Дело 12-2/2022
УИД 44RS0024-01-2022-000003-45
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
с. Георгиевское 18 марта 2022 года
Судья Кологривского районного суда Костромской области Власов О.В.,
при секретаре Скворцовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Косухина А.В. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Костромской области от 15 декабря 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300000 рублей,
установил:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Костромской области Чумакова Ю.А. от 15 декабря 2021 года №824-2021 индивидуальный предприниматель Косухин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Как следует из указанного постановления по делу об административном правонарушении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в первом Никольском участковом лесничестве ОГКУ «Межевское лесничество» индивидуальный предприниматель Косухин А.В., при использовании лесов для заготовки древесины (договор аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ №), не обеспечил выполнение требований лесного законодательства, выразившееся в невыполнении мероприятий по противопожарному обустройству лесов на арендованном лесном участке, а именно в сроки указанные в Приложении № договора аренды не выполнено: благоустройство зон отдыха граждан пребывающих в лесах в кв. № выд.№ в кол-ве 1 шт.; устройство подъезда к источнику противопожарного водоснабжения в кв. № выд.№ в кол-ве 1 шт., чем нарушены требования, предусмотренные ст.53 Лесного Кодекса РФ, пп. а), г) п.3, п. 5, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614.
В жалобе ИП Косухин А.В. просит проверить дело об административном правонарушении в полном объеме и отменить вышеуказанное постановление, мотивируя тем, что оно вынесено незаконно, а дело не было рассмотрено полно и объективно. Указывает, что изложенные в постановлении факты не соответствуют действительности, необходимые мероприятия по противопожарному обустройству, предусмотренные договором аренды лесного участка и проектом освоения лесов, выполнены в установленные сроки. На основании изложенного, просит постановление по делу об административном правонарушении от 15 декабря 2021 года отменить.
В судебном заседании ИП Косухин А.В. доводы жалобы поддержал в полном объёме по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что заявка на выполненные была подана во время в мае. Обычно работы по посадке проводятся и все эти работы по местам отдыха, с начала мая - конец апреля начинается пожароопасный период. Организация зоны отдыха включает в себя скамейки, столик, знаки, все регламентировано согласно проекту, сделано место под костер, яма под мусор выкопаны и это место окопано лопатами, чтобы в случае чего огонь н расходился. Три раза ездил с триммером обкашивал траву, последний раз это было в августе. «Полосу» окопал манипулятором и каждый год её освежает. Он узнал, что ФИО2 не принял, только в декабре месяце, когда его вызвали в департамент. Он сразу поехал в лесхоз и попросил заменить лесничего, так как у него с ним неприязненные отношения. О составлении протокола он не извещался, копию протокола также не получал. Имеющиеся на данных документах подписи сделаны его бухгалтером. У него на участке протекает речка, в двух местах её пересекает, дорога проезжая в любое время года, на любой технике можно туда подъехать, мосты проезжие, он их считает как подъезд. Данные мосты они сами ремонтируют из своего леса, своими силами, своими средствами.
В судебном заседании защитник по доверенности ИП Косухина А.В. Чепелев А.А. просил постановление должностного лица отменить в связи с допущенными должностным лицом нарушениями, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении. Дополнительно пояснил, все необходимые мероприятия по противопожарному обустройству лесов ИП Косухиным были выполнены в полном объеме, с заявленным качеством в установленные сроки.
Представитель Департамента лесного хозяйства Костромской области, лицо составившее протокол Дмитриева Н.С. в судебном заседании пояснила, что работает в ОГКУ «Межевское лесничество» государственным инспектором по охране леса. Была докладная записка участкового лесничества, что мероприятия были проведены неудовлетворительно, на основании актов приемки, был составлен протокол и материал был направлен в департамент на рассмотрение. Она составляет протокол на основании докладной записки участкового лесничего, если он не принял работу, она составляет протокол. Территория зон отдыха должна быть очищена от захламления, мусора, опасных сухостойных деревьев, не складированного ветровала, валежника, бурелома в том числе сучьев диаметром более 4 см, кустарниковой растительности в течении всего пожароопасного периода. Место для разведения костра и огня должно предусматривать использования открытого и закрытого огня при скорости ветра до 20 м/с, вокруг площадки для разведения огня или костра, создается противопожарная полоса шириной не менее 0,5 м, указатели и знаки, содержащие различную информацию должны быть установлены на высоте не менее 1 м. Факт выполнения работ по благоустройству территории фиксируется следующим образом: арендатор лесного участка пишет заявку, что мероприятия выполнены, и директор дает поручение лесничему проверить и составить акт приемки. В данном случае происходило также. При проверке источника противопожарного водоснабжения они проверяют не сам источник, а подъезд к нему. Это место, где может подъехать машина и набрать воды, быть должен доступным, иметь хороший подъезд. Сама она там не была, протокол составляла на основании докладной. ФИО2 просто принес докладную записку и все. Он не давал ни каких пояснений, в чем состоит неудовлетворительность выполненных работ. В уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении и протоколе об административном правонарушении подписи сделаны бухгалтером Косухина А.В. Была ли доверенность у бухгалтером достоверно подтвердить не может.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что работает участковым лесничим ОГКУ Межевское лесничество. Благоустройство территории в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет договор аренды лесного участка включает в себя оборудованное место, которое должно быть расчищено от сухой травы, должна быть скамейка, место для разведения костра, вокруг него должна быть минерализованная полоса шириной 50 см. обсыпанная песком или перекопанная земля, должна быть емкость или яма для мусора. О проводимых проверках арендатор лесного участка Косухин был оповещен по телефону. Он, согласно документам, должен провести все мероприятия до 1 июля 2021 года. Оборудование благоустройства территории регламентировано нормативным документом ГОСТ 57972-217. При проведении проверки в месте отдыха установлено, что место отдыха все заросло кустарником в «мой рост», вокруг кострища не было минерализованной полосы, не было ямы под мусор. Источником противопожарного водоснабжения является любой источник, водоем или искусственно созданное сооружение с водой, в котором можно беспрепятственно в случае пожара набрать воду. Источником противопожарного водоснабжения, находящегося на арендуемом участке Косухина является р.Конюх, она пересекает арендованный участок 2 раза. У источника противопожарного водоснабжения должна быть площадка, должно быть ровное место, чтобы беспрепятственно могли подъехать 2 пожарные машины, обязательно должно быть противооткатное бревно. Оценка данного места производилась путем визуального осмотра. При вынесении решение учитываются следующие критерии: должна быть площадка, свободный подъезд, противооткатное бревно. Мост - это переправа, если пожарная машина будет с него набирать воду, она заблокирует проезд другой технике, должен быть свободный проезд. Факт выполнения работ по благоустройству территории фиксируется следующим образом: после осмотра объекта составляется акт выполненных мероприятий, составляется ведомость. Это один документ - на титульном листе написано акт, внутри - ведомость. Для таких мероприятий создана комиссия в которую входит он и инженер, в момент проверки инженер был на пожаре. Он произвел видеофиксацию обоих объектов. Видеофиксацию он производил на свой телефон. Когда производил запись точно сказать не может, в июле, после 1-го числа. Телефон, на который производил съемку пришел в негодность. При составлении акта не указано, какие нарушения допустил Косухин при проведении мероприятий, это не обязательно, просто произведенная работа признается удовлетворительной или неудовлетворительной. Сведения о выполненных работах Косухиным направлялись в лесхоз.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснил, что работает водителем у ИП Косухина А.В около 6 лет. Когда отсутствует вывозка леса они занимаются ремонтом машин, мостов, благоустройство территории. Обычно в начале мае, конце апреля идет посадка леса, так же занимается благоустройством мест отдыха, окапывают, делают яму под мусор, оборудует место для костра, выравнивают скамейки, столик, ремонтируют мосты. У Косухина на арендуемом участке два места отдыха. У Косухина на участке протекает р.Конюх, через нее оборудовано 2 моста, есть еще один подъезд для забора воды в случае пожара. С мостов можно сделать забор воды. ИП Косухин и другие арендаторы помогают содержать и ремонтировать мосты. В одном месте складирован горбыль для того, чтобы в случае засухи, когда в речке мало воды, сделать запруду и дополнительный подъезд к речке. Он участвовал в обустройстве места отдыха в мае 2021 года, они убирали мусор, копали, убирали кусты, потом еще летом заезжали, участок обкашивали, они на этом месте часто бывают, так как там часто обедают.
Выслушав ИП Косухина А.В., защитника Чепелева А.А., свидетелей, представителя Департамента лесного хозяйства Костромской области, лицо составившее протокол Дмитриеву Н.С, изучив письменные возражения, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:
Согласно ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного решения.
Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Ответственность по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
В силу части 1 статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что индивидуальный предприниматель Косухин А.В. осуществляет пользование лесным участком, общей площадью 2151 га, находящимся в государственной собственности. В соответствии с условиями вышеуказанного договора аренды лесной участок в кварталах 13,14,15,19, местоположение: Костромская область, Межевской район, ОГУ «Межевское лесничество», 1-е Никольское участковое лесничество, передан индивидуальному предпринимателю Косухину А.В. для заготовки древесины (договор аренды лесного участка № от 11.06.2010г).
В соответствии с пп. б), п. 12 Договора, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором.
Согласно пп. ж) п.12 за свой счет осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
Решением Арбитражного суда Костромской области от 30.11.2016 года по делу № А31-8875/2016 удовлетворены исковые требования И.П. Косухина А.В., на основании ч. 3 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ в связи с изменением количественных и качественных характеристик арендуемого лесного участка приложения № Договора изложены в новой редакции.
На основании ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. В соответствии со ст. 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 2, 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п.3 подп. «а» Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 данных Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно п. 57 ГОСТ Р 57938-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Лесное хозяйство. Термины и определения», утверждённого и введённого в действие приказом Росстандарта от 21.11.2017 № 1791-ст. (далее - ГОСТ Р 57938-2017) противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей пожарную безопасность в лесах.
На основании п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Результаты государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ИП Косухину А.В. в Межевском лесничестве, утверждены приказом департамента лесного хозяйства Костромской области 25.01.2017 №21.
В п. 5.2 Проекта освоения лесов содержится обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, и их территориальное размещение.
Указанные зоны обозначают знаками и/или указателями. Территория зон отдыха должна быть очищена от захламления, мусора, опасных сухостойных деревьев, нескладированного ветровала, валежника, бурелома, в том числе сучьев диаметром в комле более 4 см, сухой пожароопасной травяной и кустарниковой растительности в течение всего пожароопасного периода.
Место для разведения костра или огня должно предусматривать безопасное использование открытого или закрытого огня при скорости ветра до 10 м/с. Вокруг площадки для разведения костра или огня, курения создают противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 0,5 м.
Указатели и знаки, содержащие различную информацию, устанавливают в зоне отдыха на высоте не ниже 1,3 м. Текст на указателе и знаке с фронтальной стороны должен быть отчетливо виден (идентифицирован) невооруженным глазом с расстояния не менее 5 м.
В соответствии с п. 5.7 ГОСТ Р 57972-2017
Подготовка естественных водоисточников для целей пожаротушения заключается в устройстве к ним подъездов, оборудовании специальных площадок для забора воды пожарными автоцистернами и мотопомпами и/или воздушными судами, оборудованными водосливными устройствами, а при необходимости в углублении водоемов или создании запруд.
Пожарный водоем, подъезд к источнику противопожарного водоснабжения обозначают соответствующим указателем и/или знаком. На знаке и/или указателе следует указывать местоположение объекта и/или направление движения специального транспорта и эффективный запас воды, а при необходимости дополнительно - тип оборудования и особенности забора воды.
Подъезд к источнику противопожарного водоснабжения должен иметь свободный доступ в течение пожароопасного сезона. Подъезд к источнику противопожарного водоснабжения, оборудованный площадкой для забора воды пожарными автоцистернами и/или мотопомпами, организуют способом, обеспечивающим работникам безопасную эксплуатацию специальной техники и оборудования в течение пожароопасного сезона.
Согласно Приложению № Договора мероприятия по благоустройству территории должны выполняться ежегодно до 1 июля, на срок действия проекта освоения лесов необходимо произвести устройство подъезда к источникам противопожарного водоснабжения. В силу п. 57 ГОСТ Р 57972-2017 мероприятие по устройству подъезда к источникам противопожарного водоснабжения должно быть выполнено до начала пожароопасного периода.
Датой начала пожароопасного периода на территории Костромской области в 2021 году, согласно Постановлению администрации Костромской области от 01.04.2021 № 159-а, установлено 19.04.2021.
На основании п. 6.1-6.2 ГОСТ Р 57972-2017 6.1 для оценки состояния объектов противопожарного обустройства лесов используют методы контроля: визуальный, экспертный, инструментальный (измерительный). Визуальный метод предполагает проверку состояния объектов противопожарного обустройства лесов с обязательным документированием результатов оценки.
Согласно докладной записки участкового лесничего ОГКУ «Межевское лесничество» от 09.07.2021, арендатором лесного участка ИП Косухиным А.В. (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ) не выполнены следующие противопожарные мероприятия: 1). благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах кв.№ выд.№ 1-го Никольского участкового лесничества - 1 шт. - срок выполнения - 2 квартал 2021 года; 2.) устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения кв.№ выд.№ 1-го Никольского участкового лесничества -1 шт.-срок выполнения - май -июнь 2021 года.
Согласно п.5.2 Проекта освоения лесов, в соответствии с действующим законодательством меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе противопожарное обустройство лесов и иные меры пожарной безопасности.
Перечень мер по противопожарному обустройству лесов определен в ст. 53.1 Лесного кодекса РФ. На арендованном по договору лесном участке необходимость противопожарных мероприятий, объем их производства определяется в соответствии с требованиями лесохозяйственного регламента к- характеристикой пожарной опасности данного лесного участка.
Нормы противопожарного обустройства лесов на 1000 га утверждены приказом Рослесхоза от 27.04.2012 №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов». Проектируемые виды и объемы мероприятий по охране лесов от пожаров, с учетом решения арбитражного суда Костромской области по делу от 30.11.2016 № АЗ 1-8875/2016, приведены в Таблице 16 Проекта освоения лесов, их территориальное расположение отражено на тематической карте.
В соответствии с Таблицей 16 Проекта освоения лесов предусмотрено проведение ежегодных мероприятий по благоустройству зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со ст. 11 Лесного кодекса РФ в кол-ве - 1 шт., а так же устройство на срок действия Проекта освоения лесов подъезда к источникам противопожарного водоснабжения в кол-ве - 1 шт.
Требования, предъявляемые к объектам противопожарного обустройства лесов, определяются в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57972-2017 «Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования», утверждённым и введённым в действие приказом Росстандарта от 21.11.2017 № 1792-ст. (далее - ГОСТ Р 57972-2017).
Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 57972-2017 к объектам противопожарного обустройства лесов в том числе относятся: пожарные водоемы и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения; зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах, в том числе места для отдыха и курения в лесу, площадки для стоянок туристов, смотровые площадки и площадки для стоянки автотранспорта.
На основании п. п. 5.1-5.4 ГОСТ Р 57972-2017 объекты противопожарного обустройства лесов должны соответствовать документам в области лесного законодательства и природоохранной деятельности, а также требованиям настоящего стандарта.
Основными задачами при планировании и создании объектов противопожарного обустройства лесов являются: обеспечение оптимального режима пожарной безопасности в лесах; предупреждение возникновения загораний и пожаров в лесах; создание условий для обнаружения пожаров в лесах на ранних стадиях; препятствование продвижению пожаров на отдельных участках в лесах с целью снижения возможного ущерба и/или создания условий для их тушения необходимым количеством сил и средств пожаротушения; охрана участков ценных лесов и природных объектов, населенных пунктов и объектов инфраструктуры от угрозы природных (лесных) пожаров; создание условий для своевременного прибытия сил и средств пожаротушения к местам загораний в лесах и к пожарам для их тушения; создание благоприятных условий для эффективного тушения пожаров с учетом локальных особенностей, снижения ущерба лесам и общего вреда от пожаров.
Планирование и создание объектов противопожарного устройства лесов осуществляют с учетом местных климатических и лесорастительных условий, рельефа местности, а также с учетом наличия зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.
Все планируемые к созданию или созданные (имеющиеся) объекты противопожарного обустройства лесов подлежат обязательному документальному учету с нанесением их на картографический материал.
При осуществлении учета объектов противопожарного обустройства лесов используют географические координаты в системе, определенной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений и/или в области природоохранной деятельности в пределах полномочий.
Зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах, площадки для ночлега туристов, смотровые площадки, места для отдыха и курения организуют в создания условий для соблюдения лицами, пребывающими в лесах, правил пожарной и санитарной безопасности в лесах; удовлетворения эстетических, культурных, экологических, социальных и хозяйственных потребностей граждан во время их пребывания (нахождения) в лесах; безопасного пребывания (нахождения) граждан в лесах.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьей 10.1 Закона Костромской области от 22 ноября 2000 года № 124-ЗКО «О пожарной безопасности на территории Костромской области», в связи с повышением пожарной опасности на территории Костромской области, в целях предупреждения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в пожароопасный сезон Постановлением губернатора Костромской области от 16 июня 2021 № 263-а «О введении особого противопожарного режима на территории Костромской области» с 17 июня 2021 года на территории Костромской области введен особый противопожарный режим.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
При рассмотрении дела ИП Косухиным А.В. указывалось на отсутствие объективных доказательств, подтверждающих указанные в постановлении должностного лица обстоятельства. В кв.№ выд.№ первого Никольского участкового лесничества ОГКУ «Межевское лесничество» имеется благоустроенная зона отдыха граждан пребывающих в лесах; в кв. № выд.№ первого Никольского участкового лесничества ОГКУ «Межевское лесничество» имеется подъезд к источнику противопожарного водоснабжения. В качестве подъезда к источнику противопожарного водоснабжения используется мост через реку
Имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют сделать вывод о доказанности факта совершения ИП Косухиным А.В. указанных нарушений.
Из материалах дела усматривается, что аттестации и ведомости (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг подписаны только председателем комиссии ФИО2
Вместе с тем ст. 2.5 Положения об аттестации (приемке) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг утвержденных Федеральной службой лесного хозяйства России от 06 мая 1994 года установлено, что в состав комиссии лесничества включаются: лесничий (председатель), помощник лесничего, мастер леса. Согласно приказа ОГКУ «Межевское лесничество» № от ДД.ММ.ГГГГг. в состав комиссии 1-го Никольского участкового лесничества входят Дмитриева Н.С. - председатель; члены: ФИО9, ФИО2, ФИО10, ФИО11 При осуществлении контроля и приема выполненных работ в лесном фонде, председателем комиссии является участковый лесничий того участкового лесничества на территории которого проходит данное мероприятие.
Виновность ИП Косухина А.В., по мнению должностного лица, подтверждается в том числе видеоматериалами. К материалам дела приложен СD-R диск.
По информации ОГКУ «Межевское лесничество» оригинал файла видеозаписи к материалам дела № представлен быть не может т.к. запись была сделана на телефон участкового лесничего, на данный момент телефон находится в нерабочем состоянии, ремонту не подлежит, файл не сохранился.
Свидетель ФИО2 пояснил, что видеофиксацию он производил на свой телефон. Когда производил запись точно сказать не может, в июле, после 1-го числа (между 1 и 10 числом). Телефон, на который производил съемку пришел в негодность.
Кроме того, видеозапись к составленному сотрудником ОГКУ «Межевское лесничество» протоколу об административном правонарушении не приобщалась.
Таким образом данная видеозапись не может являться допустимым доказательством по делу, поскольку отсутствуют сведения о марке и модели с указанием серийного номера технического средства, на которое производилась видеосъемка, оригинал файла видеозаписи отсутствует, время осуществления видеозаписи не установлено.
Косухин А.В. в судебном заседании пояснил, что о составлении протокола об административном правонарушении он не уведомлялся, копию протокола он не получал. Имеющиеся в деле подписи в уведомлении о составлении протокола и протоколе сделаны его бухгалтером ФИО18
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В протоколе №19\96-21 об административном правонарушении от 30 июля 2021г. время совершения административного правонарушения указано 15 июля 2021года, в постановлении №824-2021 о назначении административного наказания - указано 09 июля 2021г.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте совершения административных процедур.
Данные нормы права по своей правовой природе призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Изложенное, с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.
Несоблюдение требований данной нормы о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом не проверено, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по настоящему делу существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу и повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта должностного лица.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Костромской области от 15 декабря 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300000 рублей, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено состоявшиеся по делу постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь, 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░.3 ░░. 8.32 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300000 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ - ░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>