Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2019 года, Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зубова А.Г.,
при секретаре Баньщиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыбулькиной О. В. к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
установил:
Истец Цыбулькина О.В. обратилась в суд с иском к Администрации Богородского городского округа <адрес> и с учетом уточнений просила суд: признать незаконным отказ Администрации <адрес> городского округа <адрес> о предварительном согласовании предоставления земельного площадью № в СНТ «<данные изъяты>» площадью 782 кв. м.
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что является членом СНТ «<данные изъяты>» с 1997 года и в моем пользовании находится садовый участок № площадью 782 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в администрацию Богородского городского округа с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении вышеуказанного земельного участка с местоположением: Богородский городской округ, территория садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>».
Своим письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Богородского городского округа отказала в предоставлении данной государственной услуги, указав на следующие обстоятельства.
Постановлением руководителя администрации Ногинского муниципального района от 11.04.2008 № 722 «Об утверждении проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>» утвержден проект данного объединения, получены согласования надзорных органов, в том числе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>». В указанном проекте 50-ти метровая зона санитарной охраны водовода Восточной системы водоснабжения по обе стороны от крайних линий водовода определена согласно СниП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Количество участков в санитарно-защитной зоне водовода Восточной системы водоснабжения, составило 122 общей площадью 11,4 га. Проект одобрен общим собранием членов СНТ от ДД.ММ.ГГГГ.
Участок № расположен в санитарно-защитной зоне водовода Государственного унитарного предприятия «Восточная система Водоснабжения».
С данным отказом не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В письме администрации Богородского городского округа имеется ссылка на проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества «Овощевод», утвержденный Постановлением руководителя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В разделе 2 данного проекта в пункте 2.1 «Общие положения» указано, что земельный участок садовому товариществу «Овощевод» был выделен в 1994 году из земель Совхоза им. 50-летия Октября. За период с 1994г. по 2004 год членами товарищества производилось освоение территории общего пользованияи закрепление садовых участков с возведением жилых и хозяйственных построек, а также систем инженерного обеспечения. На всей территории земельного участка разработан план застройки садового товарищества «Овощевод» с учетом ранее выполненных работ.
Как указывала выше истец является членом СНТ «<данные изъяты>» с 1997 года, из чего следует, что до утверждения в 2008 году проекта планировки и застройки ею уже были проведены работы по благоустройству принадлежащего на праве пользования содового участка №, в том числе были возведены жилые строения и хоз. постройки.
- Как следует из публичной карты в пределах границ СНТ «<данные изъяты>», все смежные земельные участки являются предметом кадастрового учета и оформлены в собственность членами СНТ, а именно: земельный участок с кадастровым номером № (садовый участок №); с кадастровым номером № (садовый участок №); с кадастровым номером № (садовый участок №).
У истца на руках имеется выдержка из рабочего проекта ГУП <адрес> «Коммунальные системы <адрес>», а точнее выдержка из проекта постановления Совета Министров РСФСР «Об установлении зоны санитарной охраны <адрес> межрайонной системы водоснабжения». Из приложения № приложенного к данному документу следует, что по разделу «Б» - «Водоводы»: устанавливаются границы II-го пояса зоны санитарной охраны для водоводов, проходящих в пределах населенных пунктов в виде сплошной полосы шириной 20 м по обе стороны от крайних линий.
В связи с этим считает, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах границ II-го пояса зоны санитарной охраны водопровода.
Истец Цыбулькина О.В. и ее представитель в судебное заседание не явились, извещены, об отложении рассмотрения дела не просили.
Представитель ответчика Администрации Богородского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица ГУП <адрес> «Коммунальные системы <адрес>» Куприянов С.И. против удовлетворения иска возражал. Представил письменные возражения согласно которых, администрация Богородского городского округа не имеет полномочий по распоряжению земельными участками в пределах санитарно-защитной полосы в силу законодательных и нормативных документов.
Во-первых, в связи с тем, что земельный участок находится в зоне санитарной охраны объекта водоснабжения - в санитарно-защитной полосе магистрального водовода Восточной системы водоснабжения, где действует специальный режим пользования земельными участками, необходимо согласие владельца магистрального водовода.
Зона санитарной охраны магистрального водовода — санитарно-защитная полоса в 50 метров от края трубы в каждую сторону установлена проектом строительства Восточной системы водоснабжения и утверждена Распоряжением Совета Министров РСФСР 17 апреля 1984 года № 445-р. Поэтому для согласования любого строительства в зоне санитарной охраны водовода, владелец земельного участка обязан обратиться к руководству ГУП МО «КС МО», владеющего на праве хозяйственного ведения магистральным водоводом, что не было сделано, несмотря на действующие нормативные акты. Предприятие наделено обязанностью обеспечивать особый режим зон санитарной охраны объектов водоснабжения, в том числе санитарно-защитной полосы водовода.
Об этом был подписан <адрес> итоговый документ заседания Антитеррористической комиссии <адрес>, которым запрещено выдавать разрешения на строительство объектов, попадающих в санитарно-защитную полосу водовода Восточной системы водоснабжения. При выдаче актов выбора земельных участков в приграничных территориях с санитарно-защитной полосой водовода Восточной системы водоснабжения производить согласование с Г осударственным унитарным предприятием <адрес> «Коммунальные системы <адрес>»
Во-вторых, на основании п. 10 п. 14 части 5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений и в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте. Так в соответствии с ГОСТ 19185-73 «Гидротехника: основные понятия, термины и определения» в п. 58 установлено: «водовод - гидротехническое сооружение для подвода и отвода воды в заданном направлении». ГОСТ 25151-82 «Водоснабжение, термины и определения» пунктом 2 устанавливает: «водопровод - комплекс сооружений, включающий водозабор, водопроводные насосные станции, станцию очистки воды или водоподготовки, водопроводную сеть, и резервуары для обеспечения водой определенного количества потребителей». В соответствии с этими нормативными актами земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ подпадают под категорию: ограниченные в обороте.
В-третьих, необходимо обратиться к Федеральному закону от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в котором говорится о том, что земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, являются собственностью субъекта Российской Федерации, в данном случае <адрес> и отсюда следует, что решение о приватизации земельных участков, расположенных на землях субъектов Российской Федерации Муниципальный орган принять не вправе.
В четвертых, «До ДД.ММ.ГГГГ зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения» (п. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЭ). Следовательно, зона санитарной охраны магистрального водовода считается установленной, независимо от наличия регистрации.
Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, городах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в судебное заседание не явился, извещен.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, материалы гр. дела №, суд приходит к следующему.
В силу пункта 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправезарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Согласно п.2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ в редакции от 23.06.2014 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В силу п.2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ в редакции от 23.06.2014 г. в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Судом установлено, что истец является членом СНТ «<данные изъяты>»с ДД.ММ.ГГГГ года и в ее пользовании находится садовый участок № площадью 782 кв. м., что подтверждается членской книжки садовода (л.д.8-13), схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в администрацию Богородского городского округа с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении вышеуказанного земельного участка с местоположением: Богородский городской округ, территория садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Богородского городского округа отказала в предоставлении данной государственной услуги, указав на следующие обстоятельства.
Постановлением руководителя администрации Ногинского муниципального района от 11.04.2008 № 722 «Об утверждении проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>» утвержден проект данного объединения, получены согласования надзорных органов, в том числе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>». В указанном проекте 50-ти метровая зона санитарной охраны водовода Восточной системы водоснабжения по обе стороны от крайних линий водовода определена согласно СниП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Количество участков в санитарно-защитной зоне водовода Восточной системы водоснабжения, составило 122 общей площадью 11,4 га. Проект одобрен общим собранием членов СНТ от ДД.ММ.ГГГГ.
Использование таких участков возможно только … без права возведения некапитального жилого строения, хозяйственных строений и сооружений и посадки многолетних культур.
Участок № расположен в санитарно-защитной зоне водовода Государственного унитарного предприятия «Восточная система Водоснабжения», на участке расположены строения.
С данным отказом истец не согласна, считаю его незаконным и необоснованным, считает, что испрашиваемый земельный участок может находиться в пределах границ II-го пояса зоны санитарной охраны водопровода.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 27 и пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, объектов сельхозназначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, установленном санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Из содержания пункта 1.4 СанПиН 2.1.4 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 г., следует, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с пунктами 2.4.1 названных Правил зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов - санитарно - защитной полосой.
Согласно п 2.4.3 СанПиН 2.1.4 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зона санитарной охраны водоводов представлена санитарно-защитной полосой.
Ширина санитарно-защитной полосы принимается по обе стороны от крайних линий водопровода:
а) при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм;
б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.
Согласно п. 3.4.1 Правил в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод.
В силу пп.14 п.5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Анализ вышеприведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что перечисленные ограничения оборота земельных участков, находящихся в санитарно – защитной полосе водовода подпадают под действие пп. 14.п.5 ст. 27 ЗК РФ.
Таким образом, действующее законодательство содержит запрет на передачу в собственность земельных участков, относящихся к землям ограниченного оборота и находящихся в зоне санитарной охраны водоводов.
Ссылка истца о том, что отсутствуют доказательства тому, что земельный участок, испрашиваемый истцом, находится в санитарно-защитной полосе водовода, суд считает необоснованной, границы санитарно –защитной полосы водовода, проходящего по территории СНТ отражены в проекте организации застройки СНТ «<данные изъяты>», утвержденном Постановлением руководителя Администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, доказательства тому, что данное постановление отменено либо признано недействительным суду не представлено, доказательства тому, что земельный участок № находится СНТ «<данные изъяты>» находится за границами санитарно защитной полосы истцом суду не представлены.
Таким образом, Решение № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> городского округа об отказе истцу в предварительном согласовании предоставления земельного площадью № в СНТ «<данные изъяты>» площадью 782 кв. м., основано на нормах закона, постановлено органом имеющим соответствующие полномочия, а значит является законным и обоснованным, а значит иск Цыбулькиной О.В. удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Цыбулькиной О. В. к Администрации <адрес> городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись