ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2023 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Поповой Е.В.,
при помощнике судьи Магомедовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-576/2023 (УИД 71RS0015-01-2023-000388-66) по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Хрестовой Елене Валерьевне об освобождении земельного участка,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Хрестовой Е.В., в котором просило суд обязать ответчика, за свой счет, в 14 – дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 42,5 кв.м., расположенный примерно в 1 м по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок 28, путем сноса строения, а также иного имущества, расположенного на спорном земельном участке, согласно координатам поворотных точек:
№ точки | Х,м | Y,м | Длина линии, м |
1 | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ |
В случае неисполнения ответчиком решения суда в течение установленного срока и (или) в случае переноса указанного строения на земельный участок в любых других координатах, не предоставленный в установленном законом порядке заинтересованным лицам, в том числе в случае частичного расположения строения на непредоставленном в установленном законе порядке земельном участке, предоставить министерству имущественных и земельных отношений Тульской области право с соблюдением требований действующего законодательства осуществить действия по освобождению указанных земельного участка (земли), в том числе в любых других координатах, с последующим взысканием с Хрестовой Елены Валерьевны необходимых расходов.
В обоснование заявленных требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ на основании задания на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ № сотрудниками министерства имущественных и земельных отношений Тульской области проведено выездное обследование земельного участка, расположенного примерно в 1 м по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> В рамках выездного обследования осуществлены осмотр и инструментальное обследование земельного участка, расположенного примерно в 1 м по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> В ходе осмотра было установлено, что на данном участке размещено строение, адресная информация на котором отсутствует. По результатам инструментального обследования было выявлено, что площадь указанного участка, занимаемого обозначенным строением, составляет 42.5 кв.м. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о предоставлении земельного участка площадью 42.5 кв.м., расположенного примерно в 1 м по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, какому-либо заинтересованному лицу в министерстве имущественных и земельных отношений <адрес> отсутствуют. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости данный участок на кадастровом учете не состоит. Таким образом, в ходе проведения выездного обследования, установлено, что земельный участок площадью 42.5 кв.м., расположенный примерно в 1 м по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на котором размещено строение, используется без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в связи с чем в действиях лиц, разместивших данное строение, усматриваются признаки нарушений требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно сведениям отдела полиции «<данные изъяты>» УМВД России по <адрес> лицом, использующим обозначенное строение, является Хрестова Елена Валерьевна. Таким образом, ответчик самовольно, без законных оснований, использует земельный участок (землю), нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятыми земельными участками (землей). Действия ответчика препятствуют Министерству в реализации данных полномочий.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме, не возражает против вынесения заочного решения.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Хрестова Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом.
Пунктом 3 ст. 10 ГК РФ закрепляется презумпция добросовестности участников гражданско-правовых отношений, осуществляя тем самым защиту гражданских прав, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
С учетом указанных обстоятельств, в целях своевременного рассмотрения дела, недопущении волокиты при рассмотрении дела, соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, необходимости соблюдения прав других участников процесса, запрета в злоупотреблении предоставленными правами, суд, с учетом мнения представителя истца, на основании ст.233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного судопроизводства по представленным доказательствам.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституция РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п.2 ст.9). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36).
Земельный кодекс РФ устанавливает, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ч.1 ст.15). Права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами (ч.1 ст.25) и удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч.1 ст.26). К основным принципам земельного законодательства, относится, в том числе, принцип платности использования земли (ст.1).
Гражданский кодекс РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч. 2 ст. 214).
Согласно п.2 ст.10, п.2 ст.11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют правление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенный на территории городского округа, поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
В силу положения ст.10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20.11.2014 года Тульской областной Думой принят Закон №2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно которому Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена ( п.1 ч.1, п.2 ст.5).
Постановлением Правительства Тульской области от 13 октября 2016 года № 452 утверждено положение о Министерстве имущественных отношений Тульской области, которым определено, что оно является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области (п.3), к его полномочиям отнесено предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах МО г. Тулы (п.49).
Статья 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимает деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ч.1).
Заданием Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ определено проведение выездного мероприятия по контролю соблюдения требований земельного законодательства в отношении земельного участка, расположенного примерно в 1 м по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Протоколом инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок, площадью 42,5 кв.м., расположенный примерно в 1 м. по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, на котором размещено строение, относится к землям, государственная собственность которых не разграничена.
Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного Участка с данными Государственного кадастра недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных, земельных отношений Тульской области были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные работы по обработке геодезических измерений.
Согласно заключению по результатам проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ, на основании задания на проведения контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на земельном участке, расположенным примерно в 1 м. по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> размещено строение, адресная информация на котором отсутствует. По результатам инструментального обследования было выявлено, что площадь указанного участка, занимаемого обозначенным строением, составляет 42,5 кв.м.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о предоставлении земельного участка, площадью 42,5 кв.м., расположенного примерно в 1 м. по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, какому-либо заинтересованному лицу в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, отсутствуют. Согласно сведениям ЕГРН, данный участок не кадастровом учете не состоит.
В ходе проведения выездного обследования, установлено, что земельный участок, площадью 42,5 кв.м., расположенный примерно в 1 м. по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на котором размещено строение, используется без предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, в связи с чем в действиях лиц, разместивших данное строение, усматриваются признаки нарушений требований ст. 25,26 Земельного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных и земельных отношений Тульской области направлено письмо в адрес ОП «<данные изъяты>» УМВД России по г. Туле, в целях оказания содействия в установлении лиц, разместивших и использующих обозначенные объекты при проведении выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
К данному письму было приложена схема расположения строений и фотоматериалы.
Согласно данным, поступившим из отдела полиции «Ленинский» было установлено, что использующим данное строение является Хрестова Елена Валерьевна.
Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области в отношении Хрестовой Е.В. вынесено предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно Хрестовой Е.В. предложено исключить использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на котором размещено строение.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч.2 ст. 15 ЗК РФ).
В силу п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.1, п.2 ст. 264 ГК РФ).
В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
При этом в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По правилам ст.62 ЗК РФ лицо, виновное в нарушении прав собственника земельного участка может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 42,5 кв.м., находящийся примерно в 1 м. по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Данный земельный участок какому–либо заинтересованному лицу в собственность либо в аренду не предоставлялся, Хрестова Е.В. использует его без предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок. Документов, подтверждающих основания для занятия земельного участка, на котором расположен спорный объект, ответчиком не представлено, сведения о его постановке на кадастровый учет отсутствуют.
Какие-либо законные основания, подтверждающие правомерность занятия и пользования спорного земельного участка ответчиком ни в ходе проведения проверки, ни в судебное заседание, не представлены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Хрестова Е.В. самовольно, без законных оснований, использует земельный участок, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы истца, которое уполномочено распоряжаться земельными участками.
В соответствии с положения ГК РФ защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в судебном порядке (ст. 11). Одним из способов защиты гражданских прав является: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения, иными способами, предусмотренными законом (ст. 12).
Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Положениями ст.60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (пп.2 п.1). Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4 п.2).
В силу ст.76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (п.2). Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3).
Статья 62 ЗК РФ определяет, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (п.2).
Как усматривается из положений ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч.1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч.2).
На основании установленных обстоятельств и исследованных доказательств, в их совокупности, суд находит исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч.1 ст.88). Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей и 6000 рублей для организации.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Статья 50 Бюджетного кодекса РФ определяет, что в федеральный бюджет зачисляется государственная пошлины по нормативу 100 процентов.
В силу системного толкования указанных норм законодательства, в связи с освобождением истца, от уплаты государственной пошлины, и удовлетворением исковых требований неимущественного характера, отсутствием сведений, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от ее уплаты, суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину с ответчика в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить.
Обязать Хрестову Елену Валерьевну, ДД.ММ.ГГГГ, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №, за свой счет, в 14 – дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 42,5 кв.м., находящийся примерно в 1 м. по направлению на юг от земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> путем сноса строения, а также иного имущества, расположенного на спорном земельном участке, согласно координатам поворотных точек:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
В случае неисполнения ответчиком решения суда в течение установленного срока и (или) в случае переноса указанного строения на земельный участок в любых других координатах, не предоставленный в установленном законом порядке заинтересованным лицам, в том числе в случае частичного расположения строения на непредоставленном в установленном законе порядке земельном участке, предоставить министерству имущественных и земельных отношений Тульской области право с соблюдением требований действующего законодательства осуществить действия по освобождению указанных земельного участка (земли), в том числе в любых других координатах, с последующим взысканием с Хрестовой Елены Валерьевны необходимых расходов.
Взыскать с Хрестовой Елены Валерьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, ИНН № в доход муниципального образования г. Тула государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Ленинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если таковое заявление подано в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2023 года.
Председательствующий