УИД 01RS0004-01-2023-002924-29 к делу № 2-2162/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Майкоп «25» мая 2023 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего – судьи Рамазановой И.И.,
при секретаре Минасян Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 33» и администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Майкопа, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея с исковым заявлением к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 33» и администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о противодействии терроризму и в его обоснование указав, что проведена проверка в сфере соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования. В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов территорий», а именно в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 33» объект не оснащен охранной сигнализацией, не оборудован системой оповещения.
C учетом уточненных исковых требований просит возложить на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» обязанность в срок до 01 августа 2023 года, включительно, обеспечить финансирование МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» на оснащение объекта охранной сигнализацией, оборудование системой оповещения и возложить на МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить антитеррористическую защищенность путем осуществления указанных выше мероприятий.
Прокурор Беданоков П.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, указал, что объект должен быть оснащен охранной сигнализацией и системой оповещения. Кроме того указал, что МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» отнесено к 3 категории объектов антитеррористической защищенности.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>» Рубан С.А., возражал против удовлетворения иска, полагал, что администрация является надлежащим ответчиком, и полагает, что установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ является некорректным.
Представитель ответчика - МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» Бзегежева Ф.Д., просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что нарушения, выявленные в ходе проверки, частично удовлетворены.
Представитель третьего лица - Комитета по образованию муниципального образования «<адрес>» Будякова А.В., полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, просила отказать.
Выслушав доводы и мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании»образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность всоответствии с законодательством об образовании, в том числе создаватьбезопасные условия обучения, в том числе при проведении практической безопасные условия воспитания подготовки обучающихся, обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах приоритета и предупреждения терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются обеспечениебезопасности граждан, антитеррористической защищенности потенциальныхобъектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также массового пребываниялюдей. Согласно пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта.2006года № «Опротиводействии терроризму» противодействие терроризму органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Опротиводействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования антитеррористической защищенности объектов (территории), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу концепции противодействия терроризму в Российской Федерации,утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе, посредством предупреждения (профилактики) терроризма.
Предупреждение (профилактика) терроризма, кроме прочего,предполагает решение следующих задач: разработка мер и осуществлениемероприятий по устранению причин и условий, способствующихвозникновению и распространению терроризма; определение прав, обязанностейи ответственности хозяйствующих субъектов при организации мероприятий поантитеррористической защищенности подведомственных им объектов.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерствапросвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этихобъектов (территорий)» ответственность за обеспечение антитеррористическойзащищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов(организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а такжена должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководстводеятельностью работников на объектах (территориях).
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка в сфере соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования.
Так, в ходе проведения проверки выявлены нарушения требованийПостановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждениитребований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий),относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РоссийскойФедерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
В нарушение п.п. «а» п. 25, 31 Требований, объект не оснащен системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте, обеспечивающая оперативное информирование лиц, находящихся на объекте, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Невыполнение указанных требований безопасности, в результате акта терроризма может способствовать наступлению тяжких последствий и человеческим жертвам.
В соответствии с данными из ЕГРЮЛ и Уставом МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» (данные сведения находятся в общедоступном доступе сети «Интернет») учредителем и собственником имущества данного учреждения является администрация муниципального образования «<адрес>».
В силу подпункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» к вопросам местного значения городского округа относятся:владение, пользование и муниципальной собственности городского округа.распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 16.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения внутригородского района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета внутригородского района и контроль за исполнением данного бюджета.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Следовательно, обязанность по финансированию работ по обеспечению антитеррористической защищенности здания (территории) учреждения возлагается на администрацию муниципального образования «<адрес>», как орган местного самоуправления в чью прерогативу входит составления проекта бюджета, и собственника здания, а обязанность по проведению работ по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) дошкольного образовательного учреждения на МБДОУ как учреждение, у которого здание детского сада находится в пользовании.
Доводы представителя ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>» в части того, что администрация является ненадлежащим ответчиком могли бы являться правомерными только лишь в том случае, если бы до структурного подразделения, которым является Комитет по образованию муниципального образования «<адрес>», были бы доведены в полном объеме лимиты на проведение работ по осуществлению антитеррористической безопасности образовательных учреждений муниципального образования города, но не выделены дошкольному образовательному учреждению, либо не выделены не в полном объеме.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующей внесено представление, однако, согласно информации Комитета по образованию Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, нарушения в полном объеме не устранены ввиду отсутствиядоведенных лимитов.
Прокурор в иске полагает, что указанные нарушения необходимо устранить до ДД.ММ.ГГГГ (включительно), в связи с началом нового учебного года и необходимостью скорейшего обеспечения безопасности воспитанников МБДОУ.
Из акта внепланового обследования объекта МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по внеплановому обследованию объекта образования провела изучение исходных данных, и установила следующее:
- объект системой охранной сигнализации не оборудован, основной вход оснащен КПП. На КПП не дублируется сигнал охранной сигнализацией, тревожной сигнализацией, и системой видеонаблюдения Помещение охраны на первом этаже имеется. Оборудовано системой тревожной сигнализации и системой видеонаблюдения. Система оповещения и управления эвакуацией отсутствует.
Таким образом, судом установлено, что часть выявленных в ходе внепланового обследования нарушений требований антитеррористической защищенности объекта, на день рассмотрения заявленных исковых требований МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» устранены, что подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами.
Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований о возложении на ответчиков обязанности по оснащению системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Кроме того, суд полагает, что МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, местом массового пребывания людей, в частности несовершеннолетних, в виду чего обеспечение террористической защищенности путем оснащения объекта системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, являются мерами, направленными на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения на территорию учреждения.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования на устранение указанных недостатков не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку не проведение необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений приводит к нарушению прав несовершеннолетних.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» и администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>», в срок до ДД.ММ.ГГГГ, включительно, обеспечить финансирование МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» для оснащения объекта системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Обязать МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №», в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить антитеррористическую защищенность объекта путем оснащения объекта системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Рамазанова И.И.