Дело № 2-3940/2023 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2023 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Жарковой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к ответчикам: акционерному обществу «ДОМ.РФ», акционерному обществу «Датабанк» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9 (далее – истец) обратилась в суд с иском к акционерному обществу «ДОМ.РФ» (далее – АО «ДОМ.РФ») о признании незаконным решения об отклонении заявления на выплату средств государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом №157-ФЗ от 03 июля 2019 года, с целью погашения обязательств истца по кредитному договору, обеспеченному ипотекой, от ДД.ММ.ГГГГ №№, возложении обязанности перечислить средства государственной поддержки на погашение кредитных обязательств, какционерному обществу «Датабанк» (далее – АО «Датабанк») о возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с объекта недвижимости.
В обоснование предъявленных требований истец ФИО10 указала, что она является матерью четверых несовершеннолетних детей и в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона №157-ФЗ от 03 июля 2019 года «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния» имеет право на получение меры государственной поддержки для погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту. Истцом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был приобретен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Договором купли-продажи предусмотрено, что расчеты по договору будут производиться за счет собственных средств покупателя и кредитных средств. В этих целях ДД.ММ.ГГГГ истцом с АО «Датабанк» был заключен кредитный договор №№ обеспеченный ипотекой. Расчеты с продавцом произведены в полном объеме за счет собственных средств ДД.ММ.ГГГГ за счет кредитных средств ДД.ММ.ГГГГ Пользуясь правом на получение мер государственной поддержки, с целью погашения обязательств по кредитному договору истцом ДД.ММ.ГГГГ в АО «ДОМ.РФ» через АО «Датабанк» подано заявление на выплату средств государственной поддержки и направление этих средств на погашение задолженности по кредитному договору с приложением всех требуемых документов, а именно: паспорт истца, свидетельства о рождении детей, кредитного договора, договора купли-продажи земельного участка, выписки из ЕГРН в отношении земельного участка со сведениями о регистрации перехода права собственности к истцу и о регистрации обременения в виде ипотеки в силу закона в пользу АО «Датабанк». Однако средства государственной поддержки на дату подачи иска не поступили. В связи с этим обязательства истца по кредитному договору не были погашены за счет средств государственной поддержки в срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2019 года №1170.Истцом в адрес АО «Датабанк» направлен запрос о причинах непогашения обязательств истца по кредитному договору за счет мер государственной поддержки. АО «ДОМ.РФ» принято решение об отклонении заявления «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам, посредством проведения сомнительных сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, в том числе на основании сведений, предоставленных органами внутренних дел, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств». При этом в АО «Датабанк» от АО «ДОМ.РФ» какая-либо информация о несоответствии установленным условиям для получения средств поддержки, о неполноте документов или наличия в документах недостоверных сведений не поступала, заявление с документами для их доработки не возвращалось. Между тем, совершенная истцом сделка купли-продажи земельного участка отвечает всем условиям, необходимым для получения мер государственной поддержки. Земельный участок приобретен физическим лицом у физического лица, расчеты произведены в полном объеме, целью приобретения земельного участка являлось улучшение жилищных условий семьи. Обстоятельства, свидетельствующие о притворности приобретения земельного участка или о недостоверности представленных документов, отсутствуют. Со стороны ответчиков доказательств наличия причин для отклонения моего заявления не представлено. Полагает, что решение об отклонении заявления нарушает права истца на получение мер государственной поддержки. АО «ДОМ.РФ» не уполномочено на осуществление правовой оценки действительности сделки по приобретению истцом объекта недвижимости и оценки намерений сторон такой сделки. Также не предусмотрено такое основание для отказа в выплате средств государственной поддержки, которое указано в решении АО «ДОМ.РФ». Оспариваемое решение нарушает права истца на реализацию мер государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом №157-ФЗ от 03 июля 2019 года. При таких обстоятельствах вынесенное АО «ДОМ.РФ» решение об отклонении заявления на предоставление средств государственной поддержки является незаконным. Кроме того, неисполнение АО «ДОМ.РФ» своих функций по реализации мер государственной поддержке, а именно отклонение заявления на погашение кредитных обязательств перед АО «Датабанк» привело к тому, что многодетная семья вынуждена нести расходы на оплату процентов за пользование кредитом с момента, когда средства государственной поддержки должны были быть перечислены АО «ДОМ.РФ» для погашения кредитных обязательств перед АО «Датабанк». ДД.ММ.ГГГГ в АО «Датабанк» направлено заявление об изменении условий кредитного договора в части приостановления начисления процентов за пользование кредитом до даты исполнения АО «ДОМ.РФ» обязанности по перечислению средств государственной поддержки на счет АО «Датабанк» с целью погашения кредитных обязательств истца. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «Датабанк» заявление об изменении условий кредитного договора оставил без удовлетворения. Полагает, чтопрекращение действия обременения в виде ипотеки в силу закона в пользу АО «Датабанк» будет способствовать прекращению нарушения и восстановления нарушенных прав истца.
Истец ФИО11 в судебном заседании участия не принимала, извещена о слушании дела надлежащим образом. Представитель истца представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик АО «ДОМ.РФ» представителя в судебное заседание не направил, извещен о слушании дела, в письменных возражениях указал, что в ходе реализации мер государственной поддержки в отношении проводимых отдельными юридическими лицами сделок по предоставлению гражданам Российской Федерации ипотечных жилищных займов, источником исполнения обязательств по которым выступают средства государственной поддержки, были выявлены признаки сомнительности (притворности). В связи с выявлением таких признаков АО «ДОМ.РФ» направило в адрес контрольно-надзорных ведомств, органов внутренних дел, а также органов следствия письма с просьбой об осуществлении проверки указанной деятельности. Кроме того, в адрес АО «ДОМ.РФ» поступил запрос УМВД России по городу Ижевску, в котором запрашивались все материалы по заявлениям, поступившим от АО «Датабанк», а также в запросе было указано на необходимость обращать особое внимание на заявления о получении мер государственной поддержки, поступающих от АО «Датабанк», которые имеют признаки мнимых сделок, целью которых может выступать преступный умысел, направленный на хищение бюджетных денежных средств государственной поддержки, предоставляемых АО «ДОМ.РФ». Соответственно АО «ДОМ.РФ» обоснованно приостановлено перечисление средств в отношении заемщиков АО «Датабанк». Заявление № № было направлено на доработку кредитору по причине приостановления рассмотрения заявлений АО «Датабанк» и осуществления выплат по таким заявлениям в связи с высоким риском нецелевого использования средств государственной поддержки, обусловленным наличием признаков фиктивности (мнимости) кредитных сделок по предоставлению ипотечных жилищных кредитов.
Ответчик АО «Датабанк» представителя в судебное заседание не направил, извещен о слушании дела, в письменных возражениях указал, что исковые требования правомерно предъявлены только к ответчику АО «ДОМ.РФ», требования к АО «Датабанк» заявлены неправомерно. ДД.ММ.ГГГГ банк предоставилв АО «ДОМ.РФ» в электронной форме заявление истцаи необходимые документы. Заявление зарегистрировано в Единой информационной системе жилищного строительства ДД.ММ.ГГГГ №№ ДД.ММ.ГГГГ статус заявления изменился «на доработке». Причина отклонения АО «ДОМ.РФ» выплаты по заявлению истца не связана с недобросовестными действиями истца, или некомплектностью документов, представленных для выплаты, или с их недействительностью, или с несоответствием истца требованием Закона № 157-ФЗ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ никаких проверок в отношении банка не проводилось, кроме плановой проверки Банка России. В любом случае, проверка деятельности банка не может являться основанием для ущемления прав истца. Истец отвечает всем условиям для получения мер государственной поддержки. Полагает, что АО «Датабанк» является ненадлежащим ответчиком по делу, в принятии решений о предоставлении мер государственной поддержки банк участия не принимает. Права истца банком нарушены не были, поскольку банк произвел прием заявления и необходимого пакета документов и осуществил их направление в АО «ДОМ.РФ». Требование истца прекратить начисление процентов за пользование кредитом по ипотечному кредитному договору и сторнировать проценты за пользование кредитом удовлетворению не подлежат, в связи с наличием кредитной задолженности по договору.
Суд, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2019 года № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более <данные изъяты> рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше суммы, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
В силу пункта 6 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в ч. 2 настоящей статьи, до ДД.ММ.ГГГГ заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является: строительство на территории Российской Федерации объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
АО «ДОМ.РФ» создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 года № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), реализует задачи и функции, возложенные Правительством РФ, а также Федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2019 года № 1170 утверждены Правила предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - Правила предоставления субсидий) и Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с пунктом 4 Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2019 года № 1170 (далее - Положение о реализации мер государственной поддержки), направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании заявления заемщика опогашении кредита (займа). К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения. Представление заявителем (заявителями) не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа направлении средств на погашение кредита (займа).
В силу пункта 5 указанного Положения, к заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы: документ, удостоверяющий личность и гражданство заемщика; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; документы подтверждающие материнство заемщика в отношении детей; документы подтверждающие приобретение заемщиком жилого помещения или земельного участка предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 8 Положения о реализации мер государственной поддержки, в случае представления заявления о погашении кредита (займа) кредитором вместе с его обращением представляются в общество также документы, подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита (займа) и размер задолженности по такому ипотечному жилищному кредиту (займу), и информация о реквизитах счета для направления средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением не позднее 7 рабочих дней со дня получения от заявителя (заявителей) заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.
Согласно абзацам 3 и 4 пункта 10 Положения о реализации мер государственной поддержки, АО «ДОМ.РФ» не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа), если указанными документами, а в случаях, предусмотренных пунктами 7(2) и 8 настоящего Положения, - также документами, направленными в общество кредитором, подтверждается соблюдение заемщиком условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.
В случае не подтверждения соблюдения таких условий АО «ДОМ.РФ» принимает решение об отказе в направлении средств на погашение кредита (займа).
В соответствии с пунктом 20 Положения о реализации мер государственной поддержки обмен информацией между кредиторами и АО «ДОМ.РФ» осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что 10 апреля 2023 года между ФИО12 и ФИО13 в лице представителя ФИО14 в порядке передоверия от ФИО15 заключен договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 13-14).
По условиям договора стоимость имущества составила <данные изъяты> рублей, имущество передается в собственность за счет собственных и кредитных средств, предоставляемых АО «Датабанк» согласно кредитному договору №№ от ДД.ММ.ГГГГ года. Кредит предоставляется в размере <данные изъяты> рублей, со сроком возврата 6 месяцев с даты фактического предоставления кредита под 14 % годовых.
Согласно пункту 2.4 договора имущество в обеспечение обязательств по кредитному договору считается находящимся в залоге у кредитора в силу закона с момента государственной регистрации права собственности покупателя на имущество и ипотеки в силу закона (л.д.13-14).
ДД.ММ.ГГГГ года между ФИО16 и АО «Датабанк» заключен кредитный договор, обеспеченный ипотекой, №№ сроком на 6 месяцев, под 14 % годовых, по условиям которого исполнение обязательств обеспечивается ипотекой в силу закона; возврат кредита (основного долга) осуществляется единовременно не позднее окончания срока возврата кредита, указанного в пункте 2; проценты за пользование кредитом уплачиваются ежемесячно в последний день каждого календарного месяца (кроме процентов за последний месяц пользования кредитом, которые уплачиваются одновременно с возвратом кредита) (л.д. 18-20).
В Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО17 на указанный земельный участок с кадастровым номером № обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в силу закона (л.д. 16-17).
Согласно условиям кредитного договора, ДД.ММ.ГГГГ кредитор по платежному поручению №№ предоставил ФИО18 кредит в размере <данные изъяты> рублей путем безналичного перечисления денежных средств на банковский счет продавца земельного участка ФИО19
Истцом был произведен полный денежный расчет с продавцом в соответствии с пунктом 3.1 договора купли-продажи, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №№ и распиской, содержащейся в договоре купли-продажи (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО20 в адрес АО «Датабанк» направлен запрос о причинах непогашения ее обязательств по кредитному договору за счет мер государственной поддержки (л.д. 22 оборот).
Из ответа АО «Датабанк» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ года на выплату средств государственной поддержки для погашения обязательств по заключенному с АО «Датабанк» кредитному договору, обеспеченному ипотекой № № от ДД.ММ.ГГГГ года с приложенными к заявлению документами были направлены ДД.ММ.ГГГГ года Банком в АО «ДОМ.РФ» через личный кабинет в Единой информационной системе жилищного строительства с оформлением заявления № № на предоставление субсидии для погашения задолженности по кредитному договору в соответствии с Порядком взаимодействия кредиторов (займодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, а также в соответствии с Законом № 157ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ года в личном кабинете ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» размещена информация об отклонении заявления ФИО22 на предоставление средств государственной поддержки «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (притворных) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, в том числе на основании сведений, предоставленных органами внутренних дел, выплата средств государственной поддержки по заявлениям указанных организацийприостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств». Средства государственной поддержки в банк не поступали, обязательства по кредитному договору не погашены, действие ипотеки сохраняет свое действие до полного исполнения обязательств. Информация о несоответствии истца установленным условиям для получения поддержки, о неполноте предоставленных документов или недостоверных сведений у банка отсутствует (л.д. 24).
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО23 в адрес АО «Датабанк» направлено заявлениеоб изменении условий кредитного договора в части приостановления начисления процентов за пользование кредитом с ДД.ММ.ГГГГ года до даты исполнения АО «ДОМ.РФ» обязанности по перечислению средств государственной поддержки для погашения кредитных обязательств (л.д.22).
Согласно ответу АО «Датабанк» от ДД.ММ.ГГГГ года основания для изменения условий кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ №№ в части приостановления начисления процентов за пользование кредитом отсутствуют (л.д.25).
Из справки АО «Датабанк» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задолженность ФИО24 по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ года №№ составляет <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей- основной долг, <данные изъяты> рублей- начисленные проценты за пользование кредитом, неустойка за нарушение срока уплаты процентов за пользование кредитом – <данные изъяты> рублей.
Таким образом, разрешая исковые требования, суд приходит к выводу о том, что требования истца к АО «ДОМ.РФ» подлежат удовлетворению, исковые требования к АО «Датабанк» удовлетворению не подлежат.
Так судом установлено, что порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам мер государственной поддержки семей, имеющих детей, утвержден Постановлением АО «ДОМ.РФ», протокол №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно указанному Порядку, взаимодействие между АО «ДОМ.РФ» и кредитором (заимодавцем) при реализации программы поддержки осуществляется в порядке, установленном заключаемым между АО «ДОМ.РФ» и кредитором (заимодавцем) соглашением о сотрудничестве в форме договора присоединения в порядке, установленном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выплата средств государственной поддержки осуществляется на основании соответствующих заявлений заимодавцев, содержащих сведения об обращении граждан за получением средств государственной поддержки, размере задолженности по ипотечному жилищному займу заемщика с указанием ее состава, а также информации и документов, подтверждающих соответствие представленной заемщиком заявки на получение средств государственной поддержки. Заявление заимодавца на выплату средств государственной поддержки оформляется по типовой форме, определенной АО «ДОМ.РФ».
Рассмотрение заимодавцем возможности участия заявителя в реализации мер государственной поддержки осуществляется на основании соответствующего обращения (заявления, заявки) заемщика. Обращение заемщика должно содержать согласие на обработку персональных данных заемщика и его детей, а также согласие на получение сведений необходимых для рассмотрения обращения заемщика из Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния и Единого государственного реестра недвижимости в отношении заимодавца, АО «ДОМ.РФ». В случае достижения детьми заемщика четырнадцатилетнего возраста форма согласия на обработку персональных данных должна быть заполнена непосредственно субъектом персональных данных. Обращение заемщика для целей получения средств поддержки должно содержать ссылки на нормативно - правовые источники оснований возникновения у гражданина права на получение средств государственной поддержки (пункт 10 Порядка взаимодействия).
Согласно пункту 12 Положения о реализации мер государственной поддержки ответчик вправе устанавливать только порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» по вопросам реализации мер государственной поддержки, в том числе требования к обращению кредитора (займодавца). Из п. 5 Положения о реализации мер государственной поддержки также можно сделать вывод, что порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ» может включать требования к формам предоставляемых документов.
АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку: полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки: полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении; соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.
При поступлении заявления займодавца на выплату средств государственной поддержки в АО «ДОМ.РФ» каждому поступившему заявлению присваивается уникальный идентификационный номер заявки на выплату средств государственной поддержки в системе ЕИСЖС (л. 13 Порядка взаимодействия).
По результатам анализа АО «ДОМ.РФ» формирует заключение о результатах проведенной проверки и информирует займодавца, представившего соответствующее заявление на выплату средств государственной поддержки. В случае, если в результате проведения проверки АО «ДОМ.РФ» было установлено соответствие заявления займодавца всем требованиям федерального закона и постановления без исключения, АО «ДОМ.РФ» осуществляет выплату средств государственной поддержки по платежным реквизитам займодавца, указанным в заявлении, в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты выполнения мероприятий в соответствии с пунктом 18 Порядка (пункту 16 - 19 Порядка взаимодействия).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец ФИО25 с заявлением о погашении задолженности по кредитному договору в АО «Датабанк» для направления в АО «ДОМ.РФ» предоставила необходимые документы, а именно: документы, удостоверяющие личность и гражданство заемщика; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; документы, подтверждающие материнство заемщика в отношении детей (свидетельства о рождении детей); документы, подтверждающие предоставление заемщику кредита; документы, подтверждающие приобретение заемщиком объекта недвижимости. Также истцом к заявлению были приложены согласие на обработку персональных данных по форме АО «ДОМ.РФ», что соответствует Порядку взаимодействия.
АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки; полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении; соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.
Анализируя доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцом и АО «Датабанк» в АО «ДОМ.РФ» в электронной форме с использованием ЕИСЖС представлены документы, указанные в пунктах 4, 5, 7 Положения о реализации мер государственной поддержки, данных о содержании недостоверных сведений в таких документах, не имеется. Основания для отказа в предоставлении мер государственной поддержки, предусмотренные указанным Положением, не имелись.
Основание для отклонения заявки истца, указанное АО «ДОМ.РФ» при рассмотрении заявления ФИО26 Федеральный закон № 157-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 07 сентября 2019 года № 1170, не содержат.
Истребовав дополнительные документы, не предусмотренные постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2019 года №N 1170 АО «ДОМ.РФ» выходит за пределы своих полномочий.
Суд считает, что истец отвечает всем условиям для получения мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом № 157-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2019 года № 1170.
При этом, ответчиком АО «ДОМ.РФ» не представлены доказательства в обоснование своих доводов о законности отказа в удовлетворении заявления истца о погашении задолженности по кредитному договору.
Правилами предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ», Положением о реализации мер государственной поддержки также не предусмотрены основания для отклонения заявления по основаниям: «в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (противоправных сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, выплата средств государственной поддержки по заявлениям организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств». Суд считает, что АО «ДОМ.РФ» отклонил заявку истца по основаниям не предусмотренным законодательством.
Кроме того, проверка деятельности кредитной организации не может влиять на право истца на реализацию мер государственной поддержки. Правовое решение в отношении АО «Датабанк», сведений об отзыве или приостановлении лицензии на осуществление банковской деятельности суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым удовлетворитьтребования истца о признании незаконным решения АО «ДОМ.РФ» об отклонении заявления на выплату средств государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом №157-ФЗ от 03 июля 2019 года, с целью погашения обязательств истца по кредитному договору, обеспеченному ипотекой, от ДД.ММ.ГГГГ года №№ на доработку и о возложении на ответчика обязанности перечислить денежные средства государственной поддержки в размере <данные изъяты> рублей на погашение задолженности ФИО27. перед АО «Датабанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ года №ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая требования к АО «Датабанк» о возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с объекта недвижимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
На основании подпункта 1 части 1 статьи 352 Гражданского кодекса Российской Федерации залог прекращается с прекращением обеспеченного залогом обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательство прекращается надлежащим его исполнением.
Заключение кредитного договора между истцом и ответчиком АО «Датабанк» совершалось по волеизъявлению обеих сторон, стороны достигли соглашения по всем существенным условиям кредитного договора, каждая сторона приняла на себя риск по исполнению его условий.
АО «Датабанк» свои обязательства по соглашению о сотрудничестве в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей выполнило, обязательства Бояршиновой А.А. по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №№ перед АО «Датабанк» в настоящее время не исполнены, в связи с чем, отсутствуют основания для погашения записи об ипотеке приобретенного на кредитные средства земельного участка, поэтому в удовлетворении требований истца к АО «Датабанк» о возложении обязанности снять ипотеку необходимо отказать.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 7), доказательств несения истцом иных расходов, в том числе на представителя, суду не представлено.
Таким образом, с учетом удовлетворения заявленных исковых требований в части, с ответчика АО «ДОМ.РФ» подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бояршиновой Алены Алексеевны к Акционерному обществу «ДОМ.РФ», удовлетворить.
Признать незаконным решение акционерного общества «ДОМ.РФ» (ОГРН 1027700262270, ИНН 772935561) об отклонении заявления ФИО28 от 17 ДД.ММ.ГГГГ №№ на выплату средств государственной поддержки с целью погашения обязательств перед акционерным обществом «Датабанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №№
Возложить на акционерное общество «ДОМ.РФ» обязанность перечислить денежные средства государственной поддержки в размере <данные изъяты> рублей на погашение кредитных обязательств ФИО29 перед акционерным обществом «Датабанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ года №№, обеспеченному ипотекой.
Взыскать с акционерного общества «ДОМ.РФ» в пользу ФИО30 расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Исковые требования ФИО31 к акционерному обществу АО «Датабанк» возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ФИО32 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского района /подпись/ Н.В. Гладких
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 04 декабря 2023 года.
Судья Пермского района /подпись/ Н.В. Гладких
Копия верна.
Судья: Н.В. Гладких
подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-3940/2023
Пермского районного суда Пермского края
УИД:№