Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-4/2022 от 02.02.2022

мировой судья Фоменко М.А.УИД 32MS0-25

Дело № 12-4/2022

РЕШЕНИЕ

п.г.т. Погар                     18 февраля 2022 года                            

Судья Погарского районного суда Брянской области Хромин А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Погарского района Брянской области Долгова Д.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 46 Погарского судебного района Брянской области от 18 января 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении помощника директора АО «Погарская картофельная фабрика» Шаповаловой Валентины Ивановны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Погарского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делуоб административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7КоАП РФв отношении помощника директора АО «Погарская картофельная фабрика» Шаповаловой В.И. прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, прокурором <адрес> принесенпротест, в которомон просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, как постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, недоказанностью выводов, а деловозвратить на новое рассмотрение. В обоснование доводов протеста ссылается на то, чтов ходе проведенной прокуратурой района проверки с привлечением специалиста отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> выявлены нарушения требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 3.2.8, 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , в части ненадлежащего содержания защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия), расположенного в подвальном помещении АО «Погарская картофельная фабрика», расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.Представленные доказательства, по его мнению, с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях помощника директора АО «Погарская картофельная фабрика»Шаповаловой В.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.

Всудебномзаседании помощник прокурора <адрес> Конюхова Ю.Л.доводы протеста поддержала, просила постановление мирового судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье.

Помощник директора АО «Погарская картофельная фабрика» Шаповалова В.И. и её защитник Якубовский М.Ю. просили оставить постановление мирового судьи без изменения, протест прокурора без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в протесте, прихожу к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Защитные сооружения являются объектами гражданской обороны.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны разработан в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В соответствии с п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее – Порядок), организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно Положению об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденному Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют, в том числе, мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в частности, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (п.15.4.). Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия, в числе прочих, - по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций (16.4.).

Согласно пункту 2 Порядка к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила).

Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (п.1.2).

Статус ЗС ГОкак объекта ГОопределяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НГО организаций, на учете которых они находятся.

Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО.

Согласно п. 3.2.1 указанных Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Согласно приложению № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты оборонного производства, в том числе объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года N 2284, приватизация объектов, находящихся в федеральной собственности, в частности защитных сооружений гражданской обороны, запрещена.

При этом, задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 24.1КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ наступает за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, чтопроведенной прокуратурой <адрес> совместно с участием специалиста отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проверкой соблюдения требований федерального законодательства в области гражданской обороны в отношении АО «Погарская картофельная фабрика» установлено, что согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес>, в ведении АО «Погарская картофельная фабрика» находится защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие (ПРУ), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>.В нарушение ст.ст. 1,2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 3.2.8, 3.6 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ ,в АО «Погарская картофельная фабрика» допущены следующие нарушения:не определен статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта ГО наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации;не созданы звенья по обслуживанию ЗС ГО для их обслуживания в мирное время.Кроме того, группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации);не предусмотрено оснащение ЗС ГО аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых;допускается оштукатуривание потолков и стен помещений ЗС ГО;не разработана следующая документация: паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал проверки состояния убежища (ПРУ); сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ); план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами;инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.

Приказом АО «Погарская картофельная фабрика» с ДД.ММ.ГГГГ помощник директора Шаповалова В.И. назначена ответственным за выполнение мероприятий по ГО и ЧС.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица АО «Погарская картофельная фабрика» - Шаповаловой В.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7КоАП РФ.

В силу п.1.7 Правилэксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ ,готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.

Статья 20.7 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Объективная сторона состава административного правонарушения, характеризуется действиями либо бездействием, связанным с нарушением соответствующих правил осуществления мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ противоправный характер действий должен выражаться в невыполнении установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=62AF2A3D32F61F80439C6695C08400AC2DAC5FF79C0CFD42B97777EC5EB42D842FE9C00B7500F62BBEBDFE8E7412D2966F305F995EF0aCH6J" ст. 20.7 КоАП РФ, являются должностные лица и юридические лица (включая индивидуальных предпринимателей).

В силу пп.2 Приказа МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией (пп.5-6 Порядка).

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 05 июня 2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, установлено п. 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 ноября 2008 года № 374.

Кроме того, в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны функции по осуществлению контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию отнесены как к компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, так и к компетенции федеральных органов исполнительной власти (пункты 8, 9 указанного Порядка).

МЧС России в силу пункта 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Правилами N 583 МЧС России предусмотрело, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).

Исходя из названных норм, паспорт ПРУ является основанием для ведения учета ЗС ГО, тогда как статус ЗС ГО объект приобретает в связи с внесением соответствующих сведений об объекте в реестр ЗС ГО органами МЧС России.

Как следует из материалов дела, в соответствии с паспортом убежища (противорадиационного укрытия) N 564-32 от ДД.ММ.ГГГГ, инвентаризационной карточкой ЗС ГО подвальному помещениюадминистративно-бытового корпуса АО «Погарская картофельная фабрика», расположенногопо адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащего обществу на праве собственности, придан статус убежища (противорадиационного укрытия), защитное сооружение гражданской обороны поставлено на учет с присвоением инвентарного номера 564-32.

Из выписки из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес> защитное сооружение гражданской обороны, следует, что противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> (ЗАО «Погарская картофельная фабрика»), введено в эксплуатацию в 1986 году, дата последнего ремонта 2011 год.

Иные документы (кроме паспорта ПРУ), подтверждающие назначение спорного объекта при его строительстве и вводе в эксплуатацию, последующее его использование в качестве ЗС ГО, правомерность и обоснованность присвоении ему статуса ЗС ГО и постановки на учет в качестве ЗС ГО, в материалы дела не представлены.

В материалах дела не имеется сведений об объекте недвижимого имущества по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> внесенном в реестр федерального имущества.

Вместе с тем, законодательством предусмотрено, что защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности.

В соответствии с положениями ст. 209 ГК РФ, только собственник имущества вправе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права на его владение, пользование и распоряжение, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют документы, подтверждающие передачу АО «Погарская картофельная фабрика» ЗС ГО - противорадиационное укрытие на ответственное хранение или безвозмездное пользование. Копия свидетельства о государственной регистрации права на соответствующий объект, свидетельствующая о его отнесении к объектам гражданской обороны, судье также не представлена.

Вышеизложенное в совокупности с положениями ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ "О гражданской обороне" подтверждает правильность выводов мирового судьи.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях установлен нормами раздела 4КоАП РФ и в данном случае нарушен не был.

Настоящий протест также не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов мирового судьи. Изложенные в протесте доводы исследованными материалами не подтверждаются.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Погарского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении помощника директора АО «Погарская картофельная фабрика» Шаповаловой Валентины Ивановныоставить без изменения, а протест прокурора <адрес> без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст.30.14 КоАП РФ.

Судья                      А.О. Хромин

12-4/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Прокурор Погарского района Брянской области
Ответчики
Шаповалова Валентина Ивановна
Другие
Якубовский Михаил Юрьевич
Суд
Погарский районный суд Брянской области
Судья
Хромин Андрей Олегович
Статьи

ст.20.7 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
pogarsky--brj.sudrf.ru
02.02.2022Материалы переданы в производство судье
18.02.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее