Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-82/2013 ~ М-54/2013 от 24.01.2013

        Дело № 2 - 82/ 2013год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        07 марта 2013 года                                                                    г. Пучеж Ивановской области

        Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Н.А., при секретаре Макаровой Э.Н.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Мортковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области о признании права собственности на земельные доли Сидоровой Зои Филипповны и Сидорова Порфирия Николаевича,

у с т а н о в и л:

        Администрация Мортковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация, истец) обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - ТУ Росимущества в Ивановской области) о признании права собственности на 2/346 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 37:14:000000:13, общей площадью 14816430 кв. м, расположенный по адресу: Ивановская область, Пучежский муниципальный район, Мортковское сельское поселение. В обоснование заявленных требований истец указал, что решением общего собрания трудового коллектива реорганизуемого хозяйства от 29 февраля 1992 года был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями, всего 346 человек. В указанном списке, среди прочих, указаны Сидоров Порфирий Николаевич и Сидорова Зоя Филипповна, которые являются собственниками земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный на территории бывшего СПК «Заря» каждый. Сидоровы З.Ф. и П.Н. не распоряжались земельными долями в установленном законом порядке более трех лет. 17 июля 2000 года Сидоров П.Н. умер, наследницей после его смерти являлась жена - Сидорова З.Ф., умершая 20 января 2004 года. Заявлений о принятии наследства последней к нотариусу не поступало, наследственное дело не заводилось. Список собственников невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения на территории бывшего СПК «Заря» был опубликован в газете «Пучежские вести» от 06.09.2011 г. и газете «Ивановская газета» от 07.09.2011 г. Однако, соответствующих обращений от лиц, считающих, что земельные доли Сидоровых необоснованно включены в список невостребованных, не последовало.

        В судебное заседание представитель истца не явился, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. 113 ГПК РФ.

        Администрация ТУ Росимущества в Ивановской области,извещенная о времени и месте судебного заседания, не обеспечила явку своих представителей, представила в суд отзыв, где иск не признала, указывая на то, что имущество Сидоровых является выморочным, то есть, в силу ст. 1151 ГК РФ, поступающим в собственность Российской Федерации, в связи с чем просила в иске отказать и рассмотреть дело без участия своего представителя (л.д.27-30).

        Администрация межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ивановской области, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без участия своего представителя, возражений против удовлетворения исковых требований не заявила (л.д.35).

        Суд на основании ч.ч.3, 5 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.

        Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

        В силу п.9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

        Согласно п. 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 г. № 708 и разработанного на основании Указа от 27.12.1991 г. № 323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

        Гражданским Кодексом РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (Подп. 2 п. 1 ст. 8).

        Указанная норма соответствует и п.1 ст.25 Земельного кодекса РФ, согласно которому права на земельные участки, предусмотренные главами III и 1V Земельного Кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами.

        8 сентября 1992 г. Администрацией Пучежского района Ивановской области было вынесено постановление № 122 «Об утверждении проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого колхоза «Заря коммунизма», которым в долевую собственность граждан предоставлено 1430,8 га сельскохозяйственных угодий (л.д.9-10).

        Таким образом, основанием возникновения права собственности на земельные доли членов трудового коллектива, пенсионеров и работников социальной сферы СПК «Заря» является указанное постановление администрации Пучежского района.

        Из справки, выданной комитету по земельной реформе г. Пучежа председателем комиссии по реорганизации колхоза «Заря коммунизма» следует, что земельные доли определены 346 членам колхоза (л.д.15).

        Судом установлено, что Сидоров П.Н. и Сидорова З.Ф. приобрели право общей долевой собственности на землю колхоза «Заря коммунизма» Пучежского района. Согласно списку собственников земельных долей спорного земельного участка по состоянию на 02.02.2012 г. Сидоровы П.Н. и З.Ф. значатся собственниками земельной доли в размере 1/346 каждый. Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.7), сведениями из реестра свидетельств на право собственности на землю (земельные доли) (л.д.13).

        Сидоров П.Н. умер 17.07.2000 года (л.д.21). Сидорова З.Ф. является наследником после умершего Сидорова П.Н. в силу ч. 1 ст. 1142 ГК РФ.

        Согласно справке нотариуса Пучежского нотариального округа свидетельство о праве на наследство по закону после смерти Сидорова П.Н. выдано его супруге Сидоровой З.Ф. (л.д.23).

        Сидорова З.Ф. умерла 20.01.2004 года (л.д.16,22).

        В соответствии со ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

       Согласно сообщению нотариуса нотариальной палаты Красноярского края Шарыповского нотариального округа наследственное дело после Сидоровой З.Ф. не заводилось (л.д.17), то есть никто в права наследования не вступил, таким образом, значащуюся за ней земельную долю, согласно ч.1 ст.1151 ГК РФ, следует считать выморочным имуществом.

        В силу ч. 3 ст.1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, а также передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

        А именно, статьей 4 Федерального закона РФ от 26 ноября 2001 г. «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», Положением «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683 и Инструкцией Минфина от 19 декабря 1984 г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», поскольку закон, регулирующий порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, до настоящего времени не принят.

        В письме ФНС от 19 февраля 2007 г. N 02-3-04/3@ «О выморочном имуществе» содержатся разъяснения в отношении порядка принятия в собственность Российской Федерации выморочного имущества. В соответствии с данными разъяснениями, обязанность по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы Положением «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683. Непосредственный порядок передачи такого имущества налоговым органам, его учета, оценки и реализации установлен Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». Исходя из изложенного, до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением и Инструкцией.

        В соответствии с п. 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. № 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность РФ, а также выморочное имущество.

        Однако согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. № 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом РФ (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Порядок, указанный в п. 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. № 691, определяющий отличный от предусмотренного Положением и Инструкцией, в настоящее время не установлен.

        Таким образом, вступление в силу указанного постановления Правительства РФ не изменило порядок учета, оценки и реализации выморочного имущества, в соответствии с которым работу по учету, оценке и реализации выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном Положением и Инструкцией.

        Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу.
        Как следует из отзыва ТУ Росимущества в Ивановской области информации, свидетельствующей о наличии выморочного имущества в виде 2\346 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 37:14:000000:13, расположенный в границах землепользования СПК «Заря» (ранее - колхоза «Заря коммунизма») от налогового органа не поступало, свидетельство о праве на наследство не выдавалось(л.д.27-30).

        Таким образом, в настоящее время Законы РФ не только не регулируют процедуру выявления выморочного имущества для целей оформления наследственных прав, но и не содержат и четких предписаний относительно полномочий соответствующих органов, обязанных осуществлять от имени Российской Федерации принятие и учет выморочного имущества.

        Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

        Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 35 право частной собственности и раскрывая его конституционное содержание, включающее правомочия иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, гарантирует, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

        Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

        Из приведенных положений Конституции Российской Федерации вытекает, что запрещаются любые действия, направленные на незаконное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества и без предварительного и равноценного возмещения при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд.

        Конкретизация конституционных положений, допускающих принудительное изъятие у собственника имущества по основаниям, предусмотренным законом, с возмещением стоимости этого имущества и других убытков при обращении имущества в государственную собственность, изложена в п. 2 ст. 235 ГК РФ.

        Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ прекращение права собственности на имущество возможно в случаях, предусмотренных законом.

        Изложенное не исключает, что в случаях, предусмотренных законом, собственники земельных долей могут быть лишены своего права собственности в судебном порядке.

        В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

        В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

        ГК РФ в п. 2 ст. 260 устанавливает, что земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке; пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

        Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулирует Федеральный закон, он же устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

        Федеральный закон, предусматривая порядок образования земельного участка из невостребованных земельных долей, закрепляет право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на обращение в суд с заявлением о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.

        В связи с этим суд приходит к выводу, что реализация муниципальным образованием права собственности на невостребованные земельные доли на основании Федерального закона не является принудительным отчуждением таких долей, а влечет прекращение прав собственника на земельную долю.

        Кроме того, поскольку речь идет о невостребованных земельных долях, то с учетом позиции Европейского суда (Постановление Европейского суда по делу Жигалев (Zhigalev) против Российской Федерации от 6 июля 2006 г., жалоба N 54891/00, § 131), по смыслу ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., лицо, не востребовавшее земельную долю, не может рассматриваться как ее владелец во всех правовых аспектах. Отсюда нельзя в полной мере утверждать, что в результате признания права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на невостребованные земельные доли происходит принудительное изъятие имущества у собственника.

        Поэтому лишение права собственности граждан на земельные доли в судебном порядке при признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, образованный из невостребованных земельных долей, осуществляется без возмещения гражданам стоимости земельных долей и связанных с этим убытков.

        С 01.07.2011 года согласно ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции ФЗ от 29.12.2010 г. № 435-ФЗ) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и приэтом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

        Администрацией Мортковского сельского поселения был составлен список собственников невостребованных земельных долей СПК «Заря» Пучежского района Ивановской области, в том числе и Сидоровы П.Н. и З.Ф.

        Истцом были опубликованы сообщения о невостребованных земельных долях в границах СПК «Заря» Пучежского района с указанием их собственников в средствах массовой информации, а именно: в газете «Пучежские вести» от 06.09.2011 года, в газете «Ивановская газета» от 07.09.2011 года, о чем свидетельствуют ксерокопии указанных газет (11,12).

        Собственникам земельных долей в течение 90 дней со дня опубликования настоящего сообщения предлагалось заявить о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, для чего было необходимо обратиться с заявлениями в администрацию Мортковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области, по указанным юридическому адресу администрации и контактным телефонам.

        Лица, пожелавшие воспользоваться своими правами на земельную долю, с соответствующим заявлением к истцу не обратились.

        Согласно п. 7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции ФЗ от 29.12.2010 г. № 435-ФЗ) администрация утвердила список невостребованных земельных долей самостоятельно (л.д.8).

        В соответствие со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

        Согласно подп. 1 п. 3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является приоритет сохранения целевого использования земельных участков. Поэтому законодатель в случаях нецелевого или ненадлежащего использования земельных участков предусмотрел возможность изъятия этих участков у собственников и их отчуждение в муниципальную собственность.

        Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

        В статье 12 Закона № 101-ФЗ указаны способы реализации участником долевой собственности своего права на земельную долю. Не совершение собственником земельной доли указанных действий может свидетельствовать о том, что участник общей долевой собственности не распорядился своим правом на земельный участок.

        Обратиться в суд с заявлением о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на невостребованные земельные доли на основании п.8 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ вправе орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка.

        Суд принимает во внимание законоположение, содержащееся в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 29 декабря 2010 г.) о том, что для регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю не обязательно проводить кадастровые работы по уточнению границ в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

        Статьей 236 ГК РФ определено право гражданина на отказ от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

        По смыслу приведенных норм в их системном единстве, не распоряжение собственником своей земельной долей в установленный федеральным законом срок свидетельствует о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, то есть, таким образом, собственник отказывается от права собственности.

        В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

        Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

        Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании муниципальной собственности на эту вещь.

        Однако, в соответствие с п.7 постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», единственным документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. Согласно п.17 указанного постановления непредставление письменного заявления собственника об отказе от права собственности является основанием для отказа в принятии на учет объекта недвижимого имущества.

        Положения ст.12.1 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат ограничения в возможности признания права муниципальной собственности на земельный участок, образованный в счет выделения невостребованных земельных долей, в случае отсутствия заявлений собственников этих долей об отказе от права собственности на земельные доли. Поэтому положения ч.3 ст.225 ГК РФ в данном случае применению не подлежат, поскольку непосредственному применению подлежат нормы Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», определяющие правомочия органов местного самоуправления в отношении невостребованных земельных долей, как специальные по отношению к нормам ч.3 ст.225 ГК РФ. Иное делает невозможным реализацию права сельского поселения на направление в суд заявления о признании права собственности сельского поселения на указанный участок.

        Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

        На основании изложенного, принимая во внимание, что перед обращением в суд истцом совершены все действия, предписанные Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно: были установлены собственники невостребованных земельных долей, в установленные законом сроки были опубликованы в средствах массовой информации сообщения о невостребованных земельных долях с указанием их собственников, утверждены списки собственников невостребованных земельных долей, суд считает, что иск Администрации является обоснованным, поскольку в данной ситуации муниципалитет выступает в защиту общественных интересов поселения по осуществлению контроля за рациональным использованием и охраной земель.

        Наличие невостребованных земельных долей нарушает законные права и интересы органа местного самоуправления на сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения; препятствует обороту земель сельскохозяйственного назначения. Указанные нарушения прав и интересов сельского поселения подлежат устранению путем признания права собственности Администрации на указанные доли в праве общей собственности на земельный участок.

        Такой подход оправдан, поскольку соответствует принципам оборота, установленным в ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002г. № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и основным целям государственной аграрной политики по обеспечению сохранения земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения их в оборот.

        Понятие невостребованных земельных долей со всей очевидностью не совпадает с понятием выморочных земельных долей, в частности, для невостребованных земельных долей характерно то, что ими собственник не распоряжается в течение установленного законом срока, а для выморочных земельных долей - что они не приобретены наследниками, таким образом и выморочная земельная доля, перешедшая РФ в порядке наследования, может быть невостребованной.

        Федеральный закон не содержит запрета на признание за субъектом Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочных имущественных прав, но оставшихся невостребованными государством.

        Суд, отмечая, что нормы Федерального Закона № 101 - ФЗ по отношению к нормам ГК РФ являются специальными, удовлетворяет требования истца в полном объеме.

        Ответчик согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36. НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

        Признать право собственности Мортковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области на 1/346 долю площадью 4,0 га в праве общей долевой собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 14816430 кв. м, расположенный на территории Мортковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области, кадастровый № 37:14:000000:13, ранее принадлежащую Сидорову Порфирию Николаевичу, умершему 17 июля 2000 года.

        Исключить из состава наследства Сидорова Порфирия Николаевича, умершего 17 июля 2000 года, право собственности на 1/346 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 37:14:000000:13, общей площадью 14816430 кв.м., расположенный в границах землепользования СПК «Заря» Пучежского района Ивановской области (ранее - колхоза «Заря коммунизма»).

        Признать право собственности Мортковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области на 1/346 долю площадью 4,0 га в праве общей долевой собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 14816430 кв. м, расположенный на территории Мортковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области, кадастровый № 37:14:000000:13, ранее принадлежащую Сидоровой Зое Филипповне, умершей 20 января 2004 года.

        Исключить из состава наследства Сидоровой Зои Филипповны, умершей 20 января 2004 года, право собственности на 1/346 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 37:14:000000:13, общей площадью 14816430 кв.м., расположенный в границах землепользования СПК «Заря» Пучежского района Ивановской области (ранее - колхоза «Заря коммунизма»).

       Апелляционная жалоба может быть подана в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Федеральный судья:                                               Н.А. Овчинникова

2-82/2013 ~ М-54/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Мортковского сельского поселения
Ответчики
ТУ Федеральное агенство по управлению государственным имуществом в Ивановской области
МИФНС №7 по Ивановской области
Другие
Липецкая Галина Федоровна
Суд
Пучежский районный суд Ивановской области
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
puchezhsky--iwn.sudrf.ru
24.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2013Передача материалов судье
28.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2013Судебное заседание
07.03.2013Судебное заседание
11.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее