№ 2-1947/2020
УИД 59RS0035-01-2020-003459-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Соликамск 23 ноября 2020 года
Соликамский городской суд Пермского края
под председательством судьи Новиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Ждановой К.С.,
с участием истца Шматок П.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамск гражданское дело по иску Шматок П.Л. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности, перерасчете пенсионного стажа,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шматок П.Л. обратился в суд с иском к ответчику о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности, перерасчете пенсионного стажа.
В обоснование иска указано, что с 12.08.2019 г. истец получает бессрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, Пенсионным фондом РФ не была включена работа на территории <...>, периоды, имеющие записи в трудовой книжке истца. Ответчиком необоснованно исключены из стажа периоды работы в связи с непредоставлением документов, подтверждающих стаж.
Истец с учетом уточненных исковых требований просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) включить в страховой стаж периоды работы: с 01.02.1991 г. по 20.08.1992 г. в <данные изъяты> (Украина, республика Крым); с 27.08.1992 г. по 20.12.1992 г. в <данные изъяты> (Украина, республика Крым; с 22.12.1992 г. по 21.04.1993 г. в <данные изъяты> Украина, республика Крым); с 03.05.1993 г. по 01.10.1993 г. в <данные изъяты> (Украина, республика Крым).
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанных периодов.
В судебном заседании истец Шматок П.Л. на своих исковых требованиях настаивает в полном объеме, пояснил, что представил две справки по месту работы, думал, что органы Пенсионного фонда повторят запросы, другим пенсию назначают, его стаж работы подтверждается трудовой книжкой.
В судебное заседание представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее пояснил, что с иском не согласен по доводам, изложенным в письменном возражении на исковое заявление, истец на момент обращения в ПФР не представил все необходимые документы. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2 указанного закона). В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, необходимостью подтверждения трудового (страхового ) стажа Управлением дважды запрашивалась в ОПФР по республике Крым об истребовании подтверждающих документов по периодам работы в Украине. Таким образом, по результатам всестороннего, полного и объективного рассмотрения документов, имеющихся в распоряжении Управления, спорный период не зачтен в страховой стаж.
Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. Также в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В силу части 3 статьи 36 данного Закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действующей на момент обращения к ответчику, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В судебном заседании установлено, что 12.08.2019 года Шматок П.Л. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости, ему назначена страховая пенсия по старости.
В соответствии с действовавшим на 12.08.2019 года пенсионным законодательством в страховой стаж истца включены периоды в течение 09 лет 02 месяца 27 дней.
Результатами документальной проверки представленных для назначения пенсии документов согласно пенсионному делу ответчиком установлено, что Шматок П.Л. работал на территории Украины, в трудовой книжке Шматок П.Л. в записях о работе на территории Украины: в <данные изъяты> не читается печать, работе в <данные изъяты> имеются исправления в дате приема, работы <данные изъяты> нет сведений ПФ о том, что организация состояла на учете в ПФР г.Крыма, по периодам работы в Украине после распада СССР необходимо истребовать подтверждающие документы.
Таким образом, ответчиком не учтены для назначения пенсии периоды работы истца на Украине, в республике Крым, с 01.02.1991 г. по 20.08.1992 г. в <данные изъяты>); с 27.08.1992 г. по 20.12.1992 г. в <данные изъяты>; с 22.12.1992 г. по 21.04.1993 г. в <данные изъяты>; с 03.05.1993 г. по 01.10.1993 г. в <данные изъяты>), в связи с отсутствием подтверждения сведений о стаже работы компетентными органами.
В соответствии со статьей 6 заключенного 18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.2014 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 01.01.2015 пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 включительно, и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно статьям 1 и 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, подписанного, в том числе, Российской Федерацией и Украиной, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13.03.1992.
Согласно статье 11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформлениные компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника соглашения.
Компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (статья 10 Соглашения).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В соответствии с 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
В силу частей 8, 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Кроме того, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17.11.2014 утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 31 Правил, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
Таким образом, при поступлении заявления о назначении пенсии, в обязанности пенсионного органа входит проверка полноты представленных документов, разъяснение лицу, обратившемуся за перерасчетом пенсии, какие документы он должен представить дополнительно, выдача уведомления с перечнем документов, которые в соответствии с законом необходимо представить заявителю.
В соответствии с пунктом 63 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.01.2016 N 14н, действовавшего на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, факт и дата приема территориальным органом ПФР от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом ПФР, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе.
В пенсионном деле истца Пенсионному органу потребовались документы, подтверждающие факт работы истца в связи с осуществлением им трудовой деятельности на территории Украины до присоединения Республики Крым и принятия в Российскую Федерацию, в трудовой книжке истца имелись исправления, нечитаемые печати, соответствующие запросы сделаны, подтверждающие документы не поступили.
Истец представил документы, подтверждающие его работу в спорные периоды: с 27 августа 1992 года по 20 декабря 1992 года техником-электриком в Раздольненском управлении оросительных систем Крымского производственного управления мелиорации и водного хозяйства; с 22 декабря 1992 года по 21 апреля 1993 года электриком на 0,5 ставки в районном доме Культуры пгт.Раздольное, с которыми, учитывая право заявителя самостоятельно представить подтверждающие документы, спорные периоды подлежат включению в страховой стаж истца, дающий основания оценки пенсионных прав истца и при наличии оснований - право на перерасчет и начисление пенсии по старости с учетом указанных периодов.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников процесса, материалами дела.
В силу п.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд не может принять во внимание доводы истца о том, что доказательством незаконности действий работников пенсионного фонда является назначение пенсии другим гражданам, поскольку данное основание не является надлежащим и объективным доказательством подтверждения страхового стажа непосредственно самого истца. В связи с наличием в трудовой книжке исправлений, нечитаемых печатей, работой до 1993 года на территории Украины у ответчика имелись основания запроса дополнительных документов, которые по запросу не поступили. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено многократное направление пенсионным органом запросов, в течение 3 месяцев такие документы не поступили, что является основанием прекращения направления запросов. Кроме того, пенсионный орган не обязан направлять такие запросы в ходе рассмотрения искового заявления Шматок П.Л. судом в силу ст.56 ГПК РФ.
При этом представленные истцом справки, частично подтверждающие факты работы в спорные периоды времени, содержат подлинные печати, подписи, стороной ответчика не опровергнуты, подлежат принятию судом.
При указанных обстоятельствах, исковое заявление Шматок П.Л. подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Шматок П.Л. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске Пермского края (межрайонное) включить в страховой стаж Шматок П.Л. периоды работы на территории Украины: с 27 августа 1992 года по 20 декабря 1992 года <данные изъяты>; с 22 декабря 1992 года по 21 апреля 1993 года <данные изъяты>, и произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанных периодов.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 27 ноября 2020 года.
Председательствующий Новикова Н.С.