УИД: 41RS0003-01-2020-000145-96
Дело № 2-187/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2020 года | г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Хорхординой Н.М., при секретаре судебного заседания Ереминой Ю.В., с участием:
помощника военного прокурора Вилючинского гарнизона Тихоокеанского флота Щекурова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Вилючинского гарнизона, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Черемных Александра Сергеевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края» в лице Военного комиссариата г. Вилючинска о возложении обязанности по выдаче воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства,
установил:
Истец военный прокурор Вилючинского гарнизона в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в интересах Черемных А.С. в суд с иском к Военному комиссариату г. Вилючинска, в котором с учетом уточнения и привлечении по ходатайству стороны истца в качестве соответчика Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Камчатского края», возложить на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Камчатского края» в лице Военного комиссариата г. Вилючинска обязанность выдать Черемных А.С. воинские перевозочные документы ВПД Ф-1 и ВПД Ф-2 на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства в город Севастополь.
В обоснование заявленных требований, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Приказа Минобороны России от 27 декабря 2017 года № 815, военный прокурор указал, что по обращению Черемных А.С. военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата г. Вилючинска требований Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в ходе которой были выявлены нарушения. Так, установлено, что приказом командующего Тихоокеанским флотом от 10 июля 2002 года № 0286 военнослужащий войсковой части 30838 капитан 3 ранга Черемных А.С. уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а с 31 декабря 2002 года исключен из списков личного состава войсковой части 30838. 11 февраля 2020 года Черемных А.С. обратился в военный комиссариат г. Вилючинска с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов для убытия к избранному месту жительства в г. Севастополь, при этом Черемных А.С. указал, что справка Ф-1, 2 о неиспользовании воинских перевозочных документов ему не выдавалась. 12 февраля 2020 года военный комиссариат г. Вилючинска отказал в выдаче воинских перевозочных документов, сославшись на не предоставление Черемных А.С. справки о неиспользовании воинских перевозочных документов. Войсковая часть 30838 ликвидирована, получить требования справки (Ф-1 и Ф-2) Черемных А.С. не представляется возможным. При увольнении с военной службы Черемных А.С. место жительство не избирал, был поставлен на учет в военный комиссариат по месту увольнения, данное является подтверждением, что последний правом бесплатного проезда и провоза багажа к избранному месту жительства не пользовался, данное право им не реализовано.
Помощник военного прокурора Щекуров Д.С. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении, просил суд обязать ответчиков выдать Черемных А.С. воинские перевозочные документы ВПД Ф-1 и ВПД Ф-2 на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства в город Севастополь. Дополнительно суду пояснил, что предоставленным правом бесплатного проезда и провоза багажа Черемных А.С. после увольнения с военной службы не воспользовался. Пояснил, что воинская часть 30838 ликвидирована, правопреемников у данной части не имеется, все документы указанной части хранятся в филиале Центрального архива МО РФ, однако в архивном отделе отсутствует сведения о выдаче истцу справки Ф-1 и Ф-2 на переезд и перевозку имущества к избранному месту жительства, поскольку ранее данные сведения содержались в соответствующем журнале ОКВС за 2002 год, срок хранения которого в соответствии с действующей в тот период инструкцией по хранению составлял 5 лет. Со слов истца, он данную справку после увольнения фактически не получал, в настоящее время по вышеназванным причинам получить и представить её в военный комиссариат не имеет возможности, вместе с тем, право бесплатного проезда и перевозки имущества к избранному месту жительства за счет МО РФ, у Черемных А.С. имеется, с момента увольнения по настоящее время он состоял на учете в военном комиссариате и проживал в г. Вилючинске, место жительства не менял, выплата пенсии ему осуществлялась непрерывно, не приостанавливалась, что свидетельствует о том, что социальной гарантией по проезду и перевозке личного имущества он не пользовался, данное право им реализовано не было, при этом, отсутствие справки не может являться для этого препятствием.
Истец Черемных А.С. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно ранее поступившему заявлению, просил о рассмотрении заявленных исковых требований в свое отсутствие, заявленные исковые требования к ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края в лице военного комиссариата г. Вилючинска поддержал в полном объеме.
Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, военный комиссар Камчатского края Ковбасюк Б. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Согласно представленным письменным возражениям, просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, поскольку Черемных А.С. не представлена соответствующая справка о неиспользовании воинских перевозочных документов, законных оснований для выдачи таковых не имеется. Кроме того указал, что в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года № 1609 Военный комиссариат г. Вилючинска Камчатского края является структурным подразделением ФКУ «Военного комиссариата Камчатского края».
Третье лицо Министерство обороны РФ о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель третьего лица в судебном заседании участия не принимал, согласно письменным возражениям относительно заявленных исковых требований, представитель по доверенности Лебедев С.Г. полагал заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, а отказ военного комиссариата г. Вилючинска в выдаче воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества ввиду не предоставления Черемных А.С. в установленном порядке справки о неиспользовании воинских перевозочных документов обоснованным. Дело просил рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица.
Принимая во внимание положения ст. 167 ГПК РФ, а также с учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено в отсутствие истца Черемных А.С., представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав помощника военного прокурора Щекурова Д.С., исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующий на момент увольнения истца с военной службы), военнослужащие имеют право на бесплатный проезд: железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы; на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах с прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн; на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.
Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 20 вышеуказанного Федерального закона в ред. от 07 мая 2002 года).
Аналогичные положения содержит действующая редакция ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 № 354 (далее Порядок возмещения расходов), п. 4 которого определено, что правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).
Согласно п. 3 Порядка возмещения расходов, Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, предписано возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое: военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы; членов семей военнослужащих - граждан - при переезде к избранному месту жительства в связи со смертью (гибелью) военнослужащего.
В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещать фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Пунктом 4 Порядка возмещения расходов определено, что правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).
Пунктом 5 Порядка возмещения расходов Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
С 30 марта 2018 года вступил в действие Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте» (далее по тексту Порядок).
Пунктом 23 Порядка установлено, что основанием для выдачи воинских перевозочных документов или справок, указанных в пунктах 46 и 68 настоящего Порядка, являются приказы (выписки из приказов) командира воинской части о перевозке воинского эшелона, об отправке (получении) воинского груза, о направлении военнослужащего в служебную командировку, о предоставлении отпуска, об убытии на лечение, об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с переводом на новое место военной службы или в связи с гибелью или смертью, которые содержат требование о выдаче воинских перевозочных документов или справок. Основанием для выдачи воинских перевозочных документов для проезда членов семьи военнослужащего-гражданина в случае, если их поездка не связана с поездкой военнослужащего-гражданина, является приказ (выписка из приказа) командира воинской части о выдаче воинских перевозочных документов для проезда членов семьи военнослужащего-гражданина.
Приказ о выдаче воинских перевозочных документов издается на основании соответствующего распорядительного документа и (или) рапорта военнослужащего, заявления гражданина о выдаче воинских перевозочных документов и документов, подтверждающих их право на проезд и (или) перевозку личного имущества на безвозмездной основе (далее - социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества).
К документам, подтверждающим право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, в зависимости от места ее предоставления и цели поездки и (или) перевозки личного имущества относятся в том числе, справки, указанные в пунктах 46 и 68 настоящего Порядка, документ, подтверждающий место жительства, судебные решения, другие документы, имеющиеся в личных и пенсионных делах военнослужащих и граждан и делах воинских частей, а также иные документы, предъявляемые ими лично или через своих представителей.
В военных комиссариатах муниципальных образований воинские перевозочные документы выдаются в указанных в настоящем Порядке случаях членам семей (близким родственникам) военнослужащих, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, членам семей и родителям погибших (умерших) военнослужащих, членам семей и родителям погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, на основании их заявлений о выдаче воинских перевозочных документов и документов, подтверждающих их право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, без издания приказа военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).
В случае если при подаче гражданином заявления о выдаче воинских перевозочных документов в военном комиссариате отсутствуют документы, подтверждающие его право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, они запрашиваются военным комиссариатом в воинской части по месту прохождения военной службы военнослужащим (погибшим (умершим) военнослужащим), в военном комиссариате по месту призыва гражданина на военную службу, пенсионного (воинского) учета гражданина, уволенного с военной службы, или в архиве.
В соответствии с п. 68 Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему (указываются воинское звание, фамилия и инициалы) при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также по проезду членов семьи военнослужащего-гражданина (указываются степень родства членов семьи военнослужащего-гражданина, фамилии и инициалы супруги (супруга) и лиц, находящихся на иждивении военнослужащего-гражданина, фамилии, инициалы и даты рождения детей) не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службы.
Гражданам, уволенным с военной службы, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих-граждан, проходивших военную службу по контракту, в военном комиссариате по месту жительства членов семей выдаются воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личного имущества от места жительства, указанного в справке, к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), с учетом изменений возраста детей военнослужащего-гражданина, состава семьи и выбора места жительства, произошедших после увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью).
Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются следующие документы: заявление гражданина о выдаче воинских перевозочных документов; документ, удостоверяющий личность гражданина; выписка из приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части; справка, указанная в настоящем пункте, и документ, подтверждающий место жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина на момент увольнения военнослужащего с военной службы или гибели (смерти) военнослужащего-гражданина, если эти сведения не указаны в справке; извещение о гибели (смерти) военнослужащего-гражданина или иной документ, подтверждающий факт его гибели (смерти).
В случае выдачи военным комиссариатом воинских перевозочных документов не всем лицам, указанным в предъявленной справке, кроме воинских перевозочных документов выдается аналогичная справка, в которой указываются только те лица, которым соответствующая социальная гарантия не предоставлена, если на день выдачи новой справки они имеют право на такую социальную гарантию.
Пунктом 76 Порядка установлено, что граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, близкие родственники военнослужащих, а также члены семей, родители погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по прибытии к избранному месту жительства, по возвращении из медицинской, санаторно-курортной или оздоровительной организации и в других случаях проезда, предусмотренных настоящим Порядком, а также после перевозки личного имущества в течение пятнадцати рабочих дней сдают в военный комиссариат проездные документы (билеты), оформленные по воинским перевозочным документам, а также неиспользованные воинские перевозочные документы.
Неиспользованные воинские перевозочные документы сдаются также в случае, если поездка или перевозка личного имущества, для осуществления которых они выдавались, не состоялись.
Согласно п. 1 Порядка, в Вооруженных Силах Российской Федерации используются следующие воинские перевозочные документы: требование на перевозку воинских пассажиров (далее - требование N 1) (приложение N 1 к настоящему Порядку), требование-накладная (для расчетов за воинские перевозки с транспортными организациями) (далее - требование N 2) (приложение N 2 к настоящему Порядку), требование для получения билетов на проезд в пригородном (местном) сообщении и автомобильным транспортом (далее - требование N 3) (приложение N 3 к настоящему Порядку), талон багажный на перевозку воинского багажа или грузобагажа (далее - талон багажный) (приложение N 4 к настоящему Порядку).
Требования N 1 выдаются для проезда пассажиров железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом. Требования N 2 выдаются для перевозки воинских эшелонов, воинских грузов, караулов по охране и сопровождению воинских грузов, собственного и арендованного воинскими частями железнодорожного подвижного состава (контейнеров), личного имущества военнослужащих и граждан (п.п. 2, 3 Порядка).
Аналогичные положения содержались в приказе Министра обороны Российской Федерации от 06 июня 2001 № 200 «Об утверждении руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации», действующем на момент увольнения и исключения Черемных А.С. из списков личного состава войсковой части, и утратившим силу 30 марта 2018 года в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 № 815.
Так, п. 70 приказа Министра обороны Российской Федерации от 06 июня 2001 № 200 «Об утверждении руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации» устанавливал, что военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требования формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались.
Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года № 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах (в редакции от 26 января 2019 года), в соответствии с которым военные комиссариаты являются территориальным органом Министерства обороны РФ и входят в состав военных округов, являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром. Военные комиссариаты создаются в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведении мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района. Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (п.п. 2, 4, 6, 7, 9 Указа).
К основным задачам военных комиссариатов среди прочих также относится осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации; реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (пп. 39, 40 п. 17 Положения).
Как следует из Положения о военном комиссариате (муниципальном) Камчатского края, утвержденного приказом военного комиссара Камчатского края от 10 июля 2017 года № 253, военный комиссариат (муниципальный) Камчатского края входит в организационно-штатную структуру военного комиссариата Камчатского края и является одним из основных подразделений. Военный комиссариат (муниципальный) Камчатского края не является юридическим лицом. Военный комиссар военного комиссариата (муниципальный) Камчатского края на основании выданной ему доверенности организует и обеспечивает выполнение возложенных на военный комиссариат (муниципальный) Камчатского края задач, представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Управление служебной деятельностью военного комиссариата (муниципального) Камчатского края осуществляется военным комиссаром военного комиссариата (муниципального) Камчатского края (п.п. 2, 6).
Таким образом, территориальные органы Министерства обороны Российской Федерации (военные комиссариаты и их структурные подразделения (военные комиссариаты (муниципальные)) в силу вышеприведенных правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу гражданам, уволенным с военной службы, воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства по установленной форме, и обязаны осуществлять действия, направленные на подготовку документов с целью реализации требований законодательства по обеспечению бесплатного проезда и провоза личного имущества, уволенных с военной службы лиц.
При рассмотрении дела судом установлено, что Черемных А.С. 10 июля 2002 года на основании приказа командующего Тихоокеанским флотом № 0286 уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении придельного возраста пребывания на военной службе, и 31 декабря 2002 года приказом командира войсковой части 30838 № 79/ОК исключен из списков личного состава войсковой части, снят со всех видов довольствия и направлен для постановки на учет в ГВК города Вилючинск Камчатской области, выдан денежный аттестат. Выслуга лет в Вооруженных силах Черемных А.С. в календарном исчислении составляет более 28 лет, в льготном – более 51 года. При этом командиром войсковой части 30838 дано указание выписать Черемных А.С. справку о неиспользовании ВПД Ф-1 и Ф-2 для проезда и провоза личного имущества в 20-ти тонном контейнере к месту постановки на воинский учет (л.д. 17, 18, 19).
С 01 января 2003 года Черемных А.С. военным комиссариатом Камчатской области назначена пенсия за выслугу 51/28 в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, что подтверждается представленной в материалы дела копией удостоверения серии ГФ № 080138 (л.д. 21).
Как следует из копии паспорта Черемных А.С. последний с 04 марта 1988 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес> (л.д. 22).
Согласно справке № РК-18574, выданной ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» по состоянию на 20 января 2020 года Черемных А.С. уволен с военной службы 31 декабря 2002 года, состоит на пенсионном учете в военном комиссариате Камчатского края с 01 января 2003 года. Выплата пенсий в связи с убытием к другому месту жительства не приостанавливалась, пенсионное дело в другие военкоматы не высылалось. Указанная справка выдана для принятия решения о выдаче Черемных А.С. ВПД для проезда и провоза домашних вещей к постоянному месту жительства (л.д. 20).
11 февраля 2020 года Черемных обратился к Военному комиссару г. Вилючинска с заявлением о выдаче ему ВПД для переезда и перевоза контейнера к избранному им месту жительства в г. Севастополь, при этом указал, что при увольнении 31 декабря 2002 года из войсковой части ему воинские перевозочные документы не выдавались (л.д. 15).
Согласно ответу Военного комиссариата г. Вилючинска от 12 февраля 2020 года № ф/29, выдача Черемных А.С. воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к новому месту жительства будет осуществлена при предъявлении справки на бланке ВПД формы 1.
Из копии заявления Черемных А.С. от 28 февраля 2020 года следует, что в связи с переездом к новому месту жительства по адресу: Республика Крым, г. Севастополь, <адрес>, он просит с 01 апреля 2020 года прекратить выплату пенсии, а пенсионное дело направить в адрес военного комиссариата Республики Крым, г. Севастополь, при этом дата выезда указана, как 29 февраля 2020 года.
25 марта 2020 года пенсионное дело Черемных А.С. направлено в адрес военного комиссара Республики Крым.
Военная прокуратура 13 апреля 2020 года обратилась с соответствующим запросом (исх. № 839) в Архивный отдел войск и сил на Северо-Востоке Российской Федерации филиала Центрального архива Минобороны России о наличии в архивных делах войсковой части 30383 сведений о выдаче бывшему военнослужащему Черемных А.С. справки Ф-1, Ф-2 на переезд и перевозку имущества к избранному месту жительства.
В соответствии с ответом, представленным ФГКУ Центральный архив Архивного отдела войск и сил на Северо-Востоке РФ от 16 апреля 2020 года № 254 исполнить запрос в отношении Черемных А.С. не имеется возможности, сведения о выдаче бывшему военнослужащему войсковой части 30838 капитану 3 ранга Черемных А.С. справки Ф-1 и Ф-2 на переезд и перевозку имущества к избранному месту жительства в архивном отделе отсутствуют.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что при увольнении 31 декабря 2002 года с военной службы Черемных А.С. в соответствии с действующим на момент его увольнения законодательством имел право на бесплатный проезд и перевозку личного имущества в контейнерах до 20 тонн с прежнего места жительства к новому избранному месту жительства, однако истцом на момент увольнения таковое избрано не было, в связи с чем, он был зачислен на пенсионный воинский учет в военном комиссариате г. Вилючинска по месту увольнения, где ему была установлена и непрерывно выплачивалась пенсия, выплата которой была прекращена только с 01 апреля 2020 года на основании заявления Черемных А.С. о переезде к новому месту жительства в г. Севастополь, при этом данных, указывающих на то, что ранее Черемных А.С. выдавались соответствующие перевозочные документы, социальная гарантия по проезду и перевозке личного имущества к избранному месту жительства ему была предоставлена, в материалах дела не имеется, напротив, совокупность исследованных по делу доказательств, свидетельствует о том, что данное право истцом до настоящего времени реализовано не было.
При рассмотрении гражданского дела на основании пояснений помощника военного прокурора, не опровергнутых ответчиком, судом также установлено, что фактическая возможность представить в военный комиссариат справки о неиспользовании воинских перевозочных документов формы – 1 и формы – 2 у истца Черемных А.С. отсутствует, поскольку данные справки истцом при увольнении получены не были, а получить их в настоящее время не имеется возможности, поскольку войсковая часть 30838 ликвидирована, правопреемника у данной войсковой части не имеется. Вместе с тем, военный комиссариат г. Вилючинска отказал Черемных А.С. в выдаче воинских перевозочных документов формы - 1 и формы - 2, поскольку последним не предоставлена справка о неиспользовании воинских перевозочных документов, что препятствует Черемных А.С. в реализации его права на бесплатный переезд и перевоз личного имущества к избранному месту жительства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в рамках рассмотрения настоящего дела стороной ответчика суду не было представлено каких-либо опровергающих доказательств того, что истец Черемных А.С. ранее получал перевозочные документы и реализовал свое право на бесплатный проезд и провоз имущества к постоянному месту жительства за счет МО РФ. Несмотря на указание Черемных А.С. на то, что при увольнении ему воинские перевозочные документы не выдавались, принимая во внимание фактически отсутствие у ответчика документов, подтверждающих его право на получение социальной гарантии на проезд и перевозку личного имущества, военный комиссариат вопреки установленному в абз. 6 п. 23 Приказа № 815 порядку, самостоятельно такие документы не запрашивал, фактически не оспаривая в своем отказе Черемных А.С. в выдаче ВПД наличие у него такого права, при этом, доказательств обратного суду не представил. В свою очередь, само по себе отсутствие у истца справки установленной формы о неиспользовании воинских перевозочных документов, как документа, подтверждающего право гражданина на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, при установленных судом обстоятельствах, не может свидетельствовать об отсутствии у гражданина такого права и невозможности его реализации, что в частности следует и из содержания абзаца 4 п. 23 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте».
Принимая во внимание, что справки о неиспользовании ВПД Ф-1 и Ф-2 для проезда и провоза личного имущества у истца отсутствуют и представить их в военный комиссариат для получения воинских перевозочных документов для проезда и перевозки личного имущества от места жительства в г. Вилючинске к избранному новому месту жительства в г. Севастополь Черемных А.С. объективно возможности не имеет, при этом, как было установлено судом ранее такие воинские перевозочные документы истец не получал и право на бесплатный проезд и перевозку личного имущества к избранному (новому) месту жительства им с момента его увольнения с военной службы и до настоящего времени реализовано не было, что при установленных обстоятельствах безусловно нарушает его права, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», на получение социальной гарантии по бесплатному проезду и перевозу личного имущества, суд полагает, что требования стороны истца о возложении на ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» в лице военного комиссариата г. Вилючинска обязанности выдать Черемных Александру Сергеевичу воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства в город Севастополь, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая в соответствии со ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроках, в течение которых должна быть возложена такая обязанность, суд считает необходимым установить такой срок в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования военного прокурора Вилючинского гарнизона, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Черемных Александра Сергеевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края» в лице Военного комиссариата г. Вилючинска о возложении обязанности по выдаче воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства, - удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Камчатского края» в лице Военного комиссариата г. Вилючинска в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать Черемных Александру Сергеевичу воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства в город Севастополь.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 мая 2020 года.
Судья | Н.М. Хорхордина |