Дело №12-15/2023
УИД 44RS0005-01-2023-000296-92
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 марта 2023 года п. Сусанино
Судья Буйского районного суда Костромской области Виноградова М.В., рассмотрев в порядке подготовки жалобу Соловьевой Т.А., действующей как законный представитель несовершеннолетнего Соловьева И.А., на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Буй Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л :
Соловьева Т.А., действующая как законный представитель несовершеннолетнего Соловьева И.А., обратилась в порядке КоАП РФ об отмене постановления Комиссии по делами несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Буй Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Соловьеву И.А. вынесено предупреждение.
Рассмотрев поступившие материалы в порядке подготовки к рассмотрению, прихожу к выводу о возврате жалобы по следующим основаниям.
Из содержания обжалуемого постановления следует, что в действиях несовершеннолетнего Соловьева И.А., <данные изъяты> формально усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, но на момент совершения административного правонарушения Соловьев И.А. не достиг возраста привлечения к административной ответственности. В связи с этим на основании подп. 6 п. 1 ст. 5, п. 2.2 ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», п. 11 ст. 5.2 Закона Костромской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Костромской области» Соловьеву И.А. вынесено предупреждение.
Исходя из ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1).
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ч. 2).
Статьей 30.1 КоАП РФ предусмотрено право обжалования постановления по делу об административном правонарушении и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Требований об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (послужило основанием для вынесения указанного постановления) в просительной части жалобы Соловьевой И.А. не заявлено. На момент вынесения обжалуемого постановления Соловьеву И.А. исполнилось 14 лет.
Как указано в п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Исходя из подп. 6 п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних: совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 11 ст. 5.2 Закона Костромской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Костромской области» по результатам рассмотрения материалов комиссия муниципального образования с учетом личности, возраста, поведения в семье, образовательной организации, по месту работы несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка вправе вынести предупреждение или объявить замечание несовершеннолетнему и (или) его родителям или законным представителям.
Из содержания обжалуемого постановления следует, что оно вынесено не в рамках КоАП РФ, поскольку Соловьев И.А. не достиг возраста административной ответственности, а как мера воздействия в отношении несовершеннолетнего в порядке п. 11 ст. 5.2 Закона Костромской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Костромской области».
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, в данном случае жалоба на указанное постановление подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ, Соловьева Т.А. вправе обратится обратиться в Буйский районный суд Костромской области с административным исковым заявлением об обжаловании указанного постановления в порядке главы 22 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.2 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л:
Возвратить жалобу Соловьевой Т.А., действующей как законный представитель несовершеннолетнего Соловьева И.А., на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Буй Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Разъяснить, что с заявлением об оспаривании указанного постановления Соловьева Т.А. вправе обратится в Буйский районный суд Костромской области в порядке главы 22 КАС РФ.
Определение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья М.В. Виноградова