УИД № 70RS0017-01-2023-000205-49
Дело № 2-170/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 20 сентября 2023 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Дутова О.А.,
при секретаре Рыжаковой И.И.,
с участием представителя истца – помощника прокурора
Кривошеинского района Томской области - Семеновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Кривошеинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кривошеинского сельского поселения о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в нежилое здание по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кривошеинского <адрес> обратился в Кривошеинский районный суд <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к П.А.Н. о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в нежилое здание по адресу: <адрес>, бокс 6 в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика П.А.Н. на надлежащего – Администрацию Кривошеинского сельского поселения, и с учетом уточненных исковых требований, прокурор просил возложить на Администрацию Кривошеинского сельского поселения обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в нежилое здание по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что при проведении проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму установлено, что по адресу: <адрес> расположено нежилое здание, которое находится в полуразрушенном состоянии, территория здания не огорожена, доступ к помещениям здания не ограничен, что представляет угрозу жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних. Объект представляет собой двухэтажное нежилое здание в частично разрушенном состоянии. Остекление отсутствует, доступ внутрь помещений здания открыт, кровля здания отсутствует. Никаких строительных, восстановительных работ на объекте не ведется. Объект свободен для доступа на его территорию неопределенного круга лиц, чем нарушаются их права на безопасность, охрану жизни, здоровья и имущества от преступных посягательств. Данный объект не имеет собственника, поэтому Администрация Кривошеинского сельского поселения, на которую Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена обязанность обеспечения антитеррористических мер безопасности на вверенной ей территории, обязана принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в данное помещение.
В судебном заседании представитель истца в силу занимаемой должности – помощник прокурора Кривошеинского района Семенова О.С. исковые требования поддержала в полном объеме и привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации Кривошеинского сельского поселения в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие, указав о признании исковых требований прокурора.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, изучив представленные доказательства, учитывая признание ответчиком исковых требований, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Частью 1 ст.20, ст.41 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на жизнь, каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьёй 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что право каждого лица на жизнь охраняется законом.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Статья 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
В соответствии с п. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
На основании ч. 7 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно - технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
Согласно ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.п. «а», «б» п. 4 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
Согласно п. 6 ст. 3 этого же Закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно п. «б» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одними из основных задач противодействия терроризму являются: выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Прокурорской проверкой установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой двухэтажное нежилое здание в частично разрушенном состоянии. Остекление отсутствует, доступ внутрь помещения здания открыт, кровля отсутствует, территория здания не огорожена. Никаких строительных, восстановительных работ на объекте не ведется. Объект свободен для доступа на его территорию неопределенного круга лиц, что представляет угрозу жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних.
Согласно справке (выписке) об отсутствии сведений о зарегистрированных правах собственности ОГБУ «ТОЦИК» от ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют сведения о зарегистрированных в период до ДД.ММ.ГГГГ правах собственности, о наличии / отсутствии запрещений и арестов и об использовании права приватизации.
Согласно информации из Единого государственного реестра недвижности от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах на здание (жилой дом), расположенный по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК РФ.
В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
С учетом требований действующего законодательства в области противодействия терроризму и установленных обстоятельств, суд исходит из того, что обеспечение антитеррористических мер безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование в области антитеррористической безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением антитеррористических мер безопасности, которые разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ. На орган местного самоуправления возложена обязанность, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В силу названного правового регулирования, имущество (территории) муниципальных образований должны соответствовать требованиям законодательства о противодействии терроризму.
Поскольку ответчик в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил в суд доказательств, подтверждающих проведение мер антитеррористической защищенности данного объекта, а именно о принятых мерах, препятствующих несанкционированному доступу людей в нежилое здание, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема мероприятий по устранению указанных нарушений, необходимости изыскания ответчиками дополнительных денежных средств на их реализацию при утвержденном бюджете на 2023 год, суд приходит к выводу, что запрашиваемый истцом срок – 1 месяц будет достаточным для исполнения решения суда в полном объеме со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить исковые требования прокурора Кривошеинского района Томской области в полном объеме.
Обязать Администрацию Кривошеинского сельского поселения Кривошеинского <адрес> (ИНН: 7009003312, ОГРН: 1057007441050) принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, а также в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: О.А. Дутов
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2023 года.
Председательствующий: О.А. Дутов