УИД: 16RS0048-01-2024-001352-17
Дело №2-1103/2024
Решение
Именем Российской Федерации
3 мая 2024 года г.Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Загидуллиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухутдиновой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Викинг» к Ибрагимовой Я. И. об устранении препятствий для доступа к общему имуществу в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Викинг» обратилось в суд с иском к Ибрагимовой Я.И об устранении препятствий для доступа к общему имуществу в многоквартирном доме. Из искового заявления следует, что истец на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом по адресу <адрес>. Собственник жилого помещения, <адрес> многоквартирном <адрес> является Ибрагимова Я.И., которая осуществила переустройство в свое помещении и установила кухонный гарнитур, ограничив доступ к коммуникациям и инженерным системам, относящимся к общему имуществу. Отсутствует доступ к стояку холодной воды. В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Ранее истец обращался к ответчику с требование об устранении препятствий для доступа к общему имуществу. Данные требования ответчиком оставлены без удовлетворения.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Ибрагимову Я.И. в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу устранить препятствия для доступа к общему имуществу, а именно к стояку холодной воды, путем демонтажа кухонного гарнитура, который установлен на стене кухни в жилом помещении № <адрес>.
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования, просил суд обязать Ибрагимову Я.И. обеспечить доступ к стоякам холодной и горячей воды на кухне, путем демонтажа кухонного гарнитура, который установлен на стене кухни, а также к стоякам холодной и горячей воды в ванной комнате, путем демонтажа; к канализационному стояку в туалете, путем демонтажа декоративного короба.
Представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что в результате осмотра квартиры ДД.ММ.ГГГГ было также установлено о нарушениях связанных с ограничением доступа к коммуникационным системам путем их скрытия за декоративными коробами. Наличие небольших ниш под раковиной и потолком не позволяют осмотреть коммуникации и произвести ремонт при необходимости, не позволяет беспрепятственно провести работы по полной замене инженерных систем и по визуальному осмотру всей протяженности инженерных систем. Конструкция короба в туалете смонтирована с нарушениями в части отсутствия легкого доступа к инженерным сетям. Управляющая компания не имеет возможности произвести обследование инженерных коммуникаций и выполнить свои обязательства по договору обслуживания МКД.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель истца выразил несогласие с исковыми требованиями, пояснив, что доступ к инженерным сетям имеется, имеются специальные ниши в ванной комнате, которые позволяют просмотреть стояки; в части демонтажа в туалете декоративного короба истец готов устранить и демонтировать короб. Кроме того, полагает, что доступ к инженерным сетям, расположенным на кухне возможен при необходимости и обращении истца в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу п. 5 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из п. 10 указанных правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
В соответствии с пп. «б» п. 32 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу п. п. «е» пункта 34 этих Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом установлено, что многоквартирный <адрес> находится в управлении ТСЖ «Викинг», что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Разделу 2 п. 2.1 Договора - ТСЖ «Викинг» оказывает услуги по организации содержания и эксплуатации жилого дома в соответствии с утвержденными правилами и нормами эксплуатации жилого фонда, а также действующими законодательными, нормативными и методическими документами, регламентирующими вопросы содержания и ремонта жилого фонда за счет средств собираемых граждан проживающих в жилом доме.
Собственником жилого помещения, <адрес> многоквартирном <адрес>, является Ибрагимова Я.И.
Решением Московского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено исковое заявление Ибрагимовой Я.И. к ТСЖ «Викинг» о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры.
Из искового заявления следует, что в результате ограничения доступа в квартире ответчика к коммуникационным и инженерным системам, которые относятся к общему имуществу, а именно изолирование стояка холодной воды кухонным гарнитуром, что подтвержден Актом № от ДД.ММ.ГГГГ, произошел залив в результате протечки на общем стояке холодной воды на кухне.
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Викинг» обратился к Ибрагимовой Я.И. об устранении препятствия для доступа к стояку холодной воды (доступа для проведения осмотра инженерных коммуникаций, относящихся к общедомовому имуществу и проходящее через жилое помещение ответчика) (л.д.21).
Право требования управляющей компании предоставления доступа к инженерным сетям многоквартирного дома предусмотрено пп. «б» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года.
При этом, сведения об отказе собственника квартиры Ибрагимовой Я.И. предоставить управляющей организации доступа к инженерным коммуникациям холодного водоснабжения отсутствуют. Акт об отказе или иной документ, позволяющий суду с достоверностью убедиться в том, что ответчик отказался предоставить доступ путем демонтажа кухонного гарнитура, суду не предоставлен.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка уведомления ответчика о предоставлении доступа к инженерным сетям, а именно к стояку холодного водоснабжения, также не подтверждают факт отказа ответчика от предоставления доступа к инженерным сетям.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Викинг» направил уведомление в адрес Ибрагимовой Я.И. о допуске для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ (по мере необходимости), а для ликвидации аварии – в любое время.
Представленное истцом уведомление от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает факт отказа в допуске, поскольку соответствующий акт не был составлен, не соблюдена предусмотренная законом процедура, так как акты не были представлены ответчику для ознакомления, и Ибрагимова Я.И. не отказывалась от их подписания.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного заседания сторонам неоднократно разъяснялась обязанность по доказыванию, а также возможность заявления ходатайства о проведении по делу судебной строительно-технической экспертизы. От проведения экспертизы лица, участвующие в деле, отказались. Дело рассмотрено по имеющимся в материалах дела доказательствам.
При этом, представитель ответчик в ходе судебного заседания пояснил, что доступ как в жилое помещение, принадлежащее Ибрагимовой Я.И., так и к инженерным сетям, к системе водоотведения в ванной комнате и на кухне был предоставлен. Доступ к общедомовым инженерным сетям обеспечен путем установления открытых зон, позволяющих беспрепятственно провести работы по ремонту инженерных систем.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду доказательств того, что в настоящее время доступ к общему имуществу многоквартирного дома с целью проведения осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования не ограничен.
Доводы ответчика о том, что установленный на кухне кухонный гарнитур имеет открытую зону, позволяющую доступ к части инженерных труб, не свидетельствует о том, что ответчик Ибрагимова Я.И. вправе чинить препятствия ТСЖ «Викинг» в реализации возложенных на него обязанностей по проведению периодических технических осмотров общедомового имущества, в целях предотвращения и избегания неблагоприятных последствий, выражающихся в возможности возникновения аварийных ситуаций с учетом нормального амортизационного износа инженерных коммуникаций в процессе их эксплуатации.
При этом, представлены сторонами фотоматериалы, свидетельствующие о том, что на момент осмотра декоративные короба демонтированы, доступ к общедомовым коммуникациям открыт, отсутствует.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в доступе работников ТСЖ «Викинг» к общему имуществу, а именно инженерных коммуникаций, нарушает интересы собственников иных жилых помещений, права и законные интересы жильцов на санитарно-эпидемиологическое благополучие, безопасное проживание, сохранность имущества.
Принимая во внимание, что свободный доступ к общему имуществу (инженерным коммуникациям) в жилом помещении, принадлежащем ответчику, необходим ТСЖ для проведения осмотра общедомовых инженерных коммуникаций в целях предупреждения и недопущения аварийных ситуаций, при этом, в ходе судебного разбирательства установлено, что общедомовые инженерные сети в указанном жилом помещении закрыты коробами, облицованными кафельной плиткой, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на ответчика Ибрагимову Я.И. предоставить специалистам ТСЖ свободный доступ к общедомовому имуществу (инженерным коммуникациям), а именно доступ к стоякам холодной и горячей воды на кухне, путем демонтажа кухонного гарнитура, а также к стоякам холодной и горячей воды в ванной комнате, путем демонтажа; к канализационному стояку в туалете, путем демонтажа декоративного короба, обязав ее осуществить демонтаж самовольно установленных декоративных коробов в туалете и ванной комнате, закрывающих инженерные коммуникации, на всем протяжении общедомовых коммуникаций, размещенных в указанном жилом помещении, в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно платежному поручению при подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей, следовательно, с ответчика Ибрагимовой Я.И. в пользу истца подлежит взысканию 6 000 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины (л.д.16 об.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 39, 56, 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ТСЖ «Викинг» к Ибрагимовой Я. И. об устранении препятствий для доступа к общему имуществу в многоквартирном доме - удовлетворить частично.
Обязать Ибрагимову Я. И. (паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты>) устранить препятствия в реализации полномочий управляющей компании по обслуживанию многоквартирного дома по адресу: <адрес>, предоставив товариществу собственников жилья «Викинг» (ИНН 1658056100, ОГРН 1041626810598) доступ к общему имуществу многоквартирного дома с целью проведения осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Ибрагимовой Я. И. (паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты>) в пользу Товарищества собственников жилья «Викинг» (ИНН 1658056100, ОГРН 1041626810598) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование и может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца через Московский районный суд г. Казани со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья Московского
районного суда г. Казани Загидуллина А.А.
Мотивированное решение изготовлено 8 мая 2024 года.
Судья Московского
районного суда г. Казани Загидуллина А.А.