Дело №11-6/2024
УИД: 24MS0133-01-2023-004335-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
п.Шушенское 13 мая 2024 года
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шефер Д.Я.,
при секретаре Бикеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вдовиной Анастасии Сергеевны к МУП города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» о защите прав потребителя, взыскании неосновательного обогащения, штрафа, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Вдовиной Анастасии Сергеевны на решение мирового судьи судебного участка №133 в Шушенском районе Гринь О.И. от 9 января 2024 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Вдовиной Анастасии Сергеевне к МУП города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» о защите прав потребителя, взыскании неосновательного обогащения, штрафа, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Вдовина А.С. обратилась в суд с иском к МУП города Минусинска «Минусинское городское хозяйство», в котором просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение за период с 01.06.2020 по 30.05.2022 в размере 8009 рублей 06 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф, мотивируя свои требования тем, что по итогам конкурса на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Минусинской технологической зоне Красноярского края победителем объявлено МУП г. Минусинска «МГХ», между МУП г. Минусинска «МГХ» и Министерством экологии и регионального природопользования Красноярского края было подписано соглашение от 28.05.2020 № 22. В соответствии с соглашением региональный оператор обязан приступить к своим обязанностям на всей зоне не позднее 01.09.2020. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО должен быть утвержден не позднее 01.09.2020 по подписанному соглашению. МУП г. Минусинска «МГХ» приступило к исполнению обязанностей регионального оператора в Минусинской технологической зоне Красноярского края с 01.06.2020 и применило тариф для населения, установленный для ООО «<данные изъяты>» приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 № 694-в, в размере 1083,24 рублей за 1 м3 как организация - правопреемник регулируемой организации. Действующее законодательство не позволяет вновь определенному региональному оператору применять тарифы, ранее установленные для иной регулируемой организации, за исключением случая применения ранее установленных тарифов правопреемником регулируемой организации. При этом Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей МУП г. Минусинска «МГХ» в соответствии с требованиями законодательства установлен не был, ответчик не является правопреемником ООО «<данные изъяты>». То есть ответчик, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, в период с 01.06.2020 по 30.05.2022 произвел начисление и взимание с истца платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в размере 86,66 рублей в месяц в квартире по адресу: <адрес>, собственником которого истец является, неосновательно приобретя имущество истца (неосновательно обогатившись за ее счет) на сумму 8009 рублей 06 копеек. Своими действиями ответчик причинил истцу моральный вред, который она оценивает на сумму 1000 рублей.
Мировым судьей постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе с дополнениями истец ВдовинаА.С. просит отменить решение мирового судьи, как необоснованное и незаконное, указывая на то, что ответчик не представил документы, подтверждающие фактическое оказание услуг истцу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно преамбуле, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Закона об отходах определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии со ст. 24.8 Закона об отходах регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами. Государственному регулированию, в числе прочих, подлежит единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу Вдовиной А.С. с 16 июня 2008 года на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, в которой помимо собственника зарегистрированы Вдовин Л.А., Вдовин И.А., Рудова Д.А.
Истец Вдовина А.С. является плательщиком коммунальной услуги по обращению с ТКО, начисленной по указанной квартире. Во исполнение указанной обязанности Вдовина А.С. ежемесячно оплачивала выставляемые ей счета-квитанции об оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО в размере 86,66 рублей на каждого зарегистрированного в квартире, оплатив их за спорный период на общую сумму 8009 рублей 06 копеек.
Из сведений с официального сайта МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://mghmin.ru): 31.07.2020 размещено предложение о заключении договора с региональным оператором по обращению с вредными коммунальными отходами, а также типовой договор на оказание данных услуг.
В соответствии с приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 77-822-од от 28.05.2020 года по результатам конкурсного отбора региональным оператором по обращению с ТКО для Минусинской технологической зоны Красноярского края, к которой относится п. Шушенское является МУП г. Минусинска «МГХ».
В соответствии с соглашением от 28.05.2020 года № 22 региональный оператор МУП г. Минусинска «МГХ» обязан приступить к своим обязанностям на всей зоне не позднее 01 сентября 2020 года. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО должен быть утвержден не позднее 01 сентября 2020 года по подписанному соглашению.
В соответствии с пунктом 4 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с ТКО», тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются.
В соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов для организации, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Пунктами 6, 7 Правил регулирования тарифов определено, что тарифы устанавливаются на основании предложения регулируемой организации, состоящего из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов.
В соответствии с пунктом 89 (1) Основ ценообразования, в случае присвоения статуса регионального оператора и заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 29.1 Закона об отходах, в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, в отношении организации, получившей статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора, до утверждения в установленном порядке тарифов применяются единые тарифы, установленные для регионального оператора, досрочно прекратившего деятельность.
Из материалов дела следует, что МУП г. Минусинска «МГХ» приступило к исполнению обязанностей регионального оператора по Минусинской технологической зоне по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО с 28 мая 2020 года. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей МУП г. Минусинска «МГХ» в спорный период приказом Министерства тарифной политики Красноярского края установлен не был.
При этом, решением Красноярского краевого суда от 27.12.2021 (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.05.2021) с 01 июня 2020 года приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2019 года № 1219-в «О продлении срока действия тарифов, установленных приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 № 694-в «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Аэросити-2000» по Минусинской технологической зоне» признан не действующим в части, допускающей возможность применения тарифов, установленных данным приказом, к иным региональным операторам помимо ООО «Аэросити-2000» и его правопреемников.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2019 года № 1219-в, как признанный не действующим. Вместе с тем суд первой инстанции учел, что приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 года № 694-в «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО <данные изъяты> был установлен единый тариф на услугу предшествующего регионального оператора по Минусинской технологической зоне - ООО <данные изъяты> по обращению с ТКО для потребителей, в размере 1083,24 рублей за 1 м3.
В последующем, Министерство тарифной политики Красноярского края своим приказом от 18 мая 2022 года № 164-в установило единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей МУП г. Минусинска «МГХ» по Минусинской технологической зоне со дня вступления приказа в законную силу по 31 декабря 2022 года, также в размере 1083,24 рублей за 1 м3. Из чего следует, что размер единого предельного тарифа для потребителей МУП г.Минусинска «МГХ» остался не измененным и соответствует размеру единого тарифа, утвержденному в 2018 году для предыдущей ресурсоснабжающей организации, в этой связи начисление за услугу в спорный период с применением предельного тарифа в размере 1083,24 рублей за 1 м3 не ущемляет право потребителя.
МУП г. Минусинска «МГХ» является единственным региональным оператором в п.Шушенское Шушенского района Красноярского края, в этой связи оно было уполномочено оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории данного населенного пункта. При этом истец в иске не ссылался на неоказание ему данной услуги.
Согласно Закону об отходах, одним из принципов обращения с отходами является платность, включая деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Так, из пункта 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
В иске истец ссылается на положения п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые гласят, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Однако следует учитывать, что вышеназванная норма фактически регламентирует срок (временной период) необходимый для вступления в силу отдельного положения Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ, то есть до 1 января 2019 года установлен переходный период, необходимый для перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Деятельность по обращению с отходами осуществляется специализированными организациями, осуществляющими вывоз ТКО на договорной основе, путем заключения договоров, в том числе с применением принципов свободного договора.
Из изложенного следует, что собственник жилищного фонда (жилого помещения) несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества и, что договор по обращению с твердыми коммунальными отходами является возмездным, в связи с чем, МУП г. Минусинска «МГХ» как сторона по договору не лишено права требования платы за фактически оказанную услугу.
Таким образом, с учетом материалов и обстоятельств дела, суд исходит из того, что в конкретном случае отсутствуют основания для освобождения Вдовиной А.С. от обязанностей по оплате услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами в спорный период, по причине отсутствия в спорный период утвержденного в установленном порядке тарифа для потребителей МУП г. Минусинска «МГХ».
В данном случае в отсутствии установленного тарифа для потребителей МУП г. Минусинска «МГХ» в соответствии с пунктами 4 и 15 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с ТКО», размер платы может быть определен с учетом п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации на уровне тарифов предыдущей ресурсоснабжающей организации, то есть исходя из регулируемого характера цен за услуги регионального оператора, рассчитанных по нормативу накопления ТКО, что не ущемляет прав потребителя, соблюдает баланс интересов МУП г. Минусинска «МГХ» и потребителя, соответствует принципам договорных отношений между сторонами и платности оказанной услуги за названный период.
Иных размеров тарифов, подлежащих применению при определении платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, суду не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Действующее законодательство не содержит явного запрета и не лишает регионального оператора права на заключение договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами и взимания платы по ним, а потребителя - обязанности оплачивать оказанную услугу в отсутствие утвержденных тарифов на данную услугу.
Поскольку предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается на возмездной основе, то получение платы за оказанные услуги не может быть квалифицировано как неосновательное обогащение. Факт оказания данной услуги истцу ответчиком, сторонами не оспаривался.
Кроме того, Пунктом 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, предусмотрена обязанность регионального оператора в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещать потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения региональный оператор обязан разместить одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Согласно сведениям из официального сайта МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанная обязанность регионального оператора соблюдена, на сайте http://mghmin.ru/ 31.07.2020 размещено предложение о заключении договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, так же, как и размещен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку истец Вдовина А.С. в течение пятнадцати рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не направила региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в своем определении от 01.12.2023 № 88-24559/2023, по схожим предмету и основаниям иска указал, что МУП г. Минусинска «МГХ» является единственным региональным оператором в с. Каратузское Каратузского района Красноярского края, в этой связи оно было уполномочено оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории данного населенного пункта; размер единого предельного тарифа для потребителей МУП г. Минусинска остался неизменным и соответствует размеру единого тарифа, утвержденному в 2018 году для предыдущей ресурсоснабжающей организации, в связи с чем начисление за услугу в спорный период с применение предельного тарифа в размере 1083,24 рублей за 1м3 не ущемляет права потребителя, соответствует требованиям закона, получение платы за оказанные услуги не может быть квалифицировано как неосновательное обогащение.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что права истца как потребителя услуги при внесении платы за оказанную услугу в размере, не превышающем единого тарифа, установленного для прежнего регионального оператора не нарушены, соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем получение платы за оказанные услуги не может быть квалифицировано как неосновательное обогащение, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Вдовиной А.С. к МУП г. Минусинска «МГХ» о взыскании неосновательного обогащения, отказал.
Поскольку неправомерность действий ответчика и нарушение прав потребителя установлены не были, требования истца о взыскании компенсации морального вреда, штрафа так же удовлетворению не подлежат.
Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке представленных по делу доказательств, с соблюдением требований материального и процессуального права.
Всем представленным сторонами доказательствам суд дал надлежащую оценку. Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленные требования.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №133 в Шушенском районе Гринь О.И. от 9 января 2024 года по гражданскому делу по иску Вдовиной Анастасии Сергеевны к МУП города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» о защите прав потребителя, взыскании неосновательного обогащения, штрафа, компенсации морального вреда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Вдовиной Анастасии Сергеевны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий Д.Я. Шефер
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2024 года