УИД № 10RS0017-01-2022-001001-18
Дело № 2-753/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2022 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кяхконен М.И,, Мороз С.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», администрации Хелюльского городского поселения, Кяхконен Эрки Эйновичу об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
Кяхконен М.Е. и Мороз С.А. обратились в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования. В обоснование иска указали, что хх.хх.хх умер Кяхконен Е.Э., после смерти которого открылось наследство в виде земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: (ххх). После смерти Кяхконен Е.Э. истцы проживали в квартире по адресу: (ххх), вели общее хозяйство.
В установленный законом срок истцы не обратились к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство в силу юридической неграмотности, при этом ими были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства после смерти Кяхконен Е.Э., они возделывали и ухаживали за земельным участком.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просят признать их фактически принявшими наследство после смерти Кяхконен Е.Э., а также признать за Мороз С.А. и Кяхконен М.Е. право общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: (ххх).
Определением судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 11 августа 2022 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и администрация Хелюльского городского поселения.
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 09 сентября 2022 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечен Кяхконен Э.Э.
Истцы Кяхконен М.Е. и Мороз С.А. и представитель истцов Соболева М.Н., действующая на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчики – администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение», администрация Хелюльского городского поселения, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Ответчик Кяхконен Э.Э. в судебном заседании не возражал против исковых требований, пояснил, что на наследство после смерти Кяхконен Е.Э. не претендует.
Третьи лица – нотариус округа г. Сортавала Кежаева Л.Е., Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
На момент открытия наследства после смерти Кяхконен Е.Э. (хх.хх.хх) отношения, связанные с наследованием имущества регулировались нормами Гражданского кодекса РСФСР.
В соответствии со ст. 527 Гражданского кодекса РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В силу ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Статьей 546 Гражданского кодекса РСФСР предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании», под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст. 546 ГК РСФСР), следует иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии или уплату налогов, страховых взносов, других платежей, взимание квартплаты с жильцов, проживающих в наследственном доме по договору жилищного найма, производство за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 549 ГК РСФСР, или погашение долгов наследодателя и т.п.
При этом следует иметь в виду, что указанные действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
Аналогичного содержания нормы регулируют наследственные отношения после введения в действие третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1111, 1112, 1152, 1153).
Судебный порядок установления фактов, имеющих юридическое значение, предусмотрен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 264 которого, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. К одним из таких фактов относится факт принятия наследства (п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).
Судом установлено, что хх.хх.хх умер Кяхконен Е.Э,, хх.хх.хх года рождения (запись акта о смерти *** от хх.хх.хх, место государственной регистрации: Администрация Хелюльского Совета администрации г. Сортавала Республики Карелия).
Наследниками умершего по закону являются Мороз С.А. (до заключения брака «Кяхконен», супруга умершего), что подтверждается копией свидетельства о заключении брака, Кяхконен М.Е., (сын умершего), что подтверждается копией свидетельства о рождении *** *** и Кяхконен Э.Э. (отец умершего), что следует из записи акта о рождении *** Кяхконен Е.Э.
Иных наследников после смерти Кяхконен Е.Э. не имеется.
Истцы указывают, что ответчик Кяхконен Э.Э. не желает вступать в наследство после смерти своего сына, на наследство не претендует, что подтверждается его пояснениями, данными в судебном заседании.
В течение 6 месяцев после смерти Кяхконен Е.Э. истцы с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались. Наследственного дела после смерти Кяхконен Е.Э. не заводилось.
Из материалов дела следует, что наследственным имуществом после смерти Кяхконен Е.Э. является земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: (ххх), земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала ***.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером *** следует, что правообладателем земельного участка является Кяхконен Е.Э. на основании свидетельства о праве собственности от хх.хх.хх ***.
Постановлением мэрии г. Сортавала Республики Карелия от хх.хх.хх *** «Об отводе в собственность земельного участка Кяхконен Е.Э. под строительство индивидуального жилого дома в пос. Мюллюкюля» подтверждается, что Кяхконен Е.Э. отведен в собственность земельный участок площадью *** га под строительство индивидуального жилого дома общей площадью 131 кв.м. и жилой площадью 61 кв.м. в (ххх).
хх.хх.хх Кяхконен Е.Э. выдано свидетельство серии *** на право собственности на землю по адресу: (ххх).
При таких обстоятельствах принадлежность земельного участка умершему Кяхконен Е.Э. подтверждается материалами дела, никем не оспаривается.
В обоснование исковых требований истцы указали, что после смерти Кяхконен Е.Э. они фактически приняли наследство, содержали земельный участок, высаживали овощные и растительные культуры, принимали меры по сохранению наследственного имущества.
Таким образом, совокупность совершенных истцами действий подтверждает их фактическое принятие наследства после смерти Кяхконен Е.Э.
На основании изложенного, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчиков, суд приходит к выводу о том, что факт принятия истцами наследства после смерти Кяхконен Е.Э. является установленным.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено, наследственные права истцов не оспорены.
При этом, поскольку истцы фактически приняли наследство после смерти Кяхконен Е.Э., данное имущество не считается выморочным и не может быть унаследовано государством.
В силу пункта 2 статьи 1142 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях (пункт 2 статьи 1141 ГК РФ).
Поскольку судом установлено фактическое принятие истцами наследства, суд считает надлежащим способом защиты нарушенного права признание за истцами права собственности в порядке наследования по закону на вышеуказанное имущество в равных долях.
В свою очередь заявленные требования истцов к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», Администрации Хелюльского городского поселения удовлетворению не подлежат, поскольку указанные лица являются ненадлежащими ответчиками по делу, ими не совершались действия, нарушающие или ставящие под сомнение права истцов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать Кяхконен М.Е. (СНИЛС ***) и Мороз С.А. (СНИЛС ***) принявшими наследство по закону после смерти Кяхконен Е.Э..
Признать за Кяхконен М.Е, (СНИЛС ***) в порядке наследования по закону после смерти Кяхконен Е.Э., хх.хх.хх года рождения, умершего хх.хх.хх, право собственности на 1/2 доли в отношении земельного участка, общей площадью *** кв.м, кадастровый ***, расположенный по адресу: (ххх).
Признать за Мороз С.А. (СНИЛС ***) в порядке наследования по закону после смерти Кяхконен Е.Э., хх.хх.хх года рождения, умершего хх.хх.хх, право собственности на 1/2 доли в отношении земельного участка, общей площадью *** кв.м, кадастровый ***, расположенный по адресу: (ххх).
В иске к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», администрации Хелюльского городского поселения отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 27 сентября 2022 г.