Дело № 2-968/2022
УИД 79RS0002-01-2022-001209-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Кривошеевой И.В.,
с участием:
процессуального истца помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Миюца Е.Г.,
материального истца Даценко А.В.,
представителя третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущева В.А.,
при секретаре Хабибулиной Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Даценко Александра Владимировича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Биробиджана Еврейской автономной области обратился в суд с иском в интересах Даценко Александра Владимировичак департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, указав, что Даценко А.В. наблюдается в ОГБУЗ «Областная больница», имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, признан инвалидом 2 группы. На имя истца на отсроченном обслуживании находятся рецептурные бланки на лекарственные препараты «Топирамат», «Вальпроевая кислота», «Бронхомунал». Просит обеспечить материального истца лекарственными средствами в соответствии с рецептурными бланками № от 24.11.2021 и № от 23.10.2020 на лекарственный препарат «Топирамат», № от 28.08.2020 и № от 23.10.2020 на лекарственный препарат «Вальпроевая кислота», № от 24.12.2019 на лекарственный препарат «Бронхомунал», взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Даценко А.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГКУ «Центр государственных закупок» ЕАО.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора г. Биробиджана ЕАО Миюца Е.Г. поддержала ходатайство об отказе от исковых требований об обеспечении материального истца лекарственным препаратом «Топирамат» по рецептурному бланку № от 24.11.2021, в связи с отказом истца от данных исковых требований. В остальной части требования и доводы иска поддержала.
Истец Даценко А.В. в судебном заседании также поддержал ходатайство об отказе от части исковых требования, пояснив, что спорный рецепт обслужен ГП ЕАО «Фармация». В остальной части требования и доводы иска поддержал, пояснил, что до настоящего времени не обеспечен лекарственными препаратами по остальным рецептам. В связи с неполучением данных препаратов, испытывал стресс, у него учащались приступы эпилепсии.
Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., не оспаривая заявленные требования по существу, полагал, что размер компенсации морального вреда подлежит определениею с учетом принципа разумности и справедливости.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО, представители третьих лиц правительства ЕАО, ОГБУЗ «Областная больница», ОГКУ «Центр государственных закупок ЕАО» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
Суд заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
Из материалов дела следует, Даценко А.В. страдает хроническим заболеванием, ему присвоена инвалидность 2 группы бессрочно.
ОГБУЗ ОГБУЗ «Областная больница» на имя Даценко А.В. выписаны рецепты № от 24.11.2021 и № от 23.10.2020 на лекарственный препарат «Топирамат», № от 28.08.2020 и № от 23.10.2020 на лекарственный препарат «Вальпроевая кислота», № от 24.12.2019 на лекарственный препарат «Бронхомунал», указанные рецепт незамедлительно предъявлены в аптеку.
В судебном заседании установлено, что истец обеспечен лекарственным препаратом «Топирамат» по рецептурному бланку № от 24.11.2021, 27.12.2021.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Порядок реализации истцом своего процессуального права на отказ от иска, предусмотренный ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, определен ст. 173 ч. 1 ГПК РФ Данная норма предусматривает, что заявление истца об отказе от иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом. В случае, если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Стороной истца в судебное заседание представлено заявление об отказе от иска, заявленного к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, в части возложения обязанности обеспечить лекарственным препаратом «Топирамат» по рецепту № от 24.11.2021.
Суд принимает отказ истца от иска в части указанных требований, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Данное требование закона сторонам разъяснено и понятно.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».
Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.
Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
В судебном заседании установлено, что лекарственными препаратами по рецептурным бланкам № от 23.10.2020, № от 28.08.2020 и № от 23.10.2020, № от 24.12.2019 материальный истец до настоящего времени в нарушение действующего законодательства не обеспечен.
Право материального истца на бесплатное обеспечение спорными лекартсвенными препаратами ответчиком не оспаривалось.
При таких обстоятельствах указанные исковые требования подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В нарушение установленного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепты Даценко А.В. в установленный срок не обслужены.
Свидетель Даценко Н.Н. суду пояснила, что её супруг Даценко А.В. лекарственные препараты по рецептам за 2019, 2020 так и не получил, приходилось приобретать их самостоятельно. Препараты «Топирамат» и «Вальпроевая кислота» являются для её супруга жизненоважными, поскольку они купируют приступы эпилепсии. Бывает так, что препараты не выдают по 1-2 месяца, Даценко А.В. в связи с этим переживал, нервничал, чего ему делать нельзя, учитывая характер заболевания.
Оснований не доверять показаниям свидетеля суд не находит.
Необеспечение Даценко А.В. в срок необходимыми изделиями медицинского назначения прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Доказательства отсутствия вины департамента здравоохранения в причинение истцу морального вреда, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлены.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заболевание истца, его возраст, период, в течение которого он, в нарушение установленного законом срока, не обеспечен лекарственными средствами, степень вины ответчика, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда соответствует принципу разумности и справедливости, в связи с чем в пользу истца в счет компенсации морального вреда подлежит взысканию 10 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной областив интересах Даценко Александра Владимировичак департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Даценко Александра Владимировича лекарственными препаратами: «Топирамат» по рецептурному бланку № от 23.10.2020, «Вальпроевая кислота» по рецептурным бланкам № от 28.08.2020 и № от 23.10.2020, «Бронхомунал» по рецептурному бланку № от 24.12.2019.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Даценко Александра Владимировича компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Прекратить производство по исковым требованиям прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Даценко Александра Владимировича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством «Топирамат» по рецепту № от 24.11.2021 в связи с отказом истца от данных требований.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Кривошеева
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2022.