УИД: 14RS0015-01-2022-000490-05
Дело №2-242/2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Майя 16 июня 2022 г.
Мегино - Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Соловьева А.В.,
при секретаре судебного заседания Васильеве В.А.,
с участием истца – старшего помощника прокурора Мегино - Кангаласского района РС (Я) Максимовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мегино – Кангаласского района РС (Я) Ильина А.Р. в порядке ст. 45 ГПК РФ к наслежной администрации сельского поселения «Нерюктяйинский наслег» Муниципального района «Мегино – Кангаласский улус» РС (Я) о возложении обязанности в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт дороги по <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мегино – Кангаласского района РС (Я) Ильин А.Р. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Мегино - Кангаласский районный суд РС (Я) с иском к наслежной администрации сельского поселения «Нерюктяйинский наслег»Муниципального района «Мегино – Кангаласский улус» РС (Я) о возложении обязанности в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт дороги по <адрес>.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой района с привлечением ОГИБДД ОМВД Росси по Мегино – Кангаласскому району проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения по результатам которой установлено, что в нарушении п. 9.4 ГОСТ 50597-2017 в <адрес> по протяженности <адрес> имеются ямы, глубина которых 9-10 см., более 5 см., в связи с чем создается опасность возникновения дорожно – транспортных происшествий с участниками дорожного движения, что в свою очередь существенным образом нарушает интересы неопределенного круга лиц, находящихся на территории сельского поселения. Данные нарушения носят потенциально – опасный характер, которые могут привести к тяжким последствиям и требуют незамедлительного устранения выявленных нарушений для обеспечения безопасности участников дорожного движения. Вместе с тем, органами местного самоуправления поселения – администрацией, не обеспечена безопасность дорожного движения путем ремонта уличных дорог, соответствующих ГОСТам, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц – участников дорожного движения.
На судебное заседание, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился ответчик – представитель наслежной администрации сельского поселения «Нерюктяйинский наслег» МР «Мегино – Кангаласский улус».
Суд, выслушав мнение истца о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившегося лица, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
В судебном заседании истец – старший помощник прокурора Максимова И.А. исковое заявление полностью подержала и ссылаясь на изложенные в иске доводы просит удовлетворить исковые требования.
Выслушав истца и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 12 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Аналогичные положения содержит п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Закона РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ № «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РС (Я)» к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Саха (Якутия) в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Мегино - Кангаласскому району Туласыновым А.П. проведена проверка состоянии автомобильных дорог, расположенных в пределах территории СП «Нерюктяйинский наслег» МР «Мегино – Кангаласский улус» РС (Я), в ходе которой выявлено, что на проезжей части дороги по протяженности <адрес> имеются дефекты в виде выбоин и просадок. В результате инструментального обследования участка проезжей части установлено, что глубина ям 9-10 см., то есть более 5 см. По итогам проверки составлен протокол инструментального обследования. К протоколу прилагается фототаблица.
По факту выявленных недостатков, прокуратурой Мегино - Кангаласского района РС (Я) в адрес ответчика было вынесено представление ДД.ММ.ГГГГ., которым предписано устранить выявленное нарушение.
Государственным стандартом Российской Федерации Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц установлены требованиями.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В соответствии с таблицей 5.3 пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более подлежат устранению в срок от 1 до 12 суток; повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м2, более, подлежат устранению в срок от 5 до 20 суток соответственно.
Таким образом, на основании исследования представленных доказательств, судом установлено, что выявленные недостатки на проезжей части дороги по улице Жирковой, расположенной в черте населенного пункта <адрес>), указывает на не соответствие данного участка дороги требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
Несоответствие участка дороги требованиям ГОСТ Р 50597-93 создает препятствия для безопасного передвижения по нему для неопределенного круга лиц - граждан-участников дорожного движения.
Обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу вышеприведенных положений закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих соответствие дороги по протяженности <адрес> требованиям ГОСТ Р 50597-2017, не имеется.
Представленные ответчиком фотоснимки в виде светокопий с достоверностью не свидетельствуют, что в них изображен именно участок дороги на <адрес>. На фотографиях также отсутствует сведения о времени съемки.
Более того из фотографий невозможно определить отсутствие дефектов в виде выбоин и просадок на протяженности всей дороги по <адрес>.
Учитывая отсутствие акта надлежащего органа о состояния дороги и соответствие его требованиям ГОСТ Р 50597-2017, имеющийся в материалах дела письменный отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по <адрес> проведены ремонтные работы, само по себе не является доказательством устранения дефектов дороги по данной улице.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
С учетом объема работ, проведение которой необходимо для исполнения решения суда, суд полагает, что заявленный истцом срок для исполнения ответчиком возложенной обязанности является разумным и достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Мегино – Кангаласского района РС (Я) Ильина А.Р. в порядке ст. 45 ГПК РФ к наслежной администрации сельского поселения «Нерюктяйинский наслег» Муниципального района «Мегино – Кангаласский улус» РС (Я) о возложении обязанности в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт дороги по <адрес>.
Обязать наслежную администрацию сельского поселения «Нерюктяйинский наслег» Муниципального района «Мегино – Кангаласский улус» РС (Я) в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт дороги по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме
Решение в окончательной форме принято 20 июня 2022 г.
Судья: . Соловьев А.В.
.
.