Судья: Турбина Т.А. № 33а-12864/2023
УИД: 63RS0039-01-2023-001484-71
Дело № 2а-2665/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.,
судей Пудовкиной Е.С., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Попова С.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 июня 2023 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., объяснения представителя Попова С.А. – Скотникова Д.В. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) об оспаривании решения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ТУ Росимущества в Самарской области рассмотрев заявление Попова С.А., являющегося собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> о перераспределении земельных участков, решением от ДД.ММ.ГГГГ, изложенном в письме №, отказал в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на основании пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Попов С.А. считает данное решение незаконным и противоречащим нормам действующего земельного законодательства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и нарушение своих прав, Попов С.А. просил суд признать незаконным отказ ТУ Росимущества в Самарской области от 30 декабря 2022 г. и обязать административного ответчика утвердить схемы и заключить соглашения о перераспределении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес> и на земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление Попова С.А. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Попов С.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм права.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель Попова С.А. – Скотников Д.В. (по доверенности) в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям.
Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в пунктах 9 и 14 которой перечислены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В соответствии с пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Из положений статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.
Из материалов дела следует, что Попову С.А. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровым номером №, площадью №,00 кв.м, и № площадью №,00 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 12-13).
17 ноября 2021 г. Попов С.А. обратился в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в федеральной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, принадлежащих административному истцу на праве собственности. Согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка предполагается образование земельного участка площадью № кв.м и № кв.м соответственно (л.д. 10-11).
ДД.ММ.ГГГГ № заявление Попова С.А. возвращено с приложенными документами.
Установлено, что решением Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, решение ТУ Росимущества в Самарской области об отказе в перераспределении земельных участков, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на ТУ Росимущества в Самарской области возложена обязанность возобновить работу по рассмотрению заявлений Попова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить о исполнении решения по административному делу в тот же срок истцу и суду.
В рамках повторного рассмотрения заявления, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Самарской области отказано Попову С.А. в заключении соглашения о перераспределении указанных земельных участков, со ссылкой на то, что в рассматриваемом случае имеет место пересечение границ населенного пункта и особо охраняемой природной территории Национального парка, в связи с чем ограничение в обороте земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, сохраняется и после вступления в силу ФЗ от 30 декабря 2020 г. № 505-ФЗ.
Судом установлено, что испрашиваемые Поповым С.А. земельные участки, расположенные в <адрес> входят в границы национального парка «<данные изъяты>» и в соответствии с Положением о национальном парке «<данные изъяты>, утвержденным приказом Минприроды России от 25 февраля 2015 г. № 69 по функциональному зонированию относится к зоне хозяйственного назначения.
Из сведений, полученных от Филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области от 21 июня 2023 г., в соответствии с данными публичной кадастровой карты, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границе населенного пункта «<адрес> <адрес>» не идентифицированы, границы населенного пункта <адрес> не установлены и в ЕГРН не внесены.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что <адрес> расположен на территории Национального парка «<данные изъяты>», отнесенного к особо охраняемым природным территориям, тогда как границы поселка в ЕГРН не внесены, в связи с чем оборот земельных участков в указанном населенном пункте в силу действующего законодательства ограничен. При этом суд исходил из того, что сведений об исключении территории <адрес> из состава земель Национального парка «<данные изъяты>», материалы дела не содержат, в связи с чем пришел к выводу, что испрашиваемые земельные участки не подлежит передаче в частную собственность в силу прямого указания закона, следовательно, оспариваемое решение административного ответчика соответствует требованиям закона, обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушения прав Попова С.А., не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Функции по управлению федеральным имуществом, согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденному Приказом Росимущества от 29 сентября 2009 г. №278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками являются изъятыми из оборота, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.
Статьей 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (введенной Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. №505-ФЗ) предусмотрены особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.
Согласно статье 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» национальный парк «<данные изъяты>» включен в указанный перечень под № и передан в ведение Минприроды России.
Национальный парк «<данные изъяты>» создан на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 г. № 161 и Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом в силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 25 февраля 2015 г. № утвердило Положение о национальном парке «<данные изъяты>» (далее - Положение).
Приложение 1 к Положению содержит координаты поворотных точек границы национального парка «<данные изъяты>» в системе координат №.
В пункте 3 вышеуказанного Положения о национальном парке «<данные изъяты>», предусмотрено, что национальный парк расположен на территориях следующих административных образований <адрес> <адрес>; в черте городского округа <адрес>; в черте городского округа <адрес>. При этом в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (пункт 4).
Сведения о границах национального парка «<данные изъяты>» как о зоне с особыми условиями использования территории внесены в ЕГРН, вид объекта указан как «территория особо охраняемого природного объекта».
В данном случае установлено, что <адрес> <адрес> <адрес> расположен на территории Национального парка «<данные изъяты>», отнесенного к особо охраняемым природным территориям, и границы этого населенного пункта в ЕГРН не внесены.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства о том, что сведения о границах населенного пункта поселка <адрес> в ЕГРН не внесены, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения административного иска и признания оспариваемого решения ТУ Росимущества в Самарской области незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не установлено пересечение границ населенного пункта, в котором расположены испрашиваемые земельные участки и особо охраняемой природной территории Национального парка «<данные изъяты>», являются несостоятельными, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела.
Процессуальная позиция представителя административного истца основана на неверном толковании норм материального права. До определения границ населенного пункта в установленном законом порядке и внесения их в ЕГРН, обращение истца за перераспределением земель особо охраняемых природных территорий является преждевременным.
Положения пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», введенной Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. №505-ФЗ, снимают ограничения в отношении оборота земельных участков, расположенных на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, тем самым улучшая положения собственников таких земельных участков, но при условии оговоренном в статье 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. №505-ФЗ, согласно которому такие правила применяются к населенным пунктам, сведения, о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Судебная коллегия считает, что суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
При указанных обстоятельствах, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 июня 2023 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова С.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2023 г.
Председательствующий –
Судьи –