Дело № 2-2015/2020
УИД: 78RS0015-01-2020-009092-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года город Санкт-Петербург
Невский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи: Резник Л.В.
при секретаре: Семендеевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к ОТВЕТЧИК о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» обратилось в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о взыскании незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в котором, уточнив в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) исковые требования, просил взыскать с ответчика в свою пользу задолженность в размере 81 491, 84 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указывает, ответчик до ДД.ММ.ГГГГ пользовался льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые с ДД.ММ.ГГГГ были переведены Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Городской информационно-расчетный центр» (далее по тексту СПб ГКУ «ГИРЦ») на меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту ЖКУ). В ноябре 2019 года при отработке справки о регистрации Ф9 стало известно о снятии ответчицы с регистрационного учета в Санкт-Петербурге по адресу: <адрес>, после чего выплата не осуществлялась. В октябре 2019 года в бухгалтерию СПб ГКУ «ГИРЦ» Невского района поступила выписка из распоряжения о прекращении выплаты ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия у ОТВЕТЧИК регистрации в Санкт-Петербурге по указанному выше адресу с ДД.ММ.ГГГГ в результате чего образовалась переплата в сумме 84 491, 84 рублей.
Истец в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия представителя, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, по всем известным суду адресам, однако судебные извещения возвратились в суд не полученными, в связи с чем, в соответствии с положениями ст. 165.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Принимая во внимание, что истец извещен судом о судебном разбирательстве согласно правилам гражданского процессуального законодательства, суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 ФЗ от 15.11.1995 №181-ФЗ «о социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Законом Санкт-Петербурга от 20.06.2018 № 364-71 «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и в Закон Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» установлено, что дополнительная мера социальной поддержки, в виде компенсации за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов по оплату за содержание жилого помещения в размере 50 процентов занимаемой общей площади помещений, предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда, являющимся инвалидам или членами семей имеющих детей-инвалидов. Настоящий закон введен в действия с 01.07.2018, в связи с чем компенсация указанной денежной выплаты предоставляется за счет двух бюджетов (федерального и регионального) и производится двумя выплатами.
В соответствии с пп.1 п. 3 ст. 3 Закона №228-45 денежная выплата предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ»
В ст. 3 Закона №228-45 сказано, что размер денежной выплаты определяется в зависимости от величины базовой единицы и количества членом семьи.
В соответствии с п.7 ст. 1 Закона №589-79 меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга устанавливается для пенсионеров, граждан Российской Федерации, являющиеся получателями денежных выплаты за счет средств федерального бюджета, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге и для граждан без определенного места жительства.
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 N 2085 "О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге" пенсионеры, постоянно зарегистрированные по месту жительства в Санкт-Петербурге, относятся к категории граждан, которым может быть предоставлена ежемесячная денежная выплата.
В соответствии с указанным постановлением ежемесячная социальная выплата отдельным категориям граждан Российской Федерации, постоянно зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляется: гражданам в возрасте 65 лет и старше, получающим пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законодательством в Санкт-Петербурге для пенсионеров. Размер социальной выплаты определяется как разница между величиной прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в Санкт-Петербурге за предшествующий назначению квартал, и размером пенсии, получаемой гражданином на дату назначения социальной выплаты.
Согласно п. 10 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 N 2085 "О предоставлении ежемесячной денежной, дополнительной ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге" при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления или изменение размера социальной выплаты, гражданин обязан в течение десяти рабочих дней в письменном виде сообщить об этих обстоятельствах в администрацию района.
Пунктом 17 указанного постановления установлено, что администрация района в случае установления факта излишнего перечисления социальной выплаты организует работу по возврату в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм.
Согласно п. 2.17 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2016 N 385 "О мерах по реализации главы 14 "Социальная поддержка отдельных категорий граждан" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" в случае установления факта необоснованной (излишней) выплаты сумм ежемесячной доплаты к пенсии администрация района Санкт-Петербурга в течение пяти рабочих дней принимает решение о возврате необоснованно (излишне) выплаченных сумм ежемесячной доплаты к пенсии (далее - решение о возврате), в котором указывается срок их возврата. Срок возврата составляет 45 календарных дней со дня принятия решения о возврате.
Из материалов дела следует, что ответчику ОТВЕТЧИК с ДД.ММ.ГГГГ была назначена денежная выплата инвалиду льгот по оплате ЖКУ и денежная выплата на оплату жилого помещения инвалидам, проживающим в помещении частного жилого фонда с ДД.ММ.ГГГГ.
В октябре 2019 года в СПб ГКУ «ГИРЦ» из ОСЗН Невского района поступило распоряжение о прекращении выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по причине снятия ответчика с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15).
В связи с тем, что ОТВЕТЧИК не известил истца об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение предоставления денежных выплат в предусмотренный срок, образовалась переплата ежемесячной выплаты и меры социальной поддержки в общей сумме 84 491, 84 рублей.
На основании ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как указано в материалах дела, ДД.ММ.ГГГГ ответчик снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> и с этого момента начисление выплат не может производиться. Таким образом, предоставление мер социальной поддержки, как указывает истец, является необоснованным (л.д. 20).
Однако на основании ст. 1 и ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 г. N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (утратил силу с 01.01.2015 г.) меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе и выплата устанавливаются для граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, а для граждан без определенного места жительства при условии прохождения ими учета в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Право инвалидов и ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено соответствующими федеральными законами (Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Санкт-Петербурга, имеющих статус ветерана труда, инвалида, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, в частности, ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ». В нормативных правовых актах Санкт-Петербурга названы, в том числе основания прекращения предоставления мер социальной поддержки граждан (среди них: снятие с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания), зачисление на полное государственное обеспечение или в организацию социального обслуживания и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации), а также установлена обязанность гражданина-получателя мер социальной поддержки - в десятидневный срок извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о перемене места жительства и иных обстоятельствах, имеющих отношение к реализации права на предоставление мер социальной поддержки.
Вместе с тем из нормативных положений законодательства Санкт-Петербурга в их системном единстве и взаимосвязи следует, что несвоевременное информирование гражданином-получателем мер социальной поддержки органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства.
С учетом правового статуса ОТВЕТЧИК как инвалида и лица без определенного места жительства, суд приходит к выводу о том, что ответчик имеет право на получение мер социальной поддержки в том, числе за указанный период, поэтому полученные им в спорный период суммы денежной компенсации по оплате за ЖКУ излишне выплаченными не являются, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путём подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено 30 июня 2021 года.