мировой судья Фоменко М.А.УИД 32MS0№-25
Дело № 12-4/2022
РЕШЕНИЕ
п.г.т. Погар 18 февраля 2022 года
Судья Погарского районного суда Брянской области Хромин А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Погарского района Брянской области Долгова Д.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 46 Погарского судебного района Брянской области от 18 января 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении помощника директора АО «Погарская картофельная фабрика» Шаповаловой Валентины Ивановны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Погарского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делуоб административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7КоАП РФв отношении помощника директора АО «Погарская картофельная фабрика» Шаповаловой В.И. прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, прокурором <адрес> принесенпротест, в которомон просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, как постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, недоказанностью выводов, а деловозвратить на новое рассмотрение. В обоснование доводов протеста ссылается на то, чтов ходе проведенной прокуратурой района проверки с привлечением специалиста отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> выявлены нарушения требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 3.2.8, 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, в части ненадлежащего содержания защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия), расположенного в подвальном помещении АО «Погарская картофельная фабрика», расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.Представленные доказательства, по его мнению, с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях помощника директора АО «Погарская картофельная фабрика»Шаповаловой В.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Всудебномзаседании помощник прокурора <адрес> Конюхова Ю.Л.доводы протеста поддержала, просила постановление мирового судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье.
Помощник директора АО «Погарская картофельная фабрика» Шаповалова В.И. и её защитник Якубовский М.Ю. просили оставить постановление мирового судьи без изменения, протест прокурора без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в протесте, прихожу к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Защитные сооружения являются объектами гражданской обороны.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны разработан в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В соответствии с п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее – Порядок), организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно Положению об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденному Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют, в том числе, мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в частности, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (п.15.4.). Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия, в числе прочих, - по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций (16.4.).
Согласно пункту 2 Порядка к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила).
Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (п.1.2).
Статус ЗС ГОкак объекта ГОопределяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НГО организаций, на учете которых они находятся.
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.
При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО.
Согласно п. 3.2.1 указанных Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно приложению № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты оборонного производства, в том числе объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года N 2284, приватизация объектов, находящихся в федеральной собственности, в частности защитных сооружений гражданской обороны, запрещена.
При этом, задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 24.1КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ наступает за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, чтопроведенной прокуратурой <адрес> совместно с участием специалиста отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проверкой соблюдения требований федерального законодательства в области гражданской обороны в отношении АО «Погарская картофельная фабрика» установлено, что согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес>, в ведении АО «Погарская картофельная фабрика» находится защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие (ПРУ), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>.В нарушение ст.ст. 1,2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 3.2.8, 3.6 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №,в АО «Погарская картофельная фабрика» допущены следующие нарушения:не определен статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта ГО наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации;не созданы звенья по обслуживанию ЗС ГО для их обслуживания в мирное время.Кроме того, группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации);не предусмотрено оснащение ЗС ГО аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых;допускается оштукатуривание потолков и стен помещений ЗС ГО;не разработана следующая документация: паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал проверки состояния убежища (ПРУ); сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ); план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами;инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
Приказом АО «Погарская картофельная фабрика» с ДД.ММ.ГГГГ помощник директора Шаповалова В.И. назначена ответственным за выполнение мероприятий по ГО и ЧС.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица АО «Погарская картофельная фабрика» - Шаповаловой В.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7КоАП РФ.
В силу п.1.7 Правилэксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №,готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
Статья 20.7 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Объективная сторона состава административного правонарушения, характеризуется действиями либо бездействием, связанным с нарушением соответствующих правил осуществления мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ противоправный характер действий должен выражаться в невыполнении установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=62AF2A3D32F61F80439C6695C08400AC2DAC5FF79C0CFD42B97777EC5EB42D842FE9C00B7500F62BBEBDFE8E7412D2966F305F995EF0aCH6J" ст. 20.7 КоАП РФ, являются должностные лица и юридические лица (включая индивидуальных предпринимателей).
В силу пп.2 Приказа МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией (пп.5-6 Порядка).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 05 июня 2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, установлено п. 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 ноября 2008 года № 374.
Кроме того, в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны функции по осуществлению контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию отнесены как к компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, так и к компетенции федеральных органов исполнительной власти (пункты 8, 9 указанного Порядка).
МЧС России в силу пункта 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Правилами N 583 МЧС России предусмотрело, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).
Исходя из названных норм, паспорт ПРУ является основанием для ведения учета ЗС ГО, тогда как статус ЗС ГО объект приобретает в связи с внесением соответствующих сведений об объекте в реестр ЗС ГО органами МЧС России.
Как следует из материалов дела, в соответствии с паспортом убежища (противорадиационного укрытия) N 564-32 от ДД.ММ.ГГГГ, инвентаризационной карточкой ЗС ГО подвальному помещениюадминистративно-бытового корпуса АО «Погарская картофельная фабрика», расположенногопо адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащего обществу на праве собственности, придан статус убежища (противорадиационного укрытия), защитное сооружение гражданской обороны поставлено на учет с присвоением инвентарного номера 564-32.
Из выписки из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес> защитное сооружение гражданской обороны, следует, что противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> (ЗАО «Погарская картофельная фабрика»), введено в эксплуатацию в 1986 году, дата последнего ремонта 2011 год.
Иные документы (кроме паспорта ПРУ), подтверждающие назначение спорного объекта при его строительстве и вводе в эксплуатацию, последующее его использование в качестве ЗС ГО, правомерность и обоснованность присвоении ему статуса ЗС ГО и постановки на учет в качестве ЗС ГО, в материалы дела не представлены.
В материалах дела не имеется сведений об объекте недвижимого имущества по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> внесенном в реестр федерального имущества.
Вместе с тем, законодательством предусмотрено, что защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности.
В соответствии с положениями ст. 209 ГК РФ, только собственник имущества вправе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права на его владение, пользование и распоряжение, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют документы, подтверждающие передачу АО «Погарская картофельная фабрика» ЗС ГО - противорадиационное укрытие на ответственное хранение или безвозмездное пользование. Копия свидетельства о государственной регистрации права на соответствующий объект, свидетельствующая о его отнесении к объектам гражданской обороны, судье также не представлена.
Вышеизложенное в совокупности с положениями ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ "О гражданской обороне" подтверждает правильность выводов мирового судьи.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях установлен нормами раздела 4КоАП РФ и в данном случае нарушен не был.
Настоящий протест также не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов мирового судьи. Изложенные в протесте доводы исследованными материалами не подтверждаются.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Погарского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении помощника директора АО «Погарская картофельная фабрика» Шаповаловой Валентины Ивановныоставить без изменения, а протест прокурора <адрес> без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст.30.14 КоАП РФ.
Судья А.О. Хромин