Дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2023 года г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Лисютиной О.В.,
при секретаре Накленовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамонова Валерия Александровича к УФСИН России по Ярославской области о признании приказа незаконным и его отмене, изменении даты и основания увольнения, выплате компенсации,
у с т а н о в и л :
Артамонов В.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по ЯО и просит признать незаконным и отменить приказ начальника УФСИН России по Ярославской области «об увольнении Артамонова В.А.» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН обязать ответчика изменить дату и основание приказа об увольнении Артамонова В.А., указав датой увольнения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, основание для увольнения - п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии; обязать ответчика выплатить компенсацию при увольнении в размере 134 227 руб. 03 коп. В иске указал, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА был задержан сотрудниками в порядке ст. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН УПК РФ по подозрению в совершении преступления, , с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в отношении истца избрана мера пресечения . ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцом на имя начальника ИК-8 УФСИН России посредством почтовой связи был направлен рапорт об увольнении со службы (расторжении контракта) в уголовно-исполнительной системе на основании п.4 ч. 2 ст. 84 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, полученный адресатом ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Какого-либо ответа на направленный ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рапорт истец не получил, о результат его рассмотрения не известно. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцу по месту жительства вручили приказ начальника УФСИН России Ярославской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об увольнении истца со службы в уголовно-исполнительной системе на основании п. 6 ч. 2 ст. 84 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Также было вручено представление к увольнению со службы, в котором описано якобы допущенное истцом нарушение служебной дисциплины, фактически переписано с постановления о возбуждении уголовного дела. При этом, виновным в совершении преступления истец до настоящего времени не признан. С приказом об увольнении истец не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене. С приказом о проведении служебной проверки истец не ознакомлен, каких-либо объяснений в рамках данной проверки истец не предоставлял, вследствие нахождения под домашним арестом и установленных данной мерой пресечения запретов был лишен возможности обратиться с соответствующими заявлениями в УФСИН России по Ярославской области. Рапорт истца об увольнении до настоящего времени не рассмотрен. Расследование уголовного дела в отношении истца не завершено, виновным истец не признан. В связи с ограничениями, ранее в суд обратиться не мог.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Также истец пояснил, что объяснения он давал сотрудникам УФСИН во время перерывов при допросе в следственном комитете; пояснили, что проверку ведет служба безопасности, с заключением не ознакомили. Следователь, дал разрешение на переписку ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, тогда истец и подал исковое заявление.
Представитель ответчика УФСИН России по ЯО по доверенности Разумова Н.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась. Пояснила, что увольнение истца по собственному желаю в данном случае будет незаконным. Рапорт истца был рассмотрен, но уволен по другому основанию. Объяснения с Артамонова В.А. брались, поэтому о проверке он не мог не знать. Уволили его после завершения проверки. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА было возбуждено уголовное дело, рапорт Артамонова об увольнении был написан позже.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО по доверенности Кузьмина С.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что на момент рассмотрения рапорта Артамонова В.А., исправительная колония не знала об избранной ему мере пресечения. Ему разъяснялось, что увольнением занимается УФСИН по ЯО. Также полагала, что срок обращения с требованиями пропущен.
Выслушав стороны, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Установлено, что Артамонов В.А. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА проходил службу в УИС в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в отношении Артамонова В.А. по признакам преступления, возбуждено уголовное дело.
Постановлением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в отношении обвиняемого Артамонова В.А. избрана мера пресечения на срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА включительно. Далее постановлениями срок неоднократно продлялся.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА старший следователь СУ СК РФ по ЯО разрешил Артамонову В.А. отправить исковое заявление в УФСИН России по ЯО, ФКУ ИК-8, Красноперекопский районный суд.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцом был оформлен и направлен в ФКУ ИК-8 рапорт об увольнении по собственному желанию.
Приказом УФСИН России по ЯО от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Артамонов В.А. временно отстранен от исполнения служебных обязанностей в связи с уголовным преследованием.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА начальником отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-8 подан рапорт к увольнению со службы на Артамонова В.А., по п. 6 ч. 2 ст. 84 ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в листе беседы начальника отдела кадров УФСИН России по ЯО с Артамоновым А.В., указано, что в ходе беседы сотруднику разъяснены основания прекращения (расторжения) контракта о службе в уголовно-исполнительной системе РФ и увольнения со службы и иные права и обязанности. В указанном листе беседы имеется подпись Артамонова А.В.
Приказом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с Артамоновым В.А. расторгнут контракт, и он уволен со службы в УИС по п. 6 ч. 2 ст. 84 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Служба в уголовно-исполнительной системе является особым видом государственной службы, она направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в указанных органах, специального правового статуса. Законодатель, определяя данный статус сотрудников, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, вправе устанавливать особые требования к их личным и деловым качествам. Установление таких требований обусловлено особыми задачами, принципами организации и функционирования такой службы, необходимостью поддержания доверия граждан к лицам, находящимся на службе, направлено на обеспечение условий для эффективной профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Основания прекращения службы в уголовно-исполнительной системе предусмотрены главой 12 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона №197-ФЗ от 19.07.2018 сотрудник обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника; уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
В ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» указано, что государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 84 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» контракт прекращается, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системы в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 09.12.2014 № 2749-0, от 25.10.2016 № 2190-О, от 25.01.2018 № 159-0, от 27.03.2018 № 766-0, от 13.05.2019 № 1199-0, служба в уголовно-исполнительной системе является особым видом государственной службы, она направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в указанных органах, специального правового статуса. Законодатель, определяя данный статус сотрудников, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, вправе устанавливать особые требования к их личным и деловым качествам. Установление таких требований обусловлено особыми задачами, принципами организации и функционирования такой службы, необходимостью поддержания доверия граждан к лицам, находящимся на службе, направлено на обеспечение условий для эффективной профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Согласно пунктам 4-7 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 2, 4 или 16 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе сотрудника.
Расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 части 2 указанной статьи, осуществляется по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя.
Расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», осуществляется по инициативе одной из сторон контракта.
При наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12 и 15 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника.
Таким образом, законодательство РФ не обязывает работодателя учитывать мнение сотрудника при выборе основания увольнения.
Согласно ст. 92 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Порядок представления сотрудников к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
На сотрудника, увольняемого со службы в уголовно-исполнительной системе, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в уголовно-исполнительной системе, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приложение № 17 к Приказу Минюста России от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» регулирует Порядок представления сотрудников уголовно-исполнительной системы УИС РФ к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе РФ и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы.
Согласно пункту 6 указанного приложения сотрудникам, увольняемым со службы в УИС, кадровым подразделением учреждения или органа УИС по месту службы в случаях, установленных ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», вручается уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в УИС.
До увольнения сотрудника кадровое подразделение с участием непосредственного руководителя (начальника) сотрудника готовит представление к увольнению со службы в УИС.
Из материалов дела следует, что со служебной проверкой Артамонов В.А. был ознакомлен, что подтверждается распиской в листе ознакомления с приказом УФСИН России по ЯО от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Также ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с Артамонова В.А. взяты объяснения, место в котором были получены объяснения и обстоятельства при которых брались объяснения, не свидетельствуют о том, что истец не понимал для каких целей он дает объяснения. Получение объяснений истца, при обстоятельствах, указанных стороной истца, не являются нарушением процедуры проведения проверки и последующего увольнения.
Направление ответа на рапорт Артамонова В.А. об увольнении по собственному желанию, во время, когда на истца наложены ограничения, в данном случае в виде домашнего ареста, правового значения не имеет, поскольку наличие рапорта не является безусловным снованием для увольнения сотрудникам по его инициативе.
Таким образом, оснований для увольнения Артамонова В.А. по собственному желанию, у УФСИН России по ЯО не имелось.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
При этом, в п. 8 ст. 3 указанного Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ обозначено, что единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах в связи с грубым (однократным грубым) нарушением служебной дисциплины или систематическим (неоднократным) нарушением служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме; в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами.
Из вышесказанного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Артамонова В.А.
Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжелобольными членами семьи).
Исходя из того, что только ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА старший следователь СУ СК РФ по ЯО разрешил Артамонову В.А. отправить исковое заявление в УФСИН России по ЯО, ФКУ ИК-8, Красноперекопский районный суд, судом не принимаются доводы ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения Артамонова В.А. с данными требованиями, поскольку на истца были наложены ограничения , что является уважительной причиной несвоевременной подачи искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Артамонова Валерия Александровича (паспорт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) к УФСИН России по Ярославской области (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) о признании приказа незаконным и его отмене, изменении даты и основания увольнения, выплате компенсации, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через районный суд, со дня составления мотивированного решения.
Судья О.В. Лисютина