Мировой судья Ершова О.В. Дело № 12-273/2023
УИД 26RS0010-01-2023-003619-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года |
город Георгиевск |
Судья Георгиевского городского суда Ставропольского края Демьянов ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, расположенного по адресу: <адрес>, с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края Маркаряна Н.А., жалобу представителя администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края Агафоновой И.К. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Георгиевского района Ставропольского края, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Георгиевского городского округа Ставропольского края, от 9 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Георгиевского района Ставропольского края, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Георгиевского городского округа Ставропольского края, от 9 октября 2023 года юридическое лицо – администрация Георгиевского муниципального округа Ставропольского края (до переименования - Администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края) (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Администрации Агафонова И.К. обратилась в суд с жалобой и дополнением к жалобе, в которых просит постановление мирового судьи судебного участка № 4 Георгиевского района Ставропольского края, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Георгиевского района Ставропольского края, от 9 октября 2023 года отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения.
В обоснование жалобы и дополнения к ней указано, что Администрация не согласна с указанным постановлением мирового судьи ввиду того, что дело рассмотрено с нарушениями норм материального и процессуального права, не приняты во внимание обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения данного дела. Администрация не была уведомлена о факте проведения контрольного (надзорного) мероприятия и не могла реализовать свое право присутствовать как собственник автомобильной дороги. Акт, составленный по результатам контрольного мероприятия, не поступал, таким образом, Администрация была лишена права представить свои возражения на акт.
В судебном заседании представитель администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края Маркарян Н.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить.
Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании госинспектор ОГИБДД отдела по Георгиевскому городскому округу старший лейтенант полиции Товмасян Б.К. пояснил, что протокол об административном правонарушении составлялся вне плановых контрольных мероприятий, исходя из полномочий органов внутренних дел в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьёй 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края, свидетеля, изучив доводы жалобы, и дополнения к ней, нахожу обжалуемое постановление законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными по следующим основаниям.
В силу ст. ст. 1,2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Статьей 5 вышеуказанного Закона определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу положений п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 17 данного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 6 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, муниципального округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» определено, что положения указанного Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
Деятельность по организации дорожного движения, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального округа. Таким образом, на основании вышеприведенных правовых актов, положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не распространяются на правоотношения, возникающие при реализации полномочий органами местного самоуправления Георгиевского муниципального округа Ставропольского края в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 "О Правилах дорожного движения" должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с положениями "ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст) настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений..., допустимого по условиям обеспечения безопасности движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 определено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В таблице А.1 приложения А ГОСТ Р 50597-2017 указаны виды дефектов и их описание: выбоина - местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 23 августа 2023 года в 10 часов 50 минут при осуществлении государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Георгиевскому городскому округу Бехтеровым И.С. инструментального обследования улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения на предмет соответствия требованиям ГОСТ, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2017 года №2438-р «Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации», выявлен факт нарушения ФЗ № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 13 Основных положений ПДД Российской Федерации, а именно: на <адрес> напротив № (СОШ №) <адрес> муниципального округа <адрес> в нарушение п. 5.2.4 ФИО7 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части имеет дефект в виде ямы (выбоины), значительно превышающей предельно допустимые значения (ширина – 1,15 м, длина – 1,50 м, глубина – 11 см).
Таким образом, администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края в нарушение статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являясь собственником данной автомобильной дороги, ответственным по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленными техническими регламентами и другими нормативными документами, в безопасном для движения состоянии, в полномочия которого входят вопросы, связанные с выполнением предусмотренных федеральным законодательством, законами Ставропольского края по вопросам местного значения, функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе функции по содержанию дорог, не выполнив требований пункта 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-17 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221, являясь юридическим лицом, совершила правонарушение в форме бездействия, выразившееся в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
По данному факту 07 сентября 2023 года государственным инспектором дорожного надзора Отдела ГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу страшим лейтенантом полиции Бехтеровым И.С. в отношении юридического лица - администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края составлен протокол об административном правонарушении 26 ЮР № 001359.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении 26 ЮР 001359, составленным 07 сентября 2023 года государственным инспектором дорожного надзора Отдела ГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу страшим лейтенантом полиции Бехтеровым И.С. в соответствии с требованиями, предъявляемыми к протоколу об административном правонарушении, предусмотренными ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе содержащим необходимые данные о субъекте правонарушения - лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, месте, времени совершения и событии административного правонарушения, квалификации правонарушения, согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; протоколом инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что выявлены недостатки в содержании дороги по адресу: <адрес>, Георгиевский муниципальный округ, <адрес> (СОШ №); копией технического паспорта автомобильной дороги по адресу: <адрес> от а/д «Кочубей-Буденновск-Зеленокумск-Минеральные Воды» до <адрес>; выпиской из ЕГРЮЛ; видеозаписью, на которой зафиксирован факт правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Собранным по делу доказательствам мировым судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что Администрация не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, не могут быть признаны состоятельными, поскольку субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, так и юридические лица. В силу положений ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» речь идет о таких юридических лицах, у которых соответствующие участки дорог находятся на балансе и закреплены за ними на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и которые обязаны их содержать в соответствии с уставными целями своей деятельности.
Указание в жалобе и дополнениям к ней на то, что какие-либо предписания, документы о проведении плановой/внеплановой проверки в адрес администрации не направлялись, в связи с чем нарушена процедура привлечения, не принимается, поскольку КоАП РФ не содержит такого условия привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Кроме того при должной осмотрительности и надлежащем исполнении возложенных на администрацию обязанностей по содержанию автомобильной дороги в безопасном состоянии заявитель должен был самостоятельно выявить нарушение требований законодательства и приступить к его устранению.
Также следует учесть, что непринятие мер по приведению состояния улично-дорожной сети в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, препятствует безопасному передвижению участников дорожного движения на участках автомобильной дороги и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения, способствуют причинению ущерба владельцам транспортных средств.
Таким образом, поскольку Администрацией, как ответственной за содержание автомобильных дорог, не предприняты меры своевременному устранению помех в дорожном движении, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Судом установлено, что процедура привлечения юридического лица - администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами нарушена не была.
Администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги: 23 августа 2023 года в 10 часов 50 минут на улице Школьной напротив здания № 31 (СОШ № 23) с.Новозаведенного Георгиевского муниципального округа Ставропольского края, обнаружена выбоина (яма) размерами: шириной 1,15 м, диной – 1,50 м, глубиной – 11 см, превышающая предельно допустимые значения.
Из чего следует, что администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края меры по поддержанию надлежащего состояния дороги не принимались. Данный факт был установлен мировым судом, а также апелляционной инстанцией на основании вышеперечисленных доказательств, исследованных при рассмотрении дела и жалобы.
Совершенное административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области безопасности дорожного движения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.
С учетом установленных по делу обстоятельств, выводы, изложенные в постановлении о назначении юридическому лицу - администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края административного наказания, о наличии в совершенном им деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, сделаны мировым судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края, а также при рассмотрении его мировым судьей нарушений КоАП РФ в части порядка, сроков, соблюдения прав участников административного процесса допущено не было, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, с учетом положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФв связи, с чем законных оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
При принятии решения учитывается, что Законом Ставропольского края от 30 мая 2023 года № 44-кз "О наделении Георгиевского городского округа Ставропольского края статусом муниципального округа", Решением Думы Георгиевского городского округа Ставропольского края от 30 августа 2023 года № 163-17 "Об Уставе Георгиевского муниципального округа Ставропольского края", вступившем в силу 22 сентября 2023 года, Георгиевский городской округ Ставропольского края наделен статусом муниципального округа и имеет наименование - Георгиевский муниципальный округ Ставропольского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.7КоАПРФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Георгиевского района Ставропольского края от 04 сентября 2023 года, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Георгиевского района Ставропольского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края (в настоящее время – администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края) оставить без изменения, жалобу представителя администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края Агафоновой И.К. – без удовлетворения.
Судья Е.В.Демьянов