Копия
Дело № 7-200/2024
РЕШЕНИЕ
12 июля 2024 года г. Салехард
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепков Н.Г., рассмотрев жалобу Воропанова Андрея Юрьевича на решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2024 года, вынесенное в отношении начальника цеха добычи нефти и газа № 3 АО «Газпромнефть-ННГ» Воропанова А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31, частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела - заместителя лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора - заместителя лесничего в лесничествах автономного округа № 55/Н от 26 февраля 2024 года, начальник цеха добычи нефти и газа № 3 АО «Газпромнефть-ННГ» Воропанов А.Ю. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31, частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом части 2 и 3 статьи 4.4 этого же Кодекса, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2024 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не соглашаясь с указанным решением судьи, Воропанов А.Ю. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его отменить, назначив за совершение ряда аналогичных административных правонарушений одно административное наказание.
Воропанов А.Ю. и Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор извещались о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили. На основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно подпункту «а» пункта 20, пункту 29 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047, в лесах не допускается: загрязнение лесов вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 43 и 44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, недопустимо загрязнение лесов горючими веществами, в том числе нефтепродуктами, полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.05.2023 № 447-П в период с 26 мая 2023 года по 1 сентября 2023 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа был введен особый противопожарный режим.
Нефтепродукты включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р (действовавшим до 1 января 2024 года, пункт 23).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства РФ» (действующего с 1 января 2024 года) нефтепродукты также включены в Перечень загрязняющих почву веществ (пункт 38).
Согласно должностным обязанностямначальника цеха добычи нефти и газа № 3 АО «Газпромнефть-ННГ» Воропанова А.Ю.: данное должностное лицо осуществляет руководство и организационные полномочия в отношении подчиненных ему работников цеха, осуществляет руководство производственной деятельностью, обеспечивает реализацию мероприятий по соблюдению установленных технических режимов эксплуатации скважин, организовывает и осуществляет контроль за работами планово-предупредительного ремонта, контролирует эксплуатацию скважин и других производственных объектов при строгом соблюдении технических режимов.
Должностные обязанности, по сути, направлены на организацию работы в целях недопущения разливов нефтесодержащей жидкости из эксплуатируемого оборудования на почву.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения должностного лица АО «Газпромнефть-ННГ» Воропанова А.Ю. к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что при эксплуатации лесного (земельного) участка (на основании лицензии общество осуществляет добычу нефти на Суторминском месторождении полезных ископаемых), данным должностным лицом допущено загрязнение его территории горючими веществами (нефтепродуктами), надлежащих и своевременных мер для уборки территории лесного участка от горючих веществ принято не было.
Нарушение должностным лицом общества Воропановым А.Ю. приведенных норм Правил санитарной безопасности и Правил пожарной безопасности в лесах, было выявлено в период действия особого противопожарного режима 24 июля 2023 года в ходе прокурорской проверки территории лесного участка в квартале 490 выделе 25 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа (площадь загрязнения почвы нефтесодержащей жидкостью составила - 0,0392 га в концентрации значительно превышающей фоновые показатели).
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушений. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административных правонарушений, должностное лицо, допустившее нарушение правил санитарной безопасности и правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, виновность указанного лица в совершении административных правонарушений, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административных правонарушений.
В указанных обстоятельствах, начальник цеха добычи нефти и газа № 3 АО «Газпромнефть-ННГ» Воропанов А.Ю., являющийся в силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, правомерно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.31, части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица Воропанова А.Ю. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание должностному лицу Воропанову А.Ю. назначено с учетом положений части 2 и 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф).
Доводы в жалобе о необходимости объединения дел в соответствии с частью 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения единого административного наказания по ряду постановлений и постановлению по настоящему делу, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Вместе с тем в силу пункта 7 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.
При таком положении должностное лицо и судья городского суда правильно не установили оснований для применения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения прокурором настоящего дела, не были выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Правовой подход о том, что на прокурорские проверки не распространяются положения части 5 и 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложен в постановлениях Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2023 № 16-4943/2023, от 10.11.2023 № 16-4944/2023.
Несогласие в жалобе с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что в ходе рассмотрения дела должностным лицом административного органа и в ходе рассмотрения жалобы судьей городского суда были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При наличии таких обстоятельств оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2024 года, вынесенное в отношении начальника цеха добычи нефти и газа № 3 АО «Газпромнефть-ННГ» Воропанова А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31, частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Воропанова А.Ю. - без удовлетворения.
Судья подпись