Дело № 5-78/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Краснокамск 08 августа 2024 года
Судья Краснокамского городского суда Пермского края Богданов Д.В., при секретаре судебного заседания Мусавировой Л.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ИП Соловьева К.С.,
защитника адвоката Трушникова В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении в отношении
Индивидуального предпринимателя Соловьева Константина Сергеевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <адрес> <адрес>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
ИП Соловьевым Константином Сергеевичем (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор с иностранным гражданином ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В нарушение требований ч. 8 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ИП ФИО2 уведомление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации направлено в срок превышающий три рабочих дня. Фактически уведомление было направлено ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в представленном уведомлении, заполнены не все соответствующие графы, а именно отсутствует подпись заказчика работ (услуг) в разделе 4, а также уведомление, состоящее из 4 листов не пронумеровано и не прошито, что является нарушением п.п. 4, 6 Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании Соловьев К.С. с протоколом согласился. Пояснил, что недавно начал заниматься этим видом деятельности, не знал сроков подачи уведомлений и требований к ним. Ошибки исправил, подал исправленное уведомление. Имеет доход 60-70 тысяч рублей в месяц. На иждивении трое несовершеннолетних детей. Жена в отпуске по уходу за ребенком. Выплачивает ипотеку.
Защитник считает, что с учетом признания вины, материального положения Соловьева К.С. и с учетом ст. ст. 3.1, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ имеются основания для замены наказания на предупреждение.
Представитель надзорного органа ОВМ ОМВД России по Краснокамскому городскому округу в судебное заседание не явился.
Заслушав участников производства по делу, исследовав материалы дела, судья пришел к выводу, что вина ИП Соловьева К.С. нашла свое подтверждение в совершении указанного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к ст.18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Согласно примечанию к ст.18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Как установлено ч.2 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, регистрированный в качестве индивидуального предпринимателя
В соответствии с ч.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, установленных частями 1 и 2 статьи 18.15 КоАП РФ, судам необходимо принимать во внимание, что статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей.
Таким образом, заключение трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не является привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения. Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
При этом срок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина либо лица без гражданства прекращено на момент обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось.
Согласно п.п. 4, 6 Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, утвержденного приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 - в уведомлениях о заключении и прекращении трудового договора должны быть заполнены все соответствующие поля. Уведомления о заключении и прекращении трудового договора и приложение к ним, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись, которая должна содержать информацию о количестве подшитых листов, фамилию, инициалы и подпись лица, представляющего уведомления о заключении и прекращении трудового договора (уполномоченного от имени работодателя (заказчика работ, услуг) подписывать уведомление о трудоустройстве, либо уполномоченного от организации на подачу уведомления о трудоустройстве по доверенности).
Из материалов дела следует, что ИП Соловьевым Константином Сергеевичем (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор с иностранным гражданином ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата начала работы: ДД.ММ.ГГГГ В нарушение требований ч. 8 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ИП Соловьевым К.С. уведомление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации направлено в срок превышающий три рабочих дня. Фактически уведомление было направлено ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в представленном уведомлении, заполнены не все соответствующие графы, а именно отсутствует подпись заказчика работ (услуг) в разделе 4, а также уведомление, состоящее из 4 листов не пронумеровано и не прошито.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом ФИО5, копией уведомления о заключении трудового договора, копией конверта от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРИП, иными собранными по делу доказательствами.
При наличии установленных обстоятельств, подтвержденных имеющимися доказательствами, судья приходит к выводу о наличии вины ИП Соловьева К.С. в совершении указанного правонарушения.
Действия ИП Соловьева К.С. следует квалифицировать как нарушение установленного порядка и формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора на выполнение работ с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом - по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП Российской Федерации не пропущен.
Обстоятельством, смягчающими административную ответственность, является признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Согласно ч.ч. 1,3 ст. 4.1 КоАП Российской Федерации, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
Часть 3 ст. 18.15 КоАП Российской Федерации предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
По смыслу ст. 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Таким образом, поскольку сведениями о том, что ИП Соловьев К.С. ранее привлекался к административной ответственности за правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля, суд не располагает, принимая во внимание отсутствие вреда, а равно угрозы причинения вреда и имущественного ущерба, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, судья считает необходимым административное наказание в виде административного штрафа в отношении Соловьева К.С. заменить на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Индивидуального предпринимателя Соловьева Константина Сергеевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание с применением ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Богданов Д.В.