РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 24 ноября 2021 года
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.
при секретаре Никитенко Т.С.,
с участием представителя истца Кабонена Р.С., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепановой Л.М. к Администрации Сегежского муниципального района Республики Карелия о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к Администрации Сегежского муниципального района по тем основаниям, что ее мать К. была лишена решением Сегежского городского суда Республики Карелия родительских прав в отношении истца. Черепанова Л.М. постановлением Администрации Сегежского муниципального района №... от ХХ.ХХ.ХХ. года включена в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Истец достигла возраста 18 лет в 2017 году, однако до настоящего времени она собственного жилья не имеет, в связи с чем вынуждена снимать квартиру. Так как она включена в список детей-сирот на получение жилого помещения, просит обязать ответчика предоставить ей помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м в г. Сегеже, а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Определением суда, при подготовке к рассмотрению дела по существу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, Правительство Республики Карелия.
Черепанова Л.М. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, направила в судебное заседание своего представителя.
Представитель истца Кабонен Р.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что до настоящего времени его доверитель надлежащим жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее права.
Ответчик Администрация Сегежского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, до рассмотрения дела по существу направил в адрес суда отзыв, в соответствии с которым Черепанова Л.М. является ребенком,
оставшимся без попечения родителей – решением Сегежского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. ее мать К. лишена родительских прав, отец – Ч. скончался в 2001 году. Постановлением Администрации Сегежского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ. года №... установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ..., в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пп. 3 п. 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства РК от 13 марта 2013 года № 99-П, а именно – общая площадь жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В связи с чем Администрация не оспаривает право истца на жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма по месту его жительства в границах соответствующего муниципального района, однако исполнение ответчиком государственных полномочий возможно только в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что соответственно потребует определенного времени. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Третье лицо Министерство социально защиты Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела без их участия. До рассмотрения дела по существу направили в адрес суда отзыв, в соответствии с которым в Республике Карелия порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, регламентирован Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК, в соответствии со ст. 4 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены в том числе полномочиями по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального
найма либо собственниками которых они являются и иными полномочиями. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, ведется органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия – Министерство социальной защиты Республики Карелия. Законом Республики Карелия от 21 декабря 2020 года № 2528-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» Сегежскому муниципальному району предусмотрена субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Карелия, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 3 108,2 тыс. руб.
Третье лицо Правительство Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направило в адрес суда письменные пояснения по делу, по своему содержанию аналогичные отзыву на исковое заявление третьего лица Министерства социально защиты Республики Карелия, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия их представителя.
Заслушав представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что родителями Черепановой Л.М., родившейся ХХ.ХХ.ХХ. года в ..., являются Ч. и К., о чем имеется актовая запись о рождении №... от ХХ.ХХ.ХХ. года.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. года К., ХХ.ХХ.ХХ. г.р., лишена родительских прав в отношении своей дочери Черепановой Л.М., родившейся ХХ.ХХ.ХХ. года. Указанное решение вступило в законную силу ХХ.ХХ.ХХ. года, сведений о восстановлении данного лица в родительских правах не имеется.
Определением Сегежского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. года изменен порядок исполнения решения Сегежского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. года, а именно с К. взысканы алименты в размере ? части заработной платы и (или) иных доходов на содержание несовершеннолетней дочери Черепановой Л.М., ХХ.ХХ.ХХ. г.р., по день ее совершеннолетия с обязанностью перечислять алименты на личный счет ребенка.
Постановлением Администрации Сегежского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ. года №... установлен факт невозможности проживания Черепановой Л.М., ХХ.ХХ.ХХ. г.р., в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ..., в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пп. 3 п. 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства РК от 13 марта 2013 года № 99-П – общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в одном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. Постановлено Управлению образования Администрации Сегежского муниципального района включить Черепанову Л.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 7 октября 2016 года № 331-П утвержден прилагаемый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. года №... «О внесении изменения в приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 7 октября 2016 года № 331-П» Черепанова Л.М. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по-
печения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых помещениях признается невозможным по Сегежскому муниципальному району (порядковый номер 27).
Таким образом, истец относится к кругу лиц, на которых распространяются положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, был поставлен на соответствующий учет до достижения возраста 23 лет. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
В материалы дела ответчиком также представлено заявление Черепановой Л.М. об отказе от предложенного последней муниципального жилья по адресу: ... от 19 июля 2021 года.
Вместе с тем из ответа на запрос от 19 ноября 2021 года Администрацией Сегежского муниципального района сообщено, что на указанную дату свободных от регистрационного учета граждан изолированных жилых помещений (отдельных квартир) в многоквартирных домах, находящихся в Муниципальном образовании «Сегежское городское поселение» и в Муниципальном образовании «Сегежский муниципальный район», нет.
Согласно п. 3 Порядка правил предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства РК от 16 апреля 2013 года № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района.
В соответствии с решением Совета Сегежского городского поселения XVII сессии I созыва от 12.04.2007 № 84 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории города Сегежа составляет 12 кв. м.
Согласно ст. 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.
Поскольку истец относится к кругу лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований к администрации Сегежского муниципального района. Благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено именно администрацией Сегежского муниципального района истцу по месту его жительства в границах г. Сегежи. Положения закона,
возлагающие обязанность на администрацию предоставлять жилые помещения указанной категории граждан являются действующими.
Оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению жилья, общей площадью не менее 33 кв.м., суд не усматривает.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина 300 руб. На основании ст. 98 ГПК РФ данные расходы подлежат взысканию с надлежащего ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 98, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Сегежского муниципального района предоставить Черепановой Л.М. на территории города Сегежи благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, площадью не менее нормы предоставления.
Взыскать с Администрации Сегежского муниципального района в пользу Черепановой Л.М. расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья <...> Н.В. Скрипко
<...>
Решение в окончательной форме в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 30 ноября 2021 года.