Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-114/2024 (2-1081/2023;) ~ М-868/2023 от 25.10.2023

56RS0038-01-2023-001199-87

Дело № 2-114/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2024 года с. Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при ведении протокола помощником судьи Григорьевой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Белоусовский сельсовет <адрес> к Семеновой Анне Прокофьевне о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, и исключении из ЕГРН сведений правообладателе,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Белоусовский сельсовет <адрес> обратилась в суд с иском к Семеновой А.П. о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка и исключении из ЕГРН сведений правообладателе. В обоснование указала, что администрация МО Белоусовский сельсовет <адрес> в ходе проведения мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости установила, что объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером , площадью 2304 кв.м., с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, пер<адрес>, <адрес> принадлежал на праве собственности Ефимовой Наталье Яковлевне на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия РФ-ХХIХ .

Правообладатель объекта недвижимости Ефимова Наталья Яковлевна умерла ДД.ММ.ГГГГ Наследственное дело после её смерти не заводилось, наследников принявших наследство по закону не имеется. Право собственности на земельный участок после смерти ФИО2 не оформлялось. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок, площадью 2304 кв.м. стоит на кадастровом учете.

В 2000 году лицевой счёт был закрыт, так как дом стал непригоден для проживания, земельным участком, с кадастровым номером , площадью 2304 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, пер<адрес>, <адрес>, никто не пользуется, участок заброшенный, заросший травой и сухостоем, т.е. является невостребованным.

В связи с этим снятие с государственного кадастрового учета и прекращение права (ранее возникшего права) возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда.

Просит суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером . Прекратить право собственности (ранее возникшее право), на земельный участок с кадастровым номером , площадью 2304 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пер.<адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего на праве собственности на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия РФ-ХХIХ .

Исключить сведения из ЕГРН о правообладателе ФИО7 в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, пер.<адрес> <адрес>, площадью 2304 кв.м., разрешенное использование-для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель-земли населенных пунктов.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения спора извещен судом надлежащим образом, просил в заявлении о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Ефимова Наталья Яковлевна в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, не возражала иск удовлетворить.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Управление Росреестра по <адрес>, Администрация МО Сакмарский район <адрес> в судебное заседания не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 12 ГК Российской Федерации лицо, полагающее свое право нарушенным, вправе защищать его способами, установленными законом, в том числе путем признания права и признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Статья 59 Земельного Кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты прав на землю предусматривает признание права на земельный участок. При этом судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации права на землю.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Статьей 15 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье 25 Земельного Кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Из материалов дела следует, что согласно распоряжения администрации Белоусовский сельсовета -Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано свидетельство серия РФ-ХХIХ ОРБ 25.03 о праве собственности на земельный участок площадью 2304 кв.м., земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок площадью 2305 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пер<адрес>, <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, участку присвоен кадастровый , с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, собственник земельного участка не определен, в особых отметках указано, что правообладателем земельного участка является ФИО2.

ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти I-РА от 11.04.2014г.)

Согласно копии наследственного дела после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником по закону, принявшим наследство после её смерти является её дочь – Семенова Анна Прокофьевна, выдано свидетельство о праве на наследство <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке администрации МО Белоусовский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 на день смерти проживала с дочерью Семеновой Анной Прокофьевной.

Таким образом, единственным наследником по закону, принявшим наследство оставшееся после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ является её дочь – Семенова Анна Прокофьевна, которая приняла наследство, в том числе земельный участок площадью 2305 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пер.<адрес>, <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, участку присвоен кадастровый , с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов.

В соответствии со ст. 131 ГК Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты.

Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом в силу части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Вместе с тем, часть 5 статьи 8 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" дополнена пунктом 25, в соответствии с которым в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости вносятся дополнительные сведения об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, в случае, если правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.

Согласно п. 25 ч. 5 ст. 8 Закона в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества сведения об указанных в документе, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 настоящего Федерального закона, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона, и указанные права не были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Статья 69.1 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) наделяются полномочиями по:

проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона № 218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН;

подготовке проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

взаимодействию с лицом, выявленным в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона №218-ФЗ, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

принятию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН или заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют, с приложением документов, предусмотренных частями 16, 17 статьи 69.1 Закона №218-ФЗ.

В том числе, уполномоченные органы обеспечивают выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ и в дальнейшем обращаются без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков.

В случае, если проведенные в соответствии с настоящей статьей мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок с даты получения ответа на запрос, указанный в части 4 настоящей статьи, а в случае неполучения ответа на запрос после истечения тридцатидневного срока со дня направления такого запроса в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядке представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (п. 20 вышеуказанной статьи)

Случаи, при которых Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, установлены частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, обеспечивающим реализации части 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ.

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункта 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

При таких обстоятельствах, муниципалитеты, органы исполнительной власти и местного самоуправления в рамках реализации закона №518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проводят всю необходимую работу как по выявлению правообладателей, так и проверки оснований для снятия ранее учтенного участка с кадастрового учета, преобразованию спорных участков - самостоятельно анализируют сведения и направляют заявления в Росреестр о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.

Кроме того, суд учитывает, что снятие с кадастрового учета земельного участка, приведет к поступлению соответствующей части земли в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, т.е. обращение с таким иском направлено на отказ правообладателя, право которого возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю, на принадлежащее ему имущество, что недопустимо в силу ст. 19 Земельного кодекса РФ, ст. 236 ГК РФ и приведет к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус "актуальные, ранее учтенные", сведения о правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости имеются, таким образом, снятие данного земельного участка с кадастрового учета в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ без проведения административной процедуры по снятию участка в судебном порядке недопустимо.

В данном споре сведения о проведении процедуры снятия земельного участка в административном порядке, в рамках подготовительных действий предусмотренных ст. 69.1 Закона -Ф, преобразования "учтенных" в ЕГРН земельных участков не осуществлялась, какие либо решения и действия органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета земельных участков заявителем не оспаривались, доказательства подтверждающие проведение комплексных работ по снятию земельного участка с кадастрового учета, предусмотренные ст. 69.1 Закона N 218-ФЗ не представлены, в связи с чем, суд считает, что основания для удовлетворения иска отсутствует.

При этом суд учитывает, что наследник ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, Семенова Анна Прокофьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получила свидетельство о праве на наследство по закону. При этом Семенова А.П. не лишена права распорядиться по своему усмотрению спорным земельным участком в соответствии с нормами действующего законодательства.

Требования администрации МО Белоусовский сельсовет <адрес> о прекращении права собственности ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. рождения, на спорный земельный участок, удовлетворению не подлежат, поскольку ФИО2 умерла и никаких прав иметь не может, оснований для прекращения права собственности её наследника – дочери Семеновой А.П. права собственности на спорный земельный участок не имеется.

Оснований для исключения сведения из ЕГРН о правообладателе ФИО2 в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, пер.<адрес> <адрес>, площадью 2304 кв.м., разрешенное использование-для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель-земли населенных пунктов суд не усматривает.

На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░

░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 2304 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░.<░░░░░>, <░░░░░>,

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 2304 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░.<░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░░-░░I░ ,

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░.<░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░ 2304 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,

    - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░     ░.░. ░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░ 2024 ░░░░.

2-114/2024 (2-1081/2023;) ~ М-868/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО Белоусовский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области
Ответчики
Семенова Анна Прокофьевна
Ефимова Наталья Яковлевна
Другие
Администрация МО Сакмарский район Оренбургской области
Управление Росреестра по Оренбургской области
Суд
Сакмарский районный суд Оренбургской области
Судья
Долгова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
sakmarsky--orb.sudrf.ru
25.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2023Передача материалов судье
27.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2023Подготовка дела (собеседование)
19.12.2023Подготовка дела (собеседование)
17.01.2024Подготовка дела (собеседование)
17.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее