Дело № 2-751/2023
УИД 33RS0019-01-2023-000727-78
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
31 мая 2023 года г. Суздаль
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Загорной Т.А.
при секретаре Поляковой И.С.
с участием старшего помощника Владимирского природоохранного прокурора ФИО3,
представителя ответчика ООО «Суворовское» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале гражданское дело по исковому заявлению Владимирского природоохранного прокурора к акционерному обществу «Суворовское» о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха,
установил:
Владимирский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Суворовское» (организационно-правовая форма изменена на акционерное общество) «Суворовское» об обязании в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – производственная территория (код объекта НВОС ###), в соответствии с требованиями ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от *** ### «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
В обоснование иска указано, что Владимирской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности АО «Суворовское», эксплуатирующего стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) установлены основные принципы хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, среди которых: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о стоянии окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Из положений ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II хатегории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Такая декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции;
информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
информация о программе производственного экологического контроля.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов.
Форма и порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
В соответствии с ч 1, 1.2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с п. 5.5 (18) Положения о федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет прием деклараций о воздействии на окружающую среду объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
На территории <...> данные функции осуществляет Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям.
Проверкой установлено, что указанные требования природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности АО «Суворовское» не соблюдены.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является выращивание зерновых, зернобобовых культур, разведение крупного рогатого скота и др.
Организация осуществляет указанную деятельность на производственной территории, расположенной по адресу: <...>.
Указанный объект поставлен на учет в качестве объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и внесен в Реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Росприроднадзора с присвоением объекту кода ###
Вопреки вышеуказанным требованиям АО «Суворовское» в компетентный орган декларацию о воздействии на окружающую среду не предоставляло, что подтверждается информацией Межрегионального управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям от *** исх. ###.
*** Владимирским природоохранным прокурором внесено представление генеральному директору АО «Суворовское» с требованием устранить выявленные варушения законодательства об охране атмосферного воздуха, однако, до настоящего времени данные нарушения не устранены, что подтверждается ответом Общества.
Выявленные нарушения влекут отсутствие установленного контроля за соблюдением нормативов допустимых сбросов, образуемых и размещаемых отходов, надлежащей организации производственного контроля и проведения природоохранных мероприятий.
Противоречащая законодательству деятельность АО «Суворовское» нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» право каждого на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного производственной или иной деятельностью, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник Владимирского природоохранного прокурора ФИО3 поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям. Настаивал на исковых требованиях и сроке предоставления декларации, однако считал необходимым учесть доводы стороны ответчика. Вопрос относительно срока оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика АО «Суворовское» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Владимирского природоохранного прокурора признала, о чем представила письменное заявление. Просила предоставить срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в связи с необходимостью выполнения лабораторных исследований, инвентаризации, которая проводится 2-3 месяца, приведение проекта в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Представитель третьего лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Заявленные истцом требования подтверждаются представленными в материалы дела документами.
Признание иска в силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимается судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, в соответствии с ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не подвергает правовому анализу возникшие между сторонами спорные отношения и считает необходимым удовлетворить исковые требования.
Вместе с тем суд принимает во внимание доводы ответчика и полагает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, учитывая объем требуемых к выполнению мероприятий, исполнение вышеуказанных требований в более ранние сроки будет затруднительным.
В силу части 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ввиду того, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с учетом удовлетворения исковых требований с ответчика в доход бюджета муниципального образования <...> подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Владимирского природоохранного прокурора (ОГРН ###) к акционерному обществу «Суворовское» (ИНН ###) удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Суворовское» (ИНН ###) в течении четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – производственная территория (код объекта НВОС ###), в соответствии с требованиями ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от *** ### «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Взыскать с акционерного общества «Суворовское» (ИНН ###) в доход бюджета муниципального образования <...> государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Загорная
Мотивированное решение изготовлено ***.