РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 18 марта 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
с участием представителя административного истца – Бакировой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-115/2020 по административному исковому заявлению Карпухиной З.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Карпухина З.А. обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28.12.2012 года в размере 3 206 760 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что на праве собственности является собственником вышеуказанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого, определенная по результатам государственной кадастровой оценки, превышает размер действительной рыночной стоимости помещения, определенной в Отчете об оценке, чем нарушаются его права и законные интересы как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, считает, что имеются основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца – Бакирова Г.М., действующая на основании доверенности, уточнила заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости по результатам судебной экспертизы.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации городского округа Сызрань Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Участвующие в деле лица письменных отзывов либо возражений в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы, при этом суд исходит из следующего.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилом помещении с кадастровым номером №, площадью 222,8 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>.
Вышеуказанный объект недвижимости принадлежит на праве собственности Карпухиной З.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.09.2019г.
Кадастровая стоимость нежилого помещения определена в соответствии с удельными показателями, утвержденными Приложением № 2 к постановлению Правительства Самарской области 14.03.2012 N 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и составляет по состоянию на 28.12.2012 года - 5 386 419,48 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30.09.2019г.
Административный истец, будучи сособственником спорного объекта недвижимости, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования городской округ Сызрань. Налоговой базой для исчисления налога является кадастровая стоимость объекта капитального строительства.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорного объекта внесены в ЕГРН 28.12.2012 года, заявление в суд подано 18.11.2019 года, то есть по истечении установленного законом срока, о восстановлении которого заявлено ходатайство.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем считает причину пропуска им срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке № № от 22.10.2019г., подготовленный ООО «Региональный Центр Экспертизы».
Из отчета усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на дату оценки определена в размере 3 206 760 рублей без учета налога на добавленную стоимость (НДС).
Вместе с тем, ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривает, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости НДС является ценообразующим фактором. Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в ее составе НДС нормам законодательства об оценочной деятельности не соответствует.
По ходатайству представителя административного истца определением суда от 10.12.2019г. была назначена судебная экспертиза в целях определения действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, поскольку возникли вопросы, требующие специальных знаний в области оценки недвижимости, которыми суд не обладает.
Из заключения эксперта ООО «ЭКСО-Сызрань» следует, что итоговая величина рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № на дату оценки составляет 3 664 837 рублей.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что оснований не доверять выводам, содержащимся в экспертном заключении, не имеется, они последовательны, логичны, аргументированы, подбор объектов аналогов в целях оценки, примененные подходы и методы оценки соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.
Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст. 79, 82, 84, 168 КАС Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, не допускает неоднозначного толкования и не вводит в заблуждение.
При таких обстоятельствах, заключение судебной экспертизы признается судом допустимым и достаточным доказательством по делу, с достоверностью подтверждающим величину рыночной стоимости нежилого помещения, в связи с чем суд считает необходимым установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы, удовлетворив заявленные административным истцом требования.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 18.11.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Карпухиной З.А. удовлетворить.
Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 222,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28.12.2012 года в размере 3 664 837 рублей.
Датой подачи Карпухиной З.А. заявления в суд считать 18.11.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.03.2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 18 марта 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
с участием представителя административного истца – Бакировой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-115/2020 по административному исковому заявлению Карпухиной З.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Карпухиной З.А. удовлетворить.
Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 222,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28.12.2012 года в размере 3 664 837 рублей.
Датой подачи Карпухиной З.А. заявления в суд считать 18.11.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.А. Калинникова