№ 12-551/2023
24RS0041-01-2022-006551-79
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск 12 апреля 2023 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Жихарева И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Шевелёва М.И. в интересах Плотникова Анатолия Ивановича на определение специалиста-эксперта отдела ЗПСПД Енисейского управления Роскомнадзора №№ от 23.09.2022 года, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении ПАО «Группа Ренессанс страхование»,
УСТАНОВИЛ:
Определением специалиста-эксперта отдела ЗПСПД Енисейского управления Роскомнадзора №ОО-24/8/1511 от 23.09.2022 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении ПАО «Группа Ренессанс страхование» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным определением, представитель Плотникова А.И. - Шевелёв М.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит определение отменить, приводя доводы о его незаконности.
Плотников А.И., в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял, доверил представление своих интересов представителю, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ПАО «Группа Ренессанс страхование» в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Плотникова А.И. – Шевелёв М.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что ссылка административного органа в обжалуемом определении на положения ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ ошибочна, поскольку в связи с подтверждением ПАО «Группа Ренессанс Страхование» совершения правонарушения, не было необходимости проводить проверочные мероприятия для того, чтобы возбудить дело об административном правонарушении. Полагает, что поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" введены ограничения на проведение проверок только в 2022 году, то административный орган вправе был продлить срок для рассмотрения обращения заявителя и рассмотреть его в 2023 году, по истечении срока действия таких ограничений.
Представитель Енисейского управления Роскомнадзора, ФИО3 - ФИО4 возражала в удовлетворении жалобы, полагала определение от 23.09.2022 года законным и обоснованным, поскольку при рассмотрении заявления представителя Плотникова А.И. - Шевелёва М.И. оснований для проведения внеплановой проверки в соответствии с Постановлением Правительства от 10.03.2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», даже с учетом пояснений ПАО «Группа Ренессанс Страхование» о том, что был обнаружен факт проведения финансовой операции по выплате страхового возмещения на расчетный счет заявителя, не было установлено, в связи с чем у административного органа отсутствовали основания для проведения проверки и возбуждения дела об административном правонарушении. Просили обжалуемое определение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав участников процесса, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ административным правонарушением является обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Как следует из представленных материалов, основанием для вынесения оспариваемого определения послужило заявление представителя Плотникова А.И. – Шевелёва М.И. в Енисейское управление Роскомнадзора о проведении проверки по факту незаконной обработке его персональных данных ПАО «Группа Ренессанс страхование», в котором он указал, что ПАО «Группа Ренессанс страхование», распространило его персональные данные, а именно номер банковского счета, тогда как Плотников А.И. не давал согласие на распространение таких данных.
Статьей 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 этого кодекса, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3 в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ).
В силу части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 указанной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.
Положения частей 3.1 и 3.2 данной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ или Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (примечание к статье 28.1 КоАП РФ).
Следовательно, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление) введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ). Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 марта 2022 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации 14 марта 2022 г., N 11, ст. 1715.
Согласно пункту 9 Постановления должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, которым установлены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, права и обязанности таких органов, их должностных лиц при проведении плановых и внеплановых проверок (части 1 и 2 статьи 1, статьи 9, 10).
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2).
При этом под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Пунктом 1 Постановления установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 Постановления.
Особенности проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены в пункте 3 Постановления. Так, в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
При этом необходимые для проведения внеплановой проверки сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (пункт 1 части 1 статьи 58 поименованного федерального закона).
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения заявления Плотникова А.И. Енисейским управлением Роскомнадзора от ПАО «Группа Ренессанс страхование» была получена информация относительно доводов, изложенных в заявлении о привлечении к административной ответственности, согласно которого при проведении проверки по запросу административного органа был обнаружен факт проведения финансовой операции по выплате страхового возмещения на расчетный счет заявителя. В связи с увольнением сотрудника, отвечающего за обработку персональных данных выяснить источник получения данных о расчетном счете не представляется возможным. В настоящее время данные уничтожены, распространение и передача персональных данных третьим лицам не зафиксированы.
Вопреки доводам заявителя, данные пояснения не могут расцениваться как факт признания ПАО «Группа Ренессанс Страхования» факта совершения административного правонарушения.
Таким образом, данных, которые могли бы послужить основанием для проведения контрольных мероприятий в отношении ПАО СК «Группа Ренессанс Страхования», с учетом положений постановления Правительства № 336, как в заявлении Плотникова А.И., так и в ответе ПАО СК «Группа Ренессанс Страхования» установлено не было, в связи с чем в возбуждении дела об административном правонарушении Енисейским управлением Роскомнадзора было обосновано отказано.
При таких обстоятельствах определение специалиста-эксперта отдела ЗПСПД Енисейского управления Роскомнадзора №№ от 23.09.2022 года, является законным и обоснованным и отмене (изменению) не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Определение специалиста-эксперта отдела ЗПСПД Енисейского управления Роскомнадзора №ОО-24/8/1511 от 23.09.2022 года, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении ПАО «Группа Ренессанс Страхования» оставить без изменения, а жалобу представителя Плотникова Анатолия Ивановича - Шевелёва М.И. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии через Советский районный суд г. Красноярска.
Судья И.С. Жихарева