или ненадлежащее исполнение собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества вышеуказанной обязанности влечет необходимость принятия указанным лицом мер, направленных на устранение возможности причинения вреда населению и окружающей среде.
Вместе с тем, Ответчиками в отношении спорного здания допускается противоречащее закону бездействие, которое проявляется в неосуществлении (ненадлежащем осуществлении) в отношении указанного недостроенного встроено-пристроенного гаража-стоянки на 130 машино-мест обязанности законсервировать длительно неиспользуемый объект капитального строительства и принять меры, направленные на приведение объекта и территории в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, чем допускается нарушение права неопределенного круга лиц на охрану физического здоровья, выраженного в виде отсутствия травм, которые могут быть причинены в результате возможного проникновения посторонних на территорию и в помещения спорного объекта.
Представитель истца – Администрации г. Кемерово Александров А.А., действующий на основании доверенности от 13.12.2023 г., в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО ЖСЦ «Квартиры Кемерово» Мыльникова С.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика ООО ЖСЦ «Квартиры Кемерово» Бекетова Е.В., действующая на основании устава, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поддержала письменные возражения на исковое заявление.
Представитель ответчика Жилищно-строительный кооператив «На Волошиной» в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представители третьих лиц КУГИ Кузбасса, ООО «Тибет-СВ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что во исполнение поручения и.о. первого заместителя Губернатора Кемеровской области, изложенного в телеграмме от 27.04.2018 №84 (л.д.12), Администрацией г.Кемерово проводится работа по выявлению неиспользуемых, заброшенных строений.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии со статьей 11 Устава города Кемерово, принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2005 № 253, вопросами городского значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами городского самоуправления.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. ст. 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (п.6).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (п.8).
В силу ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Согласно п.1 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона № 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
Как следует из ст.7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 384-ФЗ).
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Актами обследования территории земельного участка с кадастровым номером №, актами осмотра здания, сооружения от 06.09.2023, от 22.06.2022, от 03.11.2021, от 20.10.2021, от 03.06.2021, от 19.03.2020, от 09.07.2018 установлено, что недостроенный встроено-пристроенный гараж-стоянка на 130 машино-мест, расположенный на земельном участке, не огорожен, либо огорожен частично, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности лица, ответственного за обеспечение безопасности при эксплуатации объекта жилищного строительства (многоквартирного дома), принимать меры, направленные на достижение целей управления многоквартирным домом в части создания условий для безопасного проживания граждан, сохранности жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц.
В соответствии со сведениями ЕГРН по адресу: адрес «Б», располагается земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м., вид разрешенного использования: занятый нежилым зданием, подлежащим реконструкции под 10-этажный 183-квартирный жилой дом со встроенно-пристроенным подземным гаражом-стоянкой на 130 машино-мест, сведения о собственнике которого отсутствуют.
В отношении указанного земельного участка зарегистрированы обременения:
1. Ипотека в силу закона в пользу участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве на основании договора № В-1 участия в долевом строительстве жилого дома;
2. Аренда в пользу ООО «Тибет-СВ» (застройщик) на основании договора аренды земельного участка №.
Кроме того, согласно сведениям ЕГРН по адресу: адрес располагается многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №, количеством этажей 11, в том числе 1 подземный этаж (встроено-пристроенный гараж-стоянка на 130 машино-мест), собственником которого указано ООО «Тибет-СВ».
При этом, в отношении указанного многоквартирного жилого дома зарегистрировано обременение в виде ипотеки в силу закона в пользу участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве.
Судом установлено, что в отношении ООО «Тибет-СВ» возбуждено дело о банкротстве (№ №), в рамках которого решением от 19.08.2020 г. ООО «Тибет-СВ» было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, в связи с чем ООО «Тибет-СВ» не производит каких-либо действий по завершению строительства вышеуказанного многоквартирного дома и является только формальным собственником многоквартирного дома. Участниками долевого строительства указанного многоквартирного дома в целях завершения строительства встроено-пристроенного гаража на 130 машино-мест создан ЖСК «На Волошиной».
На основании пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 ГрК РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно пункту 5.16. СНиП «Организация строительства», введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004 №70, при необходимости прекращения работ или их приостановки на срок более шести месяцев выполняется консервация объекта (приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды).
В соответствии с пунктом 6.15.1 Свода правил Организации строительства. СП 48.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 12.01- 2011, утвержденная приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 №781, при необходимости прекращения работ по строительству объекта или их приостановке на срок более шести месяцев должна выполняться консервация объекта, приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
Пунктом 6.2.2 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве» (СНиП 12-03-2001), производственные территории и участки работ в населенных пунктах во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Статьей 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - «Федеральный закон №384-Ф3») установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Порядок консервации объекта капитального строительства устанавливается Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 №802 (далее - «Правила №802»), согласно пункту 2 которых решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более шести месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик) (п. 4).
Согласно пункту 3 Правил застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
Согласно публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв. м, расположенный по адресу: адрес, - занят нежилым зданием, подлежащим реконструкции под 10- этажный 183 - квартирный жилой дом со встроенно-пристроенным подземным гаражом-стоянкой на 130 машино-мест.
Исходя из указанных выше правовых норм, при незавершенном строительстве и не сданными в эксплуатацию объектов, если приостановлено строительство, то ответственность за сохранность объекта несет застройщик, так как строительство не закончено.
В настоящем случае, речь идет о второй очереди строительства -встроено-пристроенный гараж-стоянка на 130 машино-мест. На вторую очередь разрешение на ввод в эксплуатацию не выдавалось, о чем Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Кемерово в своих ответах на запросы неоднократно давало ответ.
Исходя из положений части 19 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в отношении здания, сооружения или помещения содержащиеся в ЕГРН сведения о наименовании объекта недвижимости могут быть исключены из ЕГРН при наличии сведений о виде его разрешенного использования.
Согласно подпункту 9 пункта 51 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 15.03.2022 № №, вступившим в силу с 19.06.2022, в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются сведения о виде разрешенного использования здания, сооружения, помещения. При этом: в отношении здания, сооружения вид разрешенного использования указывается из числа установленных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен объект недвижимости; в отношении объекта вспомогательного использования указываются слова «объект вспомогательного использования» и вид использования (например, «здание контрольно-пропускного пункта»); в отношении помещения указывается предусмотренный проектной документацией вид разрешенного использования помещения (кроме слов «квартира», «комната»), в случае отсутствия в проектной документации таких сведений о помещении или отсутствия проектной документации вид разрешенного использования помещения(й) не указывается.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При отсутствии сведений об установлении вида разрешенного использования в отношении объектов капитального строительства в градостроительном регламенте, основания для внесения таких сведений в ЕГРН отсутствуют. При этом выбираемый заявителем вид разрешенного использования объекта капитального строительства (если сведения о видах разрешенного использования содержатся в градостроительном регламенте) должен соответствовать виду разрешенного использования земельного участка, объекту капитального строительства, который был создан и в отношении которого выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В том случае, если внесение сведений о виде разрешенного использования свидетельствует о создании нового или иного объекта в отличие от того, сведения о котором внесены в ЕГРН, то необходимо представление заявления о государственном кадастровом учете не только в связи с внесением (изменением) вида разрешенного использования, но и в связи с изменением иных характеристик объекта недвижимости с представлением документов, установленных действующим законодательством (например, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по результатам реконструкции, а, при необходимости, об изменении вида разрешенного использования земельного участка).
Согласно сведений, содержащихся на публично-кадастровой карте в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования - занятый под жилым зданием, подлежащим реконструкции под 10-этажный 183 - квартирный жилой дом со встроено-пристроенным подземным гаражом-стоянкой на 130 машино-мест.
Положения части 18 статьи 70 Закона N 218-ФЗ применяются исключительно в случае изменения содержащегося в ЕГРН наименования объекта капитального строительства или внесения в ЕГРН сведений о наименовании в отношении объектов и на основании сведений/документов, указанных в данной норме: зданий или сооружений в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
Судом установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №№ выдано на первую очередь - жилой дом с встроенными пристроенными помещениями общественного назначения. На вторую очередь строительства - встроено-пристроенный гараж-стоянка на 130 машино-мест Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось. Объект реально физически не достроен и в нарушение Положений части 18 статьи 70 Закона N 218-ФЗ вид разрешенного использования земельного участка кадастровым номером № не менялся.
Судом установлено, что ранее Администрацией г. Кемерово было подано исковое заявление в Арбитражный суд Кемеровской области (дело № №), к застройщику ООО «Тибет СВ» об обязании устранить нарушения требований о безопасности незавершенного строительством объекта - «встроенно-пристроенный гараж-стоянка на 130 машино-мест», расположенного по адресу: г.Кемерово, ул. Веры Волошиной, 13Б, - на земельном участке с кадастровым номером №, установив ограждение, препятствующее несанкционированному доступу в незавершенный строительством объект людей и животных и информационные щиты, предупреждающие об опасности нахождения людей в здании. Принятии решения о консервации незавершенного строительством объекта - «встроенно-пристроенный гараж-стоянка на 130 машино-мест», расположенного по адресу: г.Кемерово. ул. Веры Волошиной, 13Б, - на земельном участке с кадастровым номером № и осуществить консервацию данного объекта.
Исковые требования удовлетворены, ответчиком решение не оспорено. Решение вступило в законную силу, в ОСП по Заводскому району г.Кемерово возбуждено исполнительное производство, которое до настоящего времени не прекращено, не окончено и не приостановлено, находится на исполнении в службе судебных приставов.
Таким образом, судьба спорного объекта уже разрешена решением Арбитражного суда Кемеровской области, которое подлежит исполнению в установленном законом порядке.
Обращение в настоящее время Администрации г. Кемерово с указанным исковым заявлением к данным ответчикам, по мнению суда, является попыткой преодолеть ранее принятое решение Арбитражного суда Кемеровской области и возложить ответственность за совершение действий по консервации и установке ограждающих конструкций на других ответчиков.
Кроме того, требования, предъявленные к управляющей организации, не являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2. ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
Пунктом 1.1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.3 ст. 161 Ж К РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, в обязанности управляющей организации входят техническое обслуживание жилищного фонда, работы по контролю за его состоянием, поддержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года, в состав общего имущества включаются инженерные оборудование МКД.
Согласно п.42 указанных Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Собственник оплачивает содержание общего имущества соразмерно своей доле в нём (ст. ст. 210, 249 ГК РФ, ч. ч. 1,2 ст. 39 ЖК РФ). Исходя из п.11 Правил 491, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ такие услуги и работы зависят от технического состояния МКД, а управляющая организация несёт ответственность за их выполнение. При этом за управляющей организацией закреплена безусловная обязанность соблюдать нормы Минимального перечня № 290.
Утверждённый жителями размер платы должен быть экономически обоснован, отвечать требованиям разумности и не может устанавливаться произвольно (п. 16 постановления № 22). Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату в размере, превышающем определенный заключенным договором (пункт 17 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. №22).
Поскольку порядок определения и размер платы за содержание общего имущества дома являются условиями договора управления, при этом изменение условий договора возможно исключительно по решению общего собрания собственников, то оно может быть оспорено лишь по правилам недействительности сделок.
Обязывая управляющую организацию произвести работы сверх установленных обязанностей, предусмотренных договором управления и согласованного тарифа, является незаконным.
Кроме того, ООО ЖСЦ «Квартиры Кемерова» управляющей организацией предоставлен договор управления МКД, в соответствии с которым работы по управлению домом в пределах установленного тарифа включают земельный участок, в который не входит земельный участок под строительство встроенно-пристроенного подземного гараж-стоянки на 130 машино-мест.
Также судом установлено, что у третьего лица ООО «Тибет СВ» имеется имущество в том числе: земельный участок, объект незавершенного строительства и иные неотделимые улучшения, которые должны быть направлены на погашение требований участников строительства.
Право аренды на земельный участок с кадастровым номером № подтверждается договором аренды № от 29.10.2010 года, объект капитального строительства: «Реконструкция нежилого здания под 10-ти этажный 183-квартирный жилой дом со встроенно-пристроенным подземным гаражом-стоянкой на 130-машино-мест и встроенными помещениями общественного назначения. Вторая очередь – встроенно-пристроенный гараж-стоянка на 130 машино-мест», расположенного по адресу: адрес Данные факты подтверждаются Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.10.2023 года по делу №№.
По условиям договора аренды срок действия договора автоматически пролонгируется на следующий срок. Действие договора аренды земельного участка также подтверждается судебными делами Арбитражного суда Кемеровской области по искам КУГИ Кузбасса к ООО «Тибет СВ» о взыскании задолженности по договору аренды № от 29.10.2010 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: адрес (№).
Кроме того, решением Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Кемерово № от 15.12.2023 продлен срок действия разрешения на строительство №№ от 04.09.2012 г. до 31.12.2025 г., выданное ООО «Тибет СВ», для осуществления строительства объекта «реконструкция нежилого здания 10-ти этажный 183-квартирный жилой дом с встроено-пристроенным подземным гаражом-стоянкой на 130 машино-мест и встроенными помещениями общественного назначения. Вторая очередь встроено-пристроенный гараж-стоянка на 130- машиномест», расположенного по адресу: адрес
По правилам ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны представлять доказательства в обоснование исковых требований и возражений по иску.
Бремя доказывания в данном случае лежит на истце, ответчик в случае несогласия с представленными истцом доказательствами обязан их опровергнуть путем представления своих доказательств по юридически значимым вопросам, что ответчиком исполнено в полном объеме.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе Администрации г. Кемерово в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Жилищно-строительному кооперативу «На Волошиной» и ООО ЖСЦ «Квартиры Кемерова» в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░░», ░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.04.2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-314/2024 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░.