Решение по делу № 2-2426/2014 от 27.02.2014

Дело «17» апреля 2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд Санкт-Петербурга

В лице судьи Пленовой Е.Е.

При секретаре Кузнецовой А.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова О.А. к администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании права на приватизацию жилого помещения и отмене решения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Смирнов О.А., вселенный на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> трехкомнатной коммунальной квартире в комнате площадью 11,70 кв.метров обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании за ними права на приватизацию жилой площади в виде одной комнаты 11,70 кв.метров в <адрес> и отмене решения администрации Кировского района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ года, ссылаясь на то, что ему в связи с трудовыми отношениями с РЭУ-5 Кировского ПРЭО ДД.ММ.ГГГГ предоставлена служебная жилая площадь по указанному адресу, он постоянно проживает по указанному адресу 22 года, занимаемая им жилая площадь в специализированном жилом фонде не зарегистрирована, между ним и государственным собственником жилой площади фактически сложились отношения как по договору социального найма, решением от ДД.ММ.ГГГГ администрация Кировского района отказала ему в заключении с ним договора социального найма. В последующем представитель истца уточнила требования, просит отменить решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании представитель истца Смирнова О.А. Жданова Т.Н. поддержала исковые требования.

Представитель Администрации Кировского района Санкт-Петербурга исковые требования Смирнова О.А. не признала, представила письменный отзыв.

Суд, изучив материалы гражданского дела, заслушав представителя истца, представителя администрации Кировского района, полагает исковые требования Смирнова О.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Материалами гражданского дела установлено, что Смирнову О.А., работавшему в ПРЭО РЭУ-5 на семью из одного человека ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Исполкома Местного Совета народных депутатов Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ был выдан служебный ордер на право занятия комнаты размером 11,70 кв.метров в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. (л.д.7). Смирнов О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован и проживает по указанному адресу.

Смирнов О.А. состоял в трудовых отношениях с РЭУ-5 Кировского ПРЭО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

Смирнов О.А. обращался в администрацию Кировского района Санкт-Петербурга с заявлением об изменении статуса служебной жилой площади и заключении с ним договора социального найма на занимаемое жилое помещение.

Согласно ответам заместителя главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявлений Смирнова О.А. положительного решения не принято.

Разрешая заявленные требования по существу, суд руководствуется положениями ст. ст. 92, 100 ЖК РФ, ст. 125 ГК РФ, Положением об административных районах Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, положениями Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга", на основании объяснений лиц, участвующих в деле, анализа представленных документов, исходит из того, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, было предоставлено истцу в качестве служебного, изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника, является его правом, а не обязанностью; понуждение собственника жилищного фонда к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включение его в состав социального жилищного фонда, действующим законодательством не предусмотрено. Суд полагает установленным, что собственником спорного жилого помещения решение об исключении из числа служебных жилых помещений не принималось, правовой статус жилого помещения не изменялся, основания для изменения правового статуса спорного жилого помещения помимо воли собственника отсутствуют, как отсутствуют и правовые основания для обязания передать квартиру в собственность по договору приватизации при отсутствии согласия собственника. При таком положении суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Основные принципы и условия приватизации жилищного фонда социального использования определены Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 года N 154-1 приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Согласно ст. ст. 2, 4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Частью второй статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции РФ).

Из вышеизложенного следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не содержит императивной правовой нормы, устанавливающей право лиц, занимающих служебное жилое помещение, приватизировать это помещение. Напротив, в качестве общей нормы он устанавливает запрет на приватизацию служебных помещений (ч. 1 ст. 4). И только при определенных обстоятельствах, законодатель допускает передачу служебных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации (ч. 2 ст. 4).

Статьей 32 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" от 16.07.2001 г. N 572-73 был введен запрет на приватизацию специализированных (в том числе служебных) жилых помещений (ч. 4), Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" и Законом Санкт-Петербурга от 15 марта 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" приватизация специализированных жилых помещений (в том числе служебных) не предусмотрена.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Частью 2 статьи 92 ЖК РФ предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом.

На основании п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" служебные жилые помещения включаются и исключаются из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в установленном порядке на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.

Пунктом 3.4.36 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года N 1078, полномочие по исключению служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга предоставлено администрациям районов.

Таким образом, понуждение собственника жилищного фонда к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включение его в состав социального жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, действующим законодательством не предусмотрено. Закон не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования (ст. 13 ЖК РФ).

Суд, установив в ходе судебного разбирательства, что спорное жилое помещение не исключено из разряда специализированного жилого фонда, согласие собственника жилого помещения на изменение его правового режима отсутствует, договор социального найма не заключался, приходит к выводу о том, что оснований для изменения правового статуса спорного жилого помещения помимо воли собственника не имеется, как не имеется и правовых оснований для обязания передать квартиру в собственность по договору приватизации при отсутствии согласия собственника.

Довод истца о том, что спорное жилое помещение утратило статус служебного, поскольку из выписки из ЕГРП следует, что его правообладателем является Санкт-Петербург, не основан на собранных по делу доказательствах.

Обязанность органов государственной власти субъекта РФ (ст. 13 ЖК РФ) изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, исключить его из состава специализированного жилищного фонда и отнести к фонду социального использования Жилищным кодексом РФ не предусмотрена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Смирнову О.А. в удовлетворении исковых требований о признании права на приватизацию жилой площади в виде комнаты площадью 11,70 кв.метров в <адрес> в Санкт-Петербурге и отмене решения жилищной комиссии администрации Кировского района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении статуса служебного жилого помещения – комнаты площадью 11,70 кв.метров по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> заключении договора социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья:

2-2426/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Олег Алексеевич
Ответчики
Администрация Кировского района Санкт-Пеербурга
Суд
Кировский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
krv.spb.sudrf.ru
27.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2014Передача материалов судье
28.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2014Предварительное судебное заседание
17.04.2014Судебное заседание
17.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее