ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела
16 июня 2022 г. г. Саратов
Судья Саратовского гарнизонного военного суда Гоцева Ольга Владимировна, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.28 КоАП РФ, в отношении Макарова <данные изъяты>,
установил:
В Саратовский гарнизонный военный суд поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.28 КоАП РФ, в отношении Макарова <данные изъяты>, составленный должностным лицом – <данные изъяты> ФИО
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Макарову <данные изъяты> вменяется нарушение абз. 3 п. 2.7 ПДД РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ.
Также из данного протокола усматривается, что должностным лицом, его составившим, были внесены изменения с указанием, что Макарову <данные изъяты> вменяется нарушение абз. 2 п. 2.7 ПДД РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Из ч. 4 указанной статьи усматривается, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола ( п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Из п. 5 указанной статьи следует, что протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 названной статьи, в нем делается соответствующая запись.
Таким образом, данные нормы указывают на то, что при внесении изменений в протокол об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого составлен данный протокол, должна быть предоставлена возможность ознакомления с изменениями, вносимыми в протокол, в связи с чем указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с п. 174 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел РФ от 23 августа 2017 г. № 664, внесенные исправления (дополнения) в процессуальные документы, за исключением постановления, определения по делу об административном правонарушении, должны быть оговорены с указанными лицами и заверены подписью сотрудника, составившего процессуальный документ. Соответствующие участники производства по делу об административном правонарушении должны быть ознакомлены под роспись с внесенными исправлениями (дополнениями), а при невозможности, копия исправленного (дополненного) процессуального документа высылается им в течение трех дней со дня внесения исправления (дополнения). В случае отказа указанных лиц от подписи об этом делается соответствующая запись в процессуальном документе.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об административном правонарушении и внесении изменений в такой процессуальный акт.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол без надлежащего извещения в установленном порядке лица, в отношении которого был составлен указанный протокол.
Вместе с тем, из поступивших материалов дела об административном правонарушении усматривается, что при внесении в протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № изменений должностным лицом <данные изъяты> указанные требования соблюдены не были.
Так, в указанном протоколе об административном правонарушении исправлен абзац п. 2.7 ПДД РФ, который вменяется Макарову <данные изъяты>
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол были внесены при составлении указанного процессуального акта в присутствии Макарова <данные изъяты> Подписи названного лица напротив внесенных изменений, как и сведения об ознакомлении последнего с внесенными изменениями, отсутствуют. Сведения об извещении Макарова <данные изъяты> о необходимости явки в подразделение ГИБДД для внесения изменений в названный протокол отсутствуют.
В соответствии с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № и списком внутренних почтовых отправлений от указанной даты из <данные изъяты> в адрес Макарова <данные изъяты> был направлен протокол № с внесенными изменениями.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о дате внесения изменений в протокол об административном правонарушении №, что препятствует Макарову <данные изъяты> в соблюдении его процессуальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из приведенных выше положений КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола и других материалов. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Учитывая изложенное, протокол об административном правонарушении в отношении Макарова <данные изъяты> и приложенные к нему материалы подлежат возвращению начальнику <данные изъяты>, ввиду неправильного оформления материалов дела и неполноты представленных материалов, что не может быть восполнено при рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, -
определил:
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Макарова <данные изъяты> и другие материалы дела возвратить начальнику <данные изъяты>.