58RS0027-01-2024-001535-16
дело № 2-1170/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 г. г. Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Иевлевой М.С.,
при секретаре Львовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веретенникова Александра Сергеевича к Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, администрации г. Пензы о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Веретенников А.С. обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что 06.02.2024 Управление ЖКХ г. Пензы дало ему на его обращение по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общая площадь 28.9 кв.м., отрицательный ответ в связи с тем, что им не был приложен документ о предоставлении ему указанного жилого помещения.
Ранее, на его запрос в ГБУ «Государственный архив Пензенской области» на предоставление сведений о предоставлении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, его отцу, ФИО2, была выдана справка №.) от 20.12.2023 о том, что запрашиваемых сведений обнаружено не было.
В указанном жилом помещении он зарегистрирован и проживает с 09.01.1992 года по настоящее время, его сестра ФИО1 зарегистрирована и проживает с 23.11.1999, их отец, ФИО2 был зарегистрирован и проживал в указанной квартире с 05.12.1991 по день смерти - 14.11.2023, что подтверждается копиями паспортов и копией поквартирной карточки.
Таким образом, он и члены его семьи фактически вселены в спорную квартиру и проживают в ней более 30 лет. Договор социального найма ранее существовал, его заключала его бабушка ФИО3, которая умерла 20.05.2006. После ее смерти договор социального найма не перезаключался.
Просит обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы заключить с ним договор социального найма на квартиру, общей площадью 28,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Истец Веретенников А.С. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил признать за ним право пользования жилым помещением, и обязать Управление ЖКХ г. Пензы заключить с ним договор социального найма.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы Яфарова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которым в соответствии с п. 2.2.3.б. Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, утвержденным Постановлением администрации г. Пензы от 17.05.2013 №, Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы осуществляет функции наймодателя по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; заключает и вносит изменения в договора социального найма и найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Управление ЖКХ г. Пензы, ознакомившись с исковым заявлением, считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
В феврале 2024 г. Веретенников А.С. обратился в Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения на квартиру <адрес>. Истцу было отказано в заключении договора социального найма.
Согласно ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со ст. 82 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений. Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Правоустанавливающего документа на предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес> Веретенникову А.С. не представлено.
На основании изложенного заключить договор социального найма не предоставляется возможным.
Просит в удовлетворении исковых требований Веретенникова А.С. отказать.
Представитель ответчика администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. В письменном заявлении представитель по доверенности Милованова Ю.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, рассмотрение дела полагала на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Веретенникова А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что истец и она проживают в спорной квартире с рождения. Она не возражает, если договор социального найма будет заключен с Веретенниковым А.С.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе и путем признания жилищного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма подлежит заключению в отношении реально занимаемого гражданами жилого помещения, предоставленного в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ч.ч. 1,4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В соответствии со ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Вышеуказанные положения содержались и в ст.ст. 50, 53, 54 Жилищного кодекса РСФСР.
Статьей 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 189-ФЗ предусмотрено, что к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Поскольку спорные жилищные отношения возникли между сторонами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, при разрешении данного спора применению подлежат, в том числе, положения Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент вселения истца в спорное жилое помещение, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
В соответствии со ст.ст. 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, исходя из сложившейся практики их применения, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета. При этом обязанность по надлежащему оформлению принятого решения о предоставлении жилого помещения возлагалась на администрацию предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находилось жилое помещение.
Ордер на жилое помещение согласно положениям ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР являлся основанием для вселения в жилое помещение, однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней, исполнении обязанностей нанимателя само по себе не служит препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
В силу ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» N 3020-1 жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесен к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям использовавшихся в качестве общежития и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, не лишены возможности оформить (заключить) договор социального найма на эти помещения в соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, квартира, общей площадью 28,90 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, собственником является ...», право собственности зарегистрировано 05.08.2020, запись №, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества № от 19.04.2024.
Из поквартирной карточки усматривается, что в квартире по адресу: <адрес> 05.12.1991 зарегистрирован ФИО2 (основной наниматель), с 09.01.1992 – Веретенников Александр Сергеевич (сын), с 23.11.1999 – ФИО1 (дочь).
14.11.2023 ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти №.
Согласно архивной справке ГБУ «Государственный архив Пензенской области» от 20.12.2023 №) сведений о предоставлении квартиры №<адрес> в г. Пензе ФИО2 не обнаружено.
В письме от 06.02.2024 № адресованном истцу, заместитель начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы сообщил, что Веретенниковым А.С. к заявлению о заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не был приложен документ о предоставлении ему вышеуказанного жилого помещения, в связи с чем, заключить договор социального найма жилого помещения не представляется возможным.
Из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 следует, что она проживает по адресу: <адрес>, Веретенниковы являются ее соседями с 1974 года, истец в спорной квартире проживает с рождения.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что проживает в квартире по адресу: <адрес>. В спорной квартире проживает истец, ранее также жили его отец и бабушка.
Не доверять показаниям свидетеля у суда оснований не имеется, они логичны, последовательны, непротиворечивы, подтверждаются иными доказательствами по делу, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В связи с этим суд принимает данные показания в качестве доказательства по делу.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что отказ в заключении договора социального найма является неправомерным, поскольку Веретенников А.С. был вселен в квартиру на законных основаниях, он исполняет обязанности нанимателя, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, жилое помещение является его постоянным местом жительства, т.е. он приобрел право пользования спорным жилым помещением и сложившиеся между ним и ответчиками отношения вытекают из договора социального найма жилья.
Отсутствие документов, обосновывающих основание вселения истца в квартиру (ордера), не может являться препятствием к осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая, что на момент передачи дома в муниципальную собственность истец Веретенников А.С. проживал в спорной комнате, отсутствие документов, подтверждающих вселение истца в спорную комнату, не свидетельствует о самовольном его вселении в спорную комнату, суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить, признать за Веретенников А.С. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>, и обязать ответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы заключить с ним договор социального найма на занимаемое им жилое помещение по указанному адресу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Веретенникова Александра Сергеевича к Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, администрации г. Пензы о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма удовлетворить.
Признать за Веретенниковым Александром Сергеевичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. <адрес>
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы заключить с Веретенниковым Александром Сергеевичем договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 21.05.2024.