Дело № 11-87/2023
Председательствующий: мировой судья Захаров П.А.
судебный участок № 88 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Куйбышевский районный суд г. Омска 31 августа 2023 года
в составе председательствующего судьи Дорожкиной Е.А.,
при помощнике судьи Мельникоковой Т.А.,
при секретаре Ивановой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске дело по апелляционной жалобе КУ Омской области «Центр занятости населения г. Омска и Омского района» на решение мирового судьи судебного участка № 88 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 22.03.2023г. по гражданскому делу по исковому заявлению КУ Омской области «Центр занятости населения г. Омска и Омского района» к Семенкиной Ульяне Олеговне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Казенное учреждение Омской области «Центр занятости населения города Омска и Омского района» (далее также - Центр занятости) обратилось в суд с настоящим иском к Семенкиной Ульяне Олеговне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице. В обоснование заявленных требований истцом указано, что в целях постановки на учет в качестве безработного гражданина, Семенкиной У.О. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Обшероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - Портал «Работа в России») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее – Временные правила). Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года, № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В соответствии с Временными правилами центры занятости запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также, другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме, а также на основании вышеуказанные сведений, получаемых центром занятости в порядке межведомственного Электронного взаимодействия. В соответствии с пунктами 7, 8 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначений пенсии таким гражданам, утвержденных приказом Министерства труда Российской Федерации от 22 февраля 2019 года № 116н, начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы (при отсутствии со стороны гражданина нарушений законодательства о занятости населения, наличие незанятости гражданина). По данным регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, ДД.ММ.ГГГГ Семенкина У.О. зарегистрирована в целях поиска подходящей работы в отделе занятости населения ЦАО г. Омска (далее - отдел занятости населения). Приказом отдела занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ Семенкина У.О. признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ. Пособие по безработице Семенкиной У.О. назначено в соответствии с Законом о занятости населения, Временными правилами, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год». На основании вышеуказанных нормативных документов, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Семенкиной У.О. начислено и фактически выплачено пособие по безработице в размере 23 345 рублей. Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ центром занятости получены сведения о том, что на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ Семенкина У.О. являлась плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятым). Поскольку на дату регистрации в качестве безработного (ДД.ММ.ГГГГ) Семенкина У.О. была зарегистрирована в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого), т.е. относилась к категории занятого гражданина, следовательно, у ответчика отсутствовало право на регистрацию в качестве безработного.
Просили суд взыскать с Семенкиной Ульяны Олеговны сумму незаконно полученного пособия в размере 23 345 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900,35 рубля.
В судебном заседании представитель Центра занятости по доверенности ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что гражданин вправе встать на учет в качестве безработного с получением соответствующего пособия по безработице и иных выплат в случае отсутствия у него возможности выполнять трудовую функцию, иметь конкретную должность, либо статус получения дохода иным путем. Ответчица не являлась безработной, являлась самозанятой, имела доход от этой деятельности. Необходимо было сначала сняться с учета в качестве самозанятого, а уже после претендовать на пособие по безработице, поскольку ответчик имеет возможность получения дохода, статус самозанятого, это упрощенное налогообложение. Многие предприниматели переходили на статус самозанятого, такие граждане сами обеспечивают себя работой, сам статус предполагает эти возможности. Центром занятости делаются запросы в ведомства, им приходит подтверждение с налоговой, что ответчик имеет определенный статус и относится к категории занятых. В Законе о занятости населения четко прописано, что категория занятых не может быть признана безработными. Электронная база постоянная, но ранее инферфейс базы был немного другой, сейчас они работают в другой базе. Граждане извещаются о том, что самозанятые не могут получать пособие по безработице при помощи пунктов, карточек, в которых указаны категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, которые были размещены с момента разработки портала. При личном обращении заполняется документ с особыми отметками, где лицу разъясняются категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, гражданин указывает получение пенсии или иных выплат, указано, что в случае выявления таких обстоятельств, центр занятости может обратиться в суд. Это не ограничивает граждан, существует электронная почта, на которую можно было сообщить, что гражданин является самозанятым. Указание на портале в качестве места регистрации только одного адреса является видом, заложенным разработчиком, поле только одно.
Ответчик Семенкина У.О. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что она зарегистрировалась как самозанятая, а потом подала заявление как безработная. В 2020 году была ситуация, связанная с короновирусом, поэтому она решила позвонить и проконсультироваться. Она не может подтвердить разговор, но это была просто консультация. Она первая сообщила, что является самозанятой, не получала доход на момент регистрации, первый доход был получен в конце мая. Как самозанятая она регистрировалась через приложение «Мой налог» ДД.ММ.ГГГГ, если бы она знала, что совмещение двух статусов запрещено, то могла бы в течение 1-й минуты сняться с учета, как самозанятая. Статьями 2, 3 Закона о занятости населения в перечне лиц, не подлежащих признанию безработными, не предусмотрен статус самозанятых, а если нет прямого запрета, значит совмещение двух статусов разрешено, это ей и сказал сотрудник центра занятости, также у сотрудника центра занятости она спросила, точно ли у нее не будет правовых проблем, на что ей ответили, что если никто не делает отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации, то можно вставать на учет в качестве безработного, ее дезинформировал Сотрудник, из-за чего сложилась данная ситуация. Интерфейс Портала «Работа в России» на момент подачи ею заявления в службу занятости не содержал информации о запрете регистрации в качестве безработных самозанятых лиц, не содержал полей, где она могла бы указать, что является самозанятой. Строка для адреса места жительства или пребывания только одна, она не имела возможности предоставить второй адрес. Она не была уведомлена, что есть какие-то ограничения для определенных категорий граждан. Уведомлять центр занятости она не была обязана, должна была только внести достоверные данные. Центр занятости населения должен сам был проводить проверку ежемесячно, предварительно должны были делать запросы во все ведомства. Она сделала со своей стороны все возможное, чтобы предотвратить данную ситуацию. В результате чего она не обязана возвращать пособие, досудебного урегулирования тоже не было, считает, что нет запрета на совмещение двух статусов. Ей выплачивали пособие по сентябрь 2020 года, ДД.ММ.ГГГГ повторно связались, потом прислали отрывок письма, она оценила это письмо как угрозу или даже шантаж. Она позвонила в Центр занятости, это был ее второй звонок, где ей ответили в грубой форме, сотрудник бросила трубку, сказала, что есть квитанции, вот по ним и оплачивайте. Пенсионный фонд не мог никаких сведений о ней предоставить, поскольку с 2013 года она официально нигде не работала, специалистами посылались запросы, было сделано три запроса Центром занятости в 2021 году, в 2020 году, сделала вывод, что ее заявку, похоже, вообще не обрабатывали.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска и Омского района» к Семенкиной Ульяне Олеговне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.
В апелляционной жалобе представитель истца, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить. Указала, что ответчицей в доказательство законности необоснованно полученной ею суммы пособия по безработице в размере 23 345, 00 (двадцати трех тысяч трехсот сорока пяти) рублей 00 копеек предоставлялись лишь распечатки с Интернет-сайтов, выписка детализации звонков за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующая только о самом совершении звонка, но не доказывающая содержание разговора, а также справка, указывающая на наличие дохода от профессиональной деятельности в качестве самозанятой, которая больше подтверждает, чем опровергает позицию истца. Документов, относимых к существенным доказательствам добросовестности ответчика, ею не представлено, при этом приобщенные к материалам дела нотариально не заверенные бумаги и распечатки судьей приняты как прямые и неопровержимые доказательства обстоятельств, на которые она ссылается. Согласно позиции ответчицы, сформированной и выражаемой ею в ходе рассмотрения гражданского дела, Семенкина У.О. исковые требования не признала, поскольку недобросовестность в своих действиях не усматривала. Считала, что денежные средства получала законно. Также ссылалась на то, что наличие у неё действующего статуса плательщика налога на профессиональный доход (самомозанятого) осознанно приобретенного ею перед постановкой на регистрационный учет в качестве безработного никаких правовых последствий не имеет. Вместе с этим, ответчица сослалась на то, что умышленно не скрывала свой правовой статус, ей якобы сообщило об отсутствии запрета на признание самозанятого гражданина безработным посредством телефонного разговора неустановленное лицо, являющееся, по мнению ответчицы, сотрудником центра занятости. Полагала, что судом не принято во внимание то, что материалами дела установлен факт прямого противоречия правового статуса Семенкиной У.О. (с учетом наличия самозанятости) статусу «безработного» гражданина в том смысле, который придает законодатель нетрудоустроенному лицу. Указала, что судом оставлено без должного правового внимания и то, что пособие по безработице выступает мерой временной социальной поддержки от государства, выплачиваемой гражданам признанным в установленном порядке безработными только на период их фактической безработицы.
В судебном заседании представитель истца казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска и Омского района» ФИО6, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Семенкина У.О. полагала доводы апелляционной жалобы незаконными и необоснованными, оснований для отмены решения суда нет, представила в материалы дела письменные возражения.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона о занятости населения).
Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 «O порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы», установлено, что снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в том числе в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона о занятости населения; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 утверждены Временные правила, которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 1 пункта 2 Временных правил).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» далее также - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных на муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил).
Согласно пункту 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил).
В силу пункта 10 Временных правил при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил).
Пунктом 19 Временных правил установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Как следует из материалов дела, Семенкиной У.О. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление в электронной форме в личном кабинете Портала «Работа в России».
Приказом отдела занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ Семенкина У.О. признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ей назначено пособие по безработице. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Семенкиной У.О. начислено и фактически выплачено пособие по безработице в размере 23 345 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ центром занятости получены сведения о том, что на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ Семенкина У.О. являлась плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятым). Приказом отдела занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ Семенкиной У.О. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с попыткой получения пособия по безработице обманным путем.
Руководствуясь положениями действующего законодательства, оценив представленные сторонами и полученными по запросу суда доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что надлежащих доказательств недобросовестности Семенкиной У.О. при подаче заявления о признании ее безработной, как и того, что ответчик пытался получить пособие обманным путем, истцом не представлено, в том числе, принимая во внимание то обстоятельство, что достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве самозанятого определяется центрами занятости населения посредством сравнения таких сведений с данными, содержащимися на официальном сайте ФНС России (пункт 4(2) Временных правил), а также того, что орган занятости не исполнил возложенную на него законом обязанность проверить достоверность сведений о регистрации гражданина в качестве самозанятого, в целях недопущения необоснованного получения денежных средств, предусмотренную Временными правилами, незамедлительно с момента введения данной обязанности постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 634.
Само по себе наличие статуса плательщика налога на профессиональный доход (в том числе и получение в дальнейшем дохода) при недоведении до заявителя установленных законодательством запретов, обязанностей по предоставлению определенной информации и правовых последствий в связи с их нарушением не свидетельствует о недобросовестности лица, обратившегося с заявлением о признании его безработным. Судом также отмечено, что у ответчика отсутствовала возможность сообщить центру занятости о наличии у нее статуса самозанятой при подаче заявления о признании ее безработной.
Решение суда обжалуется ответчиком в части недобросовестности ответчика при подаче заявления о признании безработной, получении пособия по безработице.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, представителем истца представлен скриншот с Портала «Работа в России», на котором отражено сделанное с помощью программно-аппаратных средств и обязательное к принятию заявителем подтверждение о том, что данный заявитель не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, в том числе к самозанятым лицам, а также согласие с тем, что данные сведения будут проверены, и в случае, если предоставленные данные окажутся ложными заявитель может быть привлечен к ответственности, в том числе уголовной.
Ответчиком представлена Интернет-статья «Пособие по безработице: как получить онлайн в 2020 году», размещенная в открытом доступе в сети Интернет по адресу: https://telecomdom.com/onlayn-servisy/kak-poluchit-posobie-pоbezrabotitse/, содержащая скрин-шоты интерфейса Портала «Работа в России», из которых не усматривается наличия как активных полей для заполнения и указания в них наличия у заявителя статуса плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого), так и сформированного с помощью программно-аппаратных средств портала и обязательного к принятию заявителем подтверждения о том, что данный заявитель не относится к категория граждан, которые не могут быть признаны безработными, в том числе, к самозанятым лицам.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Семенкина У.О. обратилась к истцу с заявлением о признании безработной в период пандемии дистанционно. Электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная именно в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о необходимости предоставления заявителем сведений о его регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого), что исключает недобросовестность истца во время подачи им заявления, и не является достаточным основанием для взыскания выплаченного ей пособия, а также не свидетельствует о наличии счетной ошибки, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Центра занятости не имеется.
В данной части суд полагает необходимым дополнительно указать на то, что как следует из представленных в материалы дела доказательств и пояснений сторон Семенкина У.О. подавала заявление о признании безработной и назначении выплаты по безработице через сайт «Работа в России» в электронной форме. В момент подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) на Интернет-сайте отсутствовали сведения о том, что лица, зарегистрированные в качестве самозанятого, не могут быть признаны безработными. Во всяком случае, стороной истца не представлено доказательств, о том, что указанная информация была на сайте «Работа в России» на момент регистрации ответчика в качестве безработной. При этом, представитель истца в судебном заседании подтвердила, что через указанный сайт предусмотрена возможность встать на учет в качестве безработного. Представленные стороной истца скриншоты страницы сайта сделаны в июне 2021 года, то есть более, чем через год после заполнения истцом формы заявления, в связи с чем, суд находит небезосновательным довод Семенкиной У.О. о возможном изменении сведений, содержащихся на сайте.
Исходя из вышеизложенного суд апелляционной инстанции находит действия ответчика добросовестными и соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в обжалуемом судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 88 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу по исковому заявлению КУ Омской области «Центр занятости населения г. Омска и Омского района» к Семенкиной Ульяне Олеговне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья подпись Е.А. Дорожкина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.09.2023г.
КОПИЯ ВЕРНАРешение (определение) вступило в законную силу ___________________________________________УИД 55MS0088-01-2022-000299-26Подлинный документ подшит в деле № _11-87/2023_________Куйбышевского районного суда г. ОмскаСудья _____________________________Секретарь __________________________ |