№ 2-727/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Учалы 07 августа 2023 года
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Тутаевой Л.Ш., при секретаре Шагизатовой Ю.И. с участием представителя истца Мансурова Р.Р., представителя ответчика Администрации МР <адрес> Республики Башкортостан Габитова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.динова Г. Х. к Отделу Комитета по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по <адрес>, Администрации МР <адрес> Республики Башкортостан, Администрации СП Миндякский сельсовет о признании имущества наследственным и признании права на него,
У С Т А Н О В И Л:
Г.динов Г.Х. обратился в суд с иском к администрации МР <адрес> Республики Башкортостан, администрации СП Миндякский сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан и Отделу Комитета по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан о признании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и находящийся на нем жилой бревенчатый дом площадью 42,5 кв.м., наследственным имуществом; признании его принявшим наследство и признании право собственности на указанное имущество.
В обоснование заявленных требований Г.динов Г.Х. указал, что ДД.ММ.ГГГГ скончалась его мать Ф.И.О.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На момент смерти у умершей имелся земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Принадлежность спорного земельного участка подтверждается выпиской из похозяйственной книги № 3 за 1996 – 2000 г.<адрес> сельсовета <адрес> Республики Башкортостан, прекратившей деятельность путем реорганизации в форме присоединения с ДД.ММ.ГГГГ к Миндякскому сельсовету, выданной, в свою очередь, администрацией СП Миндякский сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, согласно которой наследодатель обладала вещными правами на вышеуказанное имущество. В 2005 году на указанном земельном участке построен жилой бревенчатый дом площадью 42,5 кв.м. На момент смерти Ф.И.О.1 сведения об имуществе в виде земельного участка и жилого дома не были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, в связи с чем оно не было включено в состав наследственного имущества.
С учетом вышеизложенного полагает о наличии правовых оснований для признания вышеуказанного имущества наследственным с признанием права собственности за истцом.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Мансуров Р.Р. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что наследодатель Ф.И.О.1 согласно выписке из похозяйственной книги владела на праве собственности спорным земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ, то есть право собственности возникло до 31.01.1998 – даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и потому момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
Представитель ответчика – Администрации МР <адрес> Республики Башкортостан Габитов И.А. исковые требования в части признания за Г.диновым Г.Х. права собственности на земельный участок не признал, пояснив суду, что представленная истцом выписка из похозяйственной книги о принадлежности на праве личной собственности Ф.И.О.1 земельного участка не является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности наследодателя на испрашиваемый земельный участок, принадлежавший наследодателю на день смерти. Остальные требования представитель ответчика оставил решение вопроса на усмотрение суда.
Ответчики - Администрация СП Миндякский сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан и Отдел Комитета по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по <адрес>, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, возражений и ходатайств не представили.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены родные братья и сестры истца Г.динова Г.Х. - Галяетдинов Ф. Х., Галяетдинов Х. Х., Галяетдинов Х. Х., Галяетдинов Ф. Х., Галяетдинов И. Х., Галяетдинов Х. Х., Тагирова Г.Х., Ахмадеева Ф. Х., которые будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, представили в суд письменные отзывы с признанием требований в полном объеме.
Изучив доводы иска, выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, полагая возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1113 ГК РФ со смертью гражданина открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При этом для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1 статьи 1152 ГК РФ). Согласно пункту 2 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Из материалов дела следует, что факт владения и пользования Ф.И.О.1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельным участком и жилым домом, расположенными по адресу: <адрес>, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Согласно выписке из похозяйственной книги № 3 за 1996 – 2000 г.<адрес> сельсовета <адрес> Республики Башкортостан (прекратила деятельность путем реорганизации в форме присоединения с ДД.ММ.ГГГГ к Миндякскому сельсовету), выданной администрацией СП Миндякский сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Ф.И.О.1 с ДД.ММ.ГГГГ.
В границах земельного участка наследодателем в 2005 г. построен бревенчатый жилой дом жилой площадью 42,5 кв.м, что подтверждается техническим паспортом объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.
Выполняя обязанности собственника имущества, наследодатель предприняла меры, свидетельствующие о ее воле в получении права собственности. Так, ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 заключены договоры подряда с Учалинским участком Баймакского филиала ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» на подготовку техпаспорта жилого дома и с МКУ «Архитектура» МР <адрес> РБ на изготовление межевого плана земельного участка. Однако, по независящим от нее причинам, ввиду смерти, при жизни не успела их зарегистрировать.
После смерти Ф.И.О.1, земельный участок и жилой дом перешли в пользование к наследнику Г.динову Г.Х. и были приняты истцом в фактическое владение.
Г.динов Г.Х. является наследником по закону после смерти матери Ф.И.О.1
Другие наследники – Галяетдинов Ф. Х., Галяетдинов Х. Х., Галяетдинов Х. Х., Галяетдинов Ф. Х., Галяетдинов И. Х., Галяетдинов Х. Х., Тагирова Г.Х,, Ахмадеева Ф. Х., отказались от всех наследственных прав, о чем имеются заявления, предоставленные в суд.
Истец добросовестно пользуется наследственным имуществом, несет бремя по его содержанию, предпринял все меры по сохранению имущества наследодателя.
На жилой дом и земельный участок больше никто не претендует. За все время владения и пользования домом и земельным участком не заявлялись права требования и право притязания ни со стороны государственных и муниципальных органов, ни со стороны юридических и физических лиц.
Учитывая изложенное, следует считать, что земельный участок предоставлялся Ф.И.О.1 на праве собственности для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов. В соответствии с федеральным законом нет ограничений для предоставления такого земельного участка в частную собственность.
Довод представителя ответчика - администрации МР <адрес> РБ о том, что выписка из похозяйственной книги о принадлежности на праве личной собственности Ф.И.О.1 земельного участка не является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности, опровергается следующим.
31 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавший до 1 января 2017 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 1 статьи 6 которого предусматривалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, если право на объект недвижимого имущества, в данном случае право собственности на спорный земельный участок, возникло до 31 января 1998 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
В выписке из похозяйственной книги, выданной органом местного самоуправления, указано о принадлежности спорного земельного участка Ф.И.О.1 на праве личной собственности.
Пунктом 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» (утратил силу в связи с изданием постановления Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1551-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР») предусматривалось, что в области планирования, учета и отчетности поселковый, сельский Совет народных депутатов ведет по установленным формам похозяйственные книги и учет населения и представляет отчетность в вышестоящие государственные органы.
Постановлением Государственного комитета СССР по статистике от 25 мая 1990 г. № 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов (далее - Указания), согласно которым нехозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств (пункт 1) и закладка таких нехозяйственных книг и алфавитных книг хозяйств производилась сельскими Советами один раз в пять лет по состоянию на 1 января (пункт 6).
По смыслу пунктов 18 и 39 Указаний, в похозяйственной книге учитывались сведения о земельных участках, находящиеся в личном пользовании хозяйств.
Похозяйственные книги как учетный документ личных подсобных хозяйств продолжают существовать в сельской местности до настоящего времени, что предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Исходя из приведенных нормативных положений выписка из похозяйственной книги относится к числу тех документов, на основании которых право собственности на земельный участок, являющийся личной собственностью хозяйства, могло быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Равным образом принадлежность спорного земельного участка Ф.И.О.1 на праве собственности может быть констатировано и следующим образом.
Согласно статье 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
В силу статьи 6 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления Ф.И.О.1 спорного земельного участка, земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить
Признать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и находящийся на нем жилой бревенчатый дом площадью 42,5 кв.м., наследственными, оставшимися после смерти матери Ф.И.О.1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать Г.динова Г. Х., принявшим наследственное имущество в виде земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и находящийся на нем жилой бревенчатый дом площадью 42,5 кв.м.
Признать право собственности на объекты недвижимого имущества в виде земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и находящийся на нем жилой бревенчатый дом площадью 42,5 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Учалинский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Тутаева Л.Ш.