Судья Синеок Ю.А. Дело № 7а-33/2021
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 27 января 2021 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 11» Величко А.Я. на постановление Ленинского районного суда города Новосибирска от 25 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 11»,
установил:
14 июля 2020 года главным специалистом-экспертом отдела эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области) Сергеевой Е.В. составлен протокол № 980 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 11» (далее ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ № 11» или Учреждение).
Дело об административном правонарушении передано в Ленинский районный суд города Новосибирска.
Постановлением Ленинского районного суда города Новосибирска от 25 ноября 2020 года ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ № 25» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
На указанное постановление главным врачом ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ № 11» Величко А.Я. в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Новосибирский областной суд подана жалоба.
Согласно доводам жалобы, судьей районного суда не дано оценки причинам и условиям, способствовавшим совершению административного правонарушения, и указывающим на отсутствие вины Учреждения.
Просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, прекратив производство по делу.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, которые поддержал защитник ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ № 11» - адвокат Смирнов И.В., заслушав возражения должностного лица составившего протокол об административном правонарушении, - Сергеевой Е.В., а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарном благополучии населения).
Санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (статья 1 указанного Закона).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года №58 утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее СанПиН 2.1.3.2630-10).
Указанные СанПиН 2.1.3.2630-10 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (пункт 1.1).
Структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности. Структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 к настоящим санитарным правилам. С целью создания оптимальных условий проведения лечебно-диагностического процесса, комфортного пребывания пациентов и обеспечения безопасности труда медицинского персонала площади отдельных помещений могут увеличиваться. Площадь помещений, не указанных в таблице, принимается по заданию на проектирование и определяется габаритами и расстановкой оборудования, числом лиц, одновременно находящихся в помещении, с соблюдением последовательности технологических процессов и нормативных расстояний, обеспечивающих рациональную расстановку оборудования и свободное передвижение больных и персонала (пункты 3.3, 3.6 СанПиН 2.1.3.2630-10).
В существующих зданиях при отсутствии в инфекционных отделениях приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением должна быть оборудована естественная вентиляция с обязательным оснащением каждого бокса и боксированной палаты устройствами обеззараживания воздуха, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов не менее чем на 95% на выходе.
Изоляция пациентов с инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории (чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки и другие), допускается только в боксы с механической системой вентиляции (пункт 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10).
В инфекционных стационарах (отделениях) для приема больных следует предусмотреть приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделении: до 60 коек - 2 бокса; 60 - 100 коек - 3 бокса; свыше 100 коек - 3% от числа коек (пункт 10.1.3 СанПиН 2.1.3.2630-10).
Персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы (пункт 15.10 СанПиН 2.1.3.2630-10).
Пунктом 10.8.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 и прилагаемой таблицей предусмотрено процентное соотношение коек в боксах, боксированных палатных инфекционных отделениях.
Количество душевых кабин в стационарах принимается из расчета: не менее 1 душевой кабины на 10 человек, работающих в отделениях инфекционного и туберкулезного профилей; в других отделениях - не менее 1 душевой кабины на 15 человек, работающих в наибольшей смене. При меньшем числе персонала следует предусматривать не менее 1 душевой кабины (пункт 15.11.4 СанПиН 2.1.3.2630-10).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года №15, действующим с 07 июня 2020 года, утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила...") (далее СП 3.1.3597-20).
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1 СП 3.1.3597-20).
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции (пункт 4.2 СП 3.1.3597-20).
Согласно пункту 5.2 СП 3.1.3597-20 госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в медицинскую организацию инфекционного профиля или перепрофилированную организацию для оказания медицинской помощи указанным лицам, функционирующую в режиме инфекционного стационара, с обеспечением соответствующих мер безопасности, включая запрет допуска лиц, не задействованных в обеспечении его работы, а также родственников пациентов.
Согласно пункту 5.3 СП 3.1.3597-20 больные с внебольничной пневмонией должны направляться в медицинскую организацию, переведенную в режим функционирования инфекционного стационара (персонал работает в СИЗ постоянно в режиме соответствующей текущей дезинфекции) и имеющую необходимое материально-техническое оснащение для оказания специализированной и реанимационной помощи.
При отсутствии возможностей направления этих групп в отдельные медицинские организации, возможно проведение "зонирования" (разделения зон) для вышеуказанных категорий пациентов внутри стационара, разделенных этажностью или коридорами.
В медицинских организациях для оказания помощи вышеуказанным категориям больных выделяется "чистая" зона для персонала, вход в которую должен осуществляться через санитарный пропускник или быть огражден перекрытием, устойчивым к обработке дезинфекционным средствам. Перед входом в "грязную" зону рекомендуется разместить большое зеркало для контроля персоналом применения СИЗ.
На границе указанных зон выделяется помещение для снятия использованных СИЗ (для дезинфекции и обработки или последующей утилизации при использовании одноразовых комплектов).
Прием больных осуществляется непосредственно в палату.
Согласно пункту 5.5 СП 3.1.3597-20 работники медицинских организаций, оказывающие помощь больным COVID-19, в "грязной" зоне использует средства индивидуальной защиты - противочумный костюм или его аналоги (комбинезон, респиратор обеспечивающий фильтрацию 99% твердых и жидких частиц в сочетании с лицевым щитком, защитные очки, бахилы, перчатки), в "чистой" зоне работники медицинских организаций используют медицинские халаты и медицинские маски.
Пунктом 2.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года № 65, предписано в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней своевременное проведение предусмотренных санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе мероприятий по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) постановлением Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года №72-п на территории Новосибирской области с 14 часов 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области от 03 июня 2020 года № 980 (л.д.27-29) в отношении ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ № 11» проведена внеплановая проверка, в связи с расследованием причин возникновения инфекционных заболеваний коронавирусной инфекции среди работников медицинской организации.
Актом проверки № 980 от 07 июля 2020 года установлено, что ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ № 11» не обеспечено соблюдение вышеуказанных действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, в период возникновения угрозы распространения заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, что выразилось в следующем:
1) изоляция пациентов с коронавирусной инфекцией или с подозрением на коронавирусную инфекцию осуществляется в палаты инфекционных отделений, каждая из которых в обязательном порядке не оснащена устройством обеззараживания воздуха, обеспечивающим эффективность инактивации микроорганизмов не менее чем на 95% на выходе (в палатах инфекционных отделений для обеззараживания воздуха используется переносной УФ-облучатель, что ведет к перекрещиванию потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, создаёт угрозу распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих);
2) в инфекционном стационаре на 642 койки (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Новосибирской области (далее Минздрав Новосибирской области) от 03 апреля 2020 года № 822 «О временном перепрофилировании коек для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на COVID-19 в стационарных условиях») для приёма больных оборудовано 7 приемно-смотровых боксов (в соответствии с планом-схемой перепрофилирования медицинской организации под инфекционный госпиталь), что составляет 1 % приемно-смотровых боксов от числа коек медицинской организации инфекционного профиля (при норме, количество приемно-смотровых боксов определяется в зависимости от количества коек в отделении: до 60 коек - 2 бокса; 60-100 коек - 3 бокса; свыше 100 коек - 3% приемно-смотровых боксов от числа коек), что не обеспечивает условия проведения заключительной дезинфекции в приемно-смотровых боксах после убытия больного, создаёт угрозу распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;
3) прием больных не осуществляется непосредственно в палату, в соответствии со схемой движения (маршрутизацией), прием больных с подтвержденным диагнозом COVID-19 и больных с подозрением на коронавирусную инфекцию осуществляется через общий коридор 1 этажа приемного отделения в инфекционные отделения для больных с подтвержденным диагнозом COVID-19 и инфекционные отделения для больных с подозрением на коронавирусную инфекцию, что ведет к перекрещиванию потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, создаёт угрозу распространения заболевания;
4) фактическое количество госпитализированных лиц составляет - 734 человека в соответствии с представленной информацией о фактическом количестве больных, находящихся на стационарном лечении, что на 18 % превышает количество предусмотренных койко-мест (плановое количество - 642 койки инфекционного профиля), следовательно, допускается пребывание больных в коридорах и холлах инфекционных отделений (например, в соответствии с данными медицинских карт стационарного больного № 2204788, № 2204203, № 2202953, № 2204607, № 2203957, № 2204550, № 2205265 госпитализация больных осуществлялась в коридор, в холл инфекционных отделений), что ведет к перекрещиванию потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, создаёт угрозу распространения заболевания;
5) превышение количества предусмотренных койко-мест на 18 % не обеспечивает условия соблюдения режима проведения заключительной дезинфекции после выписки, смерти или перевода больного в другое отделение или стационар с целью обеззараживания объектов внутрибольничной среды, с которой больной контактировал в процессе пребывания в палате инфекционного стационара, обеззараживание поверхностей помещений, в том числе проведение заключительной дезинфекции в отсутствии больных в палате, ведет к перекрещиванию потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, создаёт угрозу распространения заболевания;
6) при суммарном количестве инфекционных коек в медицинской организации (МО) - 642 (217 палат, без палат отделения реанимации и интенсивной терапии), в соответствии с планом перепрофилирования (приказ Минздрава Новосибирской области от 03 апреля 2020 года № 822), процентное соотношение коек в палатных инфекционных отделениях составляет: на 1 койку - 3 % (7 палат); на 2 койки - 48 % (105 палат); на 3 койки - 4 % (8 палат); на 4 койки - 44 % (96 палат); на 5 коек - 0,5 % (1 палата), (при норме, если суммарное количество инфекционных коек в МО более 100 для взрослых, то количество палат в палатных инфекционных отделениях следует принимать (не менее): на 1 койку - 6 %; на 2 койки - 82 %; палаты на 3, 4, 5 коек в составе инфекционных отделений санитарно-эпидемиологическим законодательством не предусмотрены), что не обеспечивает условия проведения заключительной дезинфекции в палатах инфекционного профиля после убытия больного с подтвержденным диагнозом COVID-19, ведет к перекрещиванию потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, создаёт угрозу распространения заболевания;
7) площадь на одну койку в 2-местных и более инфекционных палатах, в соответствии с планом перепрофилирования (приказ Минздрава Новосибирской области от 03 апреля 2020 года № 822), составляет от 4,1 м2 до 6,5 м2 (например, 2-местные палаты: № 503 (8,1 м2), № 425 (9,1 м2), № 210 (9,9 м2), № 613 (10 м2), № 717 (10,3 м2), № 409 (10,3 м2), № 202 (10,6 м2), № 209 (10,2 м2), № 201 (10,5 м2), № 343 (11 м2), № 714 (11,2 м2), № 345 (11 м2), № 416 (11,5 м2), № 411 (11,2 м2), № 509 (11,5 м2), например, 4-местные палаты: № 612 (26 м2), № 401 (26,3 м2), (при норме площади на одну койку – 8 м2); площадь на одну койку в 3-4-местных палатах интенсивной терапии и реанимации ИТР) составляет от 6,8 м2 до 9,0 м2 (при норме площади на одну койку – 13 м2 с учетом рациональной расстановки оборудования и свободного передвижения больных и персонала) с целью создания оптимальных условий проведения лечебно-диагностического процесса, комфортного пребывания пациентов и обеспечения безопасности труда медицинского персонала (например, 4-местные палаты (ОРИТ): № 1 (27,2м2);
8) количество душевых кабин в санитарном пропускнике для персонала стационара инфекционного профиля (в соответствии с планом перепрофилирования) оборудовано из расчета 1 душевая кабина на 52 человека, работающих в отделениях с больными коронавирусной инфекцией или с подозрением на коронавирусную инфекцию (при норме не менее 1 душевой кабины на 10 человек);
9) на момент открытия и функционирования стационара инфекционного профиля за период с 20 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года было получено 4400 штук противочумных костюмов (комплектов медицинской одежды для работы с возбудителями I-II групп патогенности в закрытых помещениях, 1 типа), согласно товарным накладным от 13 апреля 2020 года № 00000001282, от 22 апреля 2020 года № 00000001461, от 24 апреля 2020 года № 00000001495, от 27 апреля 2020 года № 00000001507, от 28 апреля 2020 года № 00000001533, от 30 апреля 2020 года № 00000001582, следовательно, обеспеченность работников, оказывающих помощь больным COVID-19, или с подозрением на коронавирусную инфекцию в «грязной» зоне средствами индивидуальной защиты - противочумными костюмами составляла - 400 штук в сутки (70,18%). При этом персонал должен обеспечиваться средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы (работники медицинской организации, оказывающие помощь больным COVID-19, или с подозрением на коронавирусную инфекцию в «грязной» зоне должны использовать средства индивидуальной защиты - противочумный костюм или его аналоги (комбинезон, респиратор, обеспечивающий фильтрацию 99% твердых и жидких частиц в сочетании с лицевым щитком, защитные очки, бахилы, перчатки) из расчета 570 штук противочумных костюмов в сутки, согласно, режиму работы работников медицинской организации инфекционного профиля; режим работы персонала медицинской организации инфекционного профиля в течение суток, составляет: количество персонала работающего 4 часа в сутки - 10 человек (заход в «красную зону» 1 раз), расход - 10 противочумных костюмов в сутки; количество персонала работающего 8 часов в сутки - 90 человек (заход в «красную зону» 2 раза), расход - 180 противочумных костюмов в сутки; количество персонала работающего 16 часов в сутки - 80 человек (заход в «красную зону» 3 раза), расход - 240 противочумных костюмов в сутки; количество персонала работающего 24 часа в сутки - 28 человек (заход в красную зону» 5 раз), расход - 140 противочумных костюмов в сутки. Таким образом, потребность в противочумных костюмах фактически составляла 570 штук в сутки;
10) противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, направленные на предотвращение распространения инфекции не соответствуют эпидемиологической тактике, в части своевременной госпитализации больных коронавирусной инфекцией (с подтвержденным диагнозом COVID-19) и разобщения лиц, подвергшихся риску заражения, прерывание путей передачи возбудителя согласно медицинским картам больных, данные о которых указаны в акте и протоколе об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ № 11» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами:
протоколом об административном правонарушении № 980 от 14 июля 2020 года (л.д. 1-7), составленным с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
актом по результатам мероприятий по контролю (надзору) от 07 июля 2020 года (л.д.8-17);
свидетельством о регистрации права, в соответствии с которым здание больницы передано в оперативное управление ГБУЗ НСО «ГКБ №11» (л.д.31);
выпиской ЕГРЮЛ (л.д.33-67); копиями лицензии на осуществление медицинской деятельности и приложений к ней, в том числе на осуществление первичной, доврачебной, врачебной, специализированной, медико-санитарной и т.д. (л.д.68-74);
приказом Минздрава Новосибирской области от 03 апреля 2020 года №822 «О временном перепрофилировании коек для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-2019 или с подозрением на COVID-2019 в стационарных условиях» и приложением к нему, согласно которому главному врачу ГБУЗ НСО «ГКБ №11» приказано обеспечить перепрофилирование неинфекционных коек в койки инфекционного профиля на 100% объема (количество 642) койки для пациентов с новой коронавирусной инфекцией в срок до 06 апреля 2020 года, дооснащение медицинским оборудованием отнесено к Отделу материально-технического обеспечения и развития информационных технологий Минздрава Новосибирской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на мероприятия, направленные на защиту здоровья граждан и оказания помощи заболевшим указанной инфекцией (л.д.75-86);
схемой маршрутизации (л.д.87-89); медицинской документацией и товарными накладными о приобретении СИЗ, указанными в протоколе (л.д.124).
Всем исследованным и представленным доказательствам судьей районного суда при принятии решения в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.
В связи с выявленными нарушениями в отношении ГБУЗ НСО «ГКБ №11» выдано предписание об устранении выявленных нарушений №980 от 07 июля 2020 года, которое не оспорено (л.д.18-25), срок исполнения продлен до 31 декабря 2020 года. Контрольная проверка на момент рассмотрения жалобы не проведена.
Судья районного суда, признавая виновным ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ № 11» в совершении вменяемого правонарушения, пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств обращения Учреждения в Минздрав Новосибирской области с целью решения вопроса о перенаправлении больных в иные медицинские учреждения, а в письмах, направляемых в Министерство, отсутствует информация о сложившейся осложненной опасной эпидемиологической обстановке.
Судья областного суда не находит оснований не согласиться с приведёнными в оспариваемом постановлении выводами (по пунктам 1-3, 6-10), поскольку они подтверждены представленными в материалах дела доказательствами.
Вопреки утверждению Учреждения (по пункту 1), исходя из требований пункта 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 каждая палата инфекционного отделения (в которое и было перепрофилировано Учреждение) должна быть оснащена устройством обеззараживания воздуха, что не предусматривает возможности использования переносного устройства из палаты в палату.
Представленные Учреждением в суд первой инстанции доказательства невозможности выполнения данных требований: приказ Минздрава от 15 июля 2020 года №1684 «О разнарядке на оборудование для очистки и обеззараживания воздуха» и разнарядка (л.д.134-141), не имеет правового значения.
Согласно материалам, заявка на закупку указанных устройств сделана только в мае 2020 года (л.д.168), контракт заключен в июне 2020 года (д.д. 169-176), соответственно, оборудование передано в больницу в августе (л.д.177), что также следует из объяснений представителя Учреждения (л.д.164-167).
Представленные в опровержение нарушений (в протоколе под пунктом 9) товарные накладные о приобретении СИЗ, датированные маем – июнем 2020 года (л.д.179-198), также не влияют на выводы судьи о наличии допущенных нарушений, поскольку вменяется период необеспечения персонала больницы в достаточном количестве СИЗ в период с 20 апреля по 30 апреля 2020 года.
Также согласно материалам дела, представленные в опровержение нарушений (указаны в протоколе под пунктом 10) в суд первой инстанции обращения Учреждения в Минздрав Новосибирской области о необходимости ускорения результатов анализов пациентов, были направлены после проведения проверки в сентябре, октябре 2020 года (л.д.159-162).
Судья районного суда, признавая виновным Учреждение (по пунктам 1-3, 6-10), обоснованно исходил из того, что ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ №11» не обратилось своевременно в Минздрав Новосибирской области, в связи с перепрофилированием больницы для решения вопросов о приобретении необходимого оборудования (при его отсутствии), о принятии организационно-административных и инженерно-технических решений относительно установки необходимого количества душевых и приемно-смотровых боксов.
При этом после проведения проверки Управлением Роспотребнадзора Новосибирской области нарушения, связанные с обеспечением палат устройствами обеззараживания воздуха, приема больных и с подозрением на заболевание через общий коридор, а также в части обеспечения персонала необходимым количеством СИЗ были устранены Учреждением, что, в том числе указывает на возможность не допускать указанные нарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, учитывая положения вышеуказанных нормативных правовых актов и установленные при рассмотрении дела обстоятельства правонарушения (по пунктам 1-3, 6-10), судья областного суда отмечает, что материалы дела не содержат данных о принятых ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ №11» надлежащих и своевременных мер на момент перепрофилирования больницы и в период последующего ее функционирования в качестве инфекционной, по соблюдению законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия, а также санитарных правил и норм, имея возможность для их соблюдения.
Таким образом, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о нарушении ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ №11» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Действия ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ №11» правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, из обвинения подлежат исключению нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении (условно) в пунктах 4 и 5 относительно превышения количества госпитализированных лиц в 734 человека (на 18%) с учетом планового количества предусмотренных койко-мест - 642 койки инфекционного профиля, в связи с чем размещения больных в коридоре, в холле инфекционных отделений, а также в превышения количества предусмотренных койко-мест.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены событие административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Анализ вменяемых Учреждению нарушений, предусмотренных пунктами 4 и 5, позволяет сделать вывод, что данные нарушения сводятся к тому, что фактическое количество больных превышало плановое количество койко-мест.
Приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года №198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», в том числе утверждены схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, специально созданные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц, исключив возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций (пункт 1.2).
В соответствии с абз.4 пункта 11 Приказа Минздрава России от 02 апреля 2020 года №264н, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет структуру коечного фонда в зависимости от эпидемиологической ситуации.
В связи с особой эпидемиологической обстановкой на территории Новосибирской области во исполнение данного Приказа Минздрава России, на основании Приказов Минздрава Новосибирской области от 03 апреля 2020 года №822 «О временном перепрофилировании коек для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-2019 или с подозрением на COVID-2019 в стационарных условиях», от 20 апреля 2020 года №931 «Об утверждении схемы маршрутизации пациентов с подозрением с подозрением и подтвержденным COVID-2019» (опубликованы) утверждены: перечень медицинских организаций, перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с подозрением и подтвержденным COVID-2019, и схема маршрутизации указанных пациентов; Учреждение было перепрофилировано в инфекционное в части коек, ранее не являлось инфекционным.
Указанные обстоятельства подтверждены объективно материалами.
Судья районного суда, принимая оспариваемое постановление в части признания Учреждения виновным в нарушении пунктов 4 и 5, не учел положения статей 11, 19, 37, пункта 2 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которыми, каждый имеет право на медицинскую помощь и отказ в оказании медицинской помощи не допускается; медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе согласно положению и порядку оказания медицинской помощи, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, сам по себе факт нарушения предусмотренных законом санитарных требований и правил не является административным правонарушением, поскольку одним из условий наступления ответственности является вина.
В соответствии со статьей 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, крайней необходимостью является причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращённый.
Выявленные нарушения санитарных требований и норм в действиях Учреждения (пункты 4-5) не могут быть расценены как совершенные в состоянии крайней необходимости, поскольку отсутствует принцип соразмерности причинения вреда или угрозы его причинения.
Вместе с тем, исходя из приведенных норм части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица для установления вины требуются условия: наличие у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и непринятие юридическим лицом всех зависящих от него меры по их соблюдению.
В силу требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Материалы настоящего дела не позволяют сделать вывод, что у ГБУЗ Новосибирской области «ГКБ № 11» с учетом приказа Минздрава Новосибирской области от 03 апреля 2020 года и эпидемиологической обстановки в регионе и в целом в государстве, имелась изначально возможность для соблюдения вменяемых по пунктам 4 и 5 (в протоколе) санитарных правил и норм, однако данным Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данные обстоятельства указывают на отсутствие вины юридического лица в части вменяемых нарушений, предусмотренных пунктами 4 и 5, в связи с чем они подлежат исключению из обвинения.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не влекут отмены судебного решения, не влияют на квалификацию действий Учреждения по настоящему делу.
Постановление судьи районного суда соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, согласно санкции части 2 статьи 6.3 данного Кодекса, в минимальном размере с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса.
Правовых оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 11», ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░ 5.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 11» ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░