Судья Никонова И.П. дело 33-5252/2023
2-491/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июня 2023 г. г.о.Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
председательствующего Желтышевой А.И.
судей Ефремовой Л.Н., Навроцкой Н.А.
при секретаре Нугайбековой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2, ФИО1 к АО «Самарагорэнергосбыт», ТСЖ «Победа» о защите прав потребителя
по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1 на решение Советского районного суда г.о. Самара от 07.02.2023 г., которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований ФИО2 (ИНН №), ФИО1 (ИНН №) к АО «Самарагорэнергосбыт» (ИНН №), ТСЖ «Победа» (ИНН №) о защите прав потребителя отказать.»
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя Байкиной Н.А., Кабанова В.П. – Шалдыбина И.А., представителя ТСЖ « Победа» Борисова В.Н., возражения представителя АО «Самарагорэнергосбыт» Гайструк Ю.С.
установила:
Байкина Н.А., Кабанов В.П. обратились в суд с иском к АО «Самарагорэнергосбыт», ТСЖ «Победа» о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, пер. Карякина, <адрес>, ФИО1, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Истцы являются собственниками вышеуказанных жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, управлением которыми занимается ТСЖ «ПОБЕДА» и являются членами ТСЖ «ПОБЕДА».
Потребители имеют прямые договорные отношения по подаче электрической энергии, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в квартиры с гарантирующим поставщиком электрической энергии - АО «Самарагорэнергосбыт».
Истцы надлежащим образом оплачивают ответчику принятую электроэнергию.
С 2011 года по настоящее время ТСЖ «ПОБЕДА» (абонент; исполнитель коммунальных услуг) приобретает электрическую энергию для оказания коммунальных услуг и потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, у гарантирующего поставщика (АО «СамГЭС»), по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истцы воспользовались своим правом на получение информации о начислении платы коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме - обратились за разъяснениями непосредственно в ТСЖ «ПОБЕДА».
ТСЖ «ПОБЕДА» ответило, что в 2022 году возникли споры между ТСЖ «ПОБЕДА» и АО «СамГЭС» по поводу начисления собственникам жилых помещений платы за электроэнергию, используемую для предоставления коммунальных услуг и потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием: АО «СамГЭС» требует от ТСЖ «ПОБЕДА» погашения дополнительной задолженности в размере 608398,10 рублей.
С целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) и удовлетворения жилищных прав граждан ТСЖ «ПОБЕДА» по договору приобретает у АО «СамГЭС» энергию, потребляемую при содержании общего имущества, для эксплуатации следующих энергопринимающих устройств (далее по тексту - ЭПУ): лифты и освещение мест общего пользования (далее по тексту - МОП), в соответствии с п. 7, 8 Правил-491 входящих в состав общего имущества МКД.
В каждом вводно-распределительном устройстве (далее - ВРУ) размещены общедомовые приборы учета и подключены энергопринимающие устройства в домах ТСЖ «ПОБЕДА» по разным схемам подключения: в <адрес> по переулку Карякина (10 подъездов, 376 квартир), пять ВРУ, установлено 15 приборов учета по последовательной схеме подключения: сначала коллективный контрольный прибор учета (фиксирует потребление энергии жилых помещений, лифтов и МОП), затем приборы учета к которым подключены инженерные сети к энергопринимающим устройствам (лифты, освещение МОП); в <адрес> по проезду 9 Мая (4 подъезда, 144 квартиры), два ВРУ, установлено 6 приборов учета по параллельной схеме подключения, в каждом ВРУ установлено три прибора учета электроэнергии: два общедомовых прибора, которые измеряют потребление энергии ЭПУ ТСЖ «ПОБЕДА» (лифты и освещения МОП), и отдельно, один контрольный коллективный прибор учета потребления электрической энергии собственниками жилых помещений.
С 2011 по 2020 годы поставка электрической энергии по договору осуществлялась АО «СамГЭС» и принималась ТСЖ «ПОБЕДА» в 14 точках поставки, которые определены в приложении от ДД.ММ.ГГГГ № к договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №.
За период с 2011 по 2020 годы ТСЖ «ПОБЕДА» осуществлял расчеты и оплату за потребленную электрическую энергию по показаниям общедомовых приборов учета в точках поставки (14 единиц), подключенных ЭПУ (лифты и МОП), которые фиксирующих только потребление энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА», и независимо от расчетов между собственниками жилых помещений и гарантирующим поставщиком (АО «СамГЭС»), между которыми действуют прямые договора. В течение 2011 - 2020 годов никаких разночтений в трактовании нормативных актов и исполнении обязательств по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ а № между ответчиками не было; ТСЖ «ПОБЕДА» добросовестно выполняла свои обязательства по договору энергоснабжения, в т.ч. ТСЖ «ПОБЕДА» надлежащим образом оплачивают АО «СамГЭС» принятую электроэнергию.
В 2021 году АО «СамГЭС», как гарантирующий поставщик, заменил ранее установленные исправные и действующие приборы учета во всех семи ВРУ и установилновые приборы учета с компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии: заменены все 21 приборы учета, согласно проекта электроснабжения в ранее определенных местах подключения, указанных в схеме подключения (2011 г.).
После установки в ВРУ дом товарищества 21 прибора учета с компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии, по инициативе АО «СамГЭС» стороны договора заключили дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № б/нк договору, далее по тексту - соглашение, по которому изменились точки поставки энергии по договору, а именно: точками поставки АО «СамГЭС» и ТСЖ «ПОБЕДА» признают 5 точек поставки - место подключения коллективных приборов с интеллектуальной системой учета электрической энергии (№№, 44750338, 44750513, 44750330, 44750503), которые совокупно фиксируют как энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД или в иных целях, несвязанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, так и энергию, потребляемую собственниками жилых помещений для целей, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Заключение АО «СамГЭС» и ТСЖ «ПОБЕДА» дополнительного соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № б/н (изменение точек поставки) явилось основанием для изменения форм расчетов за объемы (количество) энергии, поданного в многоквартирный дом для оказания коммунальной услуги по содержанию общего имущества в МКД или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, чем были нарушены жилищные права истцов и создающих угрозу его нарушения в будущем. Согласно Правил-491 оплата электрической энергии, потребленная собственниками жилых помещений, не включается в содержание общего имущества дома.
В 2022 году размер платы за содержание общего имущества дома, рассчитанной на основании норматива потребления коммунальных ресурсов по электроснабжению на территории <адрес>, для ФИО2 составляет 157,14 рублей в месяц и для ФИО1 - 118,13 рублей в месяц.
За период: январь 2022 - сентябрь 2022 года общего собрания собственников жилых помещений ТСЖ «ПОБЕДА» по изменению цены за содержание общего имущества многоквартирного дома не проводилось.
На январь 2021 года в домах ТСЖ «ПОБЕДА» более половины квартир (~ 250 кв.) не оснащены индивидуальными приборами учета (далее по тексту - ИПУ), либо оборудованы ИПУ, вышедшим из строя, либо у них закончился срок поверки (межповерочный интервал), и ежемесячно в более 80 квартирах плата начисляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем.
Изменение назначения точек поставки, согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, АО «СамГЭС» использовал для коммерческого учета по договору применение Формулы расчета 12 раздела III Приложения № Правил-354, вместо выставления счетов на оплату по договору на основе достоверных данных общедомовых приборов учета, используемых только для фиксирования количества электроэнергии, поданной в многоквартирный дом и потребляемой при содержании общего имущества в МКД (которые измеряют только потребление электроэнергии ЭПУ (лифты и освещения МОП).
Изменение порядка расчетов в 2022 году, применяемое АО «СамГЭС» осуществлялось до 1 сентября 2022 года, когда вступили в силу изменения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, введенных Постановлением Правительства РФ от 03.02.2022 N 92, и, следовательно, противоречат положениям пункта 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, противоречит правилам продажи отдельных видов товаров, установленным статьей 26.2. 3акона России от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и является недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя в силу статьи 16 3акона России от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
Вследствие указанных в настоящем иске нарушений законодательства России допущенных АО «СамГЭС» и ТСЖ «ПОБЕДА» не была реализована установленная законодательством защита прав потребителя и жилищных прав истцов на участие в принятии решения об изменении размера и структуры цены за содержание общего имущества и, соответственно, увеличения размера платы за содержание общего имущества (в части оплаты за энергию используемую для предоставления коммунальных услуг и потребляемую при содержании общего имущества) для ФИО2 на 1857,2 рублей и для ФИО1 на 1857,2 рублей в 2022 году, по сравнению с размером платы, рассчитанной на основании норматива потребления коммунальных ресурсов по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>, утвержденным Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 139 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Кроме того, ответчики акты о неучтенном потреблении электрической энергии некоторыми собственниками квартир, не оснащенных ИПУ, не составляют, что является фактами нарушения Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442, в части определения объема без учётного потребления электрической энергии.
При наличии более 250 квартир не оснащённых ИПУ и более 80 квартир, в которых плата начисляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема, реальное потребление энергии указанными собственниками жилых помещений, которое регулярно (ежемесячно) фиксируют коллективные приборы учета в ВРУ, каждый месяц превышает расчетные данные потребления энергия, определяемые Правилами-354, при неверном определении объема электрической энергии потребленной сверх нормативов потребления и сверх рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем в случаях установленных законодательством России (в отсутствии актов о без учётном потреблении электрической энергии) в 2022 АО «СамГЭС» стремится получить коммерческую выгоду (неосновательное обогащение) превышающую 965742 рублей, в том числе более 3700 рублей за счет средств истцов.
Истцы полагают, что точки поставки энергии по договору должны быть определены судом в месте соединения инженерных сетей к энергопринимающим устройствам ТСЖ «ПОБЕДА» (лифты и освещение мест общего пользования), как покупателя энергии по договору, с общедомовыми приборами учета (как ранее было установлено Приложением № от ДД.ММ.ГГГГ), а именно: в <адрес> переулка Карякина <адрес>, номера приборов: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №; в <адрес>, номера приборов: №, №, №, №.
Истцы полагают, что названные действия совершены ответчиками с превышением пределов осуществления гражданских прав; неверное определение точек поставки энергии, направление гарантирующим поставщиком счета на оплату стоимости электроэнергии, рассчитанной исходя из неверных значений объема без учётного потребления, привело к значительному ухудшению имущественного положения истцов и нарушения их жилищных прав и прав потребителей.
Истцы полагают, что гарантирующий поставщик, использовав свое монопольное положение на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии, поставив под риск деятельность ТСЖ «ПОБЕДА», как покупателя и абонента, путем повышения сумм платы за электроэнергию, по сравнению с размером оплаты рассчитанной ранее по показаниям приборов учёта в месте поставки по Приложению № от ДД.ММ.ГГГГ), инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии, несмотря на добросовестное исполнение им обязательств по оплате текущих платежей, на основании показаний общедомовых приборов учета энергии, используемой для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в МКД, по договору энергоснабжения, в целях понуждения ТСЖ «ПОБЕДА», как абонента, оплатить спорную сумму для энергоснабжения без ограничений, что привело к ущемлению прав и законных ТСЖ «ПОБЕДА», и, соответственно, негативно сказывается на жилищных обязанностях истцов.
Истцы полагают, что дополнительное соглашение от 08.12.2021 № б/н (изменение точек поставки) заключено только в интересах гарантирующего поставщика АО «СамГЭС» и его положения противоречат условиям договора, ст. ст. 455, 506, 539, 541 Гражданского кодекса РФ, ст. 3, 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике», п. 28 Основных положений Функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442.
Условия заключенного дополнительного соглашения от 08.12.2021 № б/н к договору энергоснабжения от 15.08.2011 № 01433, между АО «СамГЭС» и ТСЖ «ПОБЕДА» противоречат требованиям Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, и, соответственно, влияют на цену (плату) за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для истцов.
Анализ схем электроснабжения и сравнение их с электротехническим состоянием распределительных и групповых электрических цепей (соответствующих функциональных блоков подключения энергопринимающих устройств различных потребителей («МОП», «лифт, «жилье») и приборов учета) - в каждом ВРУ (вводное распределительное устройство) в <адрес> пер. Карякина и <адрес>, позволяют сделать однозначный вывод размещение аппаратуры, обеспечивающую возможность ввода, распределения и учета электроэнергии, управления и защиты отходящих распределительных и групповых электрических цепей в зданиях, которая размещена в виде соответствующих функциональных блоков в одной или нескольких соединенных между собой (механически и электрически) панелях или в одном шкафу в ВРУ не соответствует ранее согласованным документам, технологическом присоединении энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА» к объектам электросетевого хозяйства (а именно, актам разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ); действительным документам об изменении в установленном порядке документам о технологическом присоединении в 2020 - 2021 году.
Истцы полагают, что изменение АО «СамГЭС» размещения аппаратуры, обеспечивающую возможность ввода, распределения и учета электроэнергии, управления и защиты отходящих распределительных и групповых электрических цепей в зданиях, которая размещена в виде соответствующих функциональных блоков в ВРУ зданий без согласования с лицами ранее согласовавшими документы о технологическом присоединении ЭПУ ТСЖ «ПОБЕДА», является незаконным, нарушающим требования законодательства Российской Федерации и права истцов, как собственников помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т. ч. электрическое и электротехническое оборудование МКД (статей 36, 37 Жилищного кодекса РФ).
Из анализа законоположений и установления фактических обстоятельств дела: учет конструктивных особенностей и технической оснащенности МКД, различные схемы электроснабжения, наличие и места подключения энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА», места подключения ОДПУ, следует, что применение формулы № Приложения № Правил-354 и формулы, указанная пункте 21(1) Правил-124, как общая нормы для определения задолженности по договору (как настаивает истец) при рассмотрении дела невозможно.
Истцы полагают обоснованным применению специальная нормы: с учётом положений ст. 454, ст. 492, ст. 506, ст. 539, 540, ст. 541 Гражданского кодекса РФ, ст. 3, ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, и, соответственно, преобразованных формул (на основе формул раздела III Приложения № 2 Правил-354 и пункте 21(1) Правил-124), а именно: взаимосвязанные нормы ст. 506, ст. 539 Гражданского кодекса РФ указывают на специальное назначение товара: электрическая энергия, используемая для предоставления коммунальных услуг и потребляемая при содержании общего имущества в многоквартирном доме или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (коммунального ресурса), поданного в многоквартирный дом (далее по тексту - энергия СОИ), и условиями договора энергоснабжения от 15.08.2011 года № 01433; взаимосвязанные нормы ст. 454, 492, 540, 541 Гражданского кодекса РФ товар (энергия СОИ) по Договору от энергии для бытового потребления - это товар (энергия), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (далее по тексту - энергия БП), VKp отсутствуют потребность использования ТСЖ «ПОБЕДА» при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению наличие централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, т. е. VKp= 0; унеж объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в нежилых помещениях, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил-354, при рассмотрении спора по делу № А55-14076/2022 можно пренебречь, т. е. ? Унеж= 0; эксплуатация и использование ТСЖ «ПОБЕДА» и третьими лицами (жильцами) различных схема электроснабжения в многоквартирных домах; наличие и размещение конкретных энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА» - это «аппарат, агрегат, оборудование либо их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления» через присоединённую сеть и общедомовые приборы учета подключенных к сетям АО «СамГЭС» (ст. 3, ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Для определения электрической энергии, используемой Ответчиком-2 для предоставления коммунальных услуг и потребляемой при содержании общего имущества в МКД или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, с учетом фактических обстоятельств дела, реализации различных Схем электроснабжения, особенностями технического и конструктивного исполнения внутридомовой системы электроснабжения (схем подключения), наличия конкретных энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА» расчетные формулы, указанные в Правилах-124 и Правилах-354, следует преобразовать для расчетов по Договору энергоснабжения от 15.08.2011 № 01433.
В результате математических и логических преобразований Формулы-124, указанную в пункте 21(1) Правила-124, и Формулы-12, установленную в пункте 13 раздела III Приложения № 2 Правил-354, с учетом фактических обстоятельств дела, особенностями технического и конструктивного исполнения внутридомовой системы электроснабжения (схем подключения), наличия конкретных энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА», через присоединенную сеть присоединённых в месте установки трёх ОДПУ к сетям АО «СамГЭС» Формула-124** [Vодн = Vл + Vm] отражает позицию истцов по делу № 2 - 4241/2022 для определения количества энергии СОИ, потребленной ЭПУ ТСЖ «ПОБЕДА» в многоквартирных домах.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истцы просят суд восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права, и пресечь действия, нарушающие право или создающих угрозу его нарушения: применить последствия недействительности ничтожной сделки – дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № б/н к договору электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно, осуществить перерасчет сумм (соразмерное уменьшении покупной цены) платы за электроэнергию используемую для предоставления коммунальных услуг и потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием в <адрес> по Проезду 9 Мая, в <адрес> по Переулку Карякина <адрес>, по 14 точкам поставки электрической энергии, ранее согласованных Товариществом собственников жилья «ПОБЕДА» и Акционерным обществом «Самарагорэнергосбыт» в Приложении № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменения номеров приборов) и потребителями (собственниками жилых помещений).; установить точки поставки электроэнергии по договору электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, используемой для предоставления коммунальных услуг и потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме и в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в <адрес> по Проезду 9 Мая, в <адрес> по Переулку Карякина <адрес> на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА», и объектов электросетевого хозяйства АО «СамГЭС» и (ИЛИ) сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении сетей, а именно, в месте установки общедомовых приборов учета с компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии: в <адрес> переулка Карякина <адрес>, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №; в <адрес>, №, №, №, №.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Байкина Н.А., Кабанов В.П. обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение отменить, как постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Байкиной Н.А., Кабанова В.П. – Шалдыбин И.А.. представитель ТСЖ «Победа» Борисов В.Н. доводы жалобы поддержали.
Представитель АО « Самарагорэнергосбыт» Гайструк Ю.С. просила решение оставить без изменений, жалобу- без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета.
Согласно абзаца 3 пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике, гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
Абзацем восьмым пункта 2 Правил №354 установлено, что «коллективный (общедомовый) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Таким образом, под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников жилых и нежилых помещений, так и для мест общего пользования и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
В соответствии с п. 142 Правил №442, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, установленный и допущенный в эксплуатацию сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) в рамках исполнения обязанностей, указанных в пункте 136 Правил №442. Такой прибор учета становится расчетным прибором учета с даты допуска его в эксплуатацию.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X Правил №442.
Из материалов дела следует, что АО «Самарагорэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком и осуществляет поставку коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, пер. Карякина, <адрес>, проезд 9 мая, <адрес>.
ТСЖ «Победа» осуществляет управление указанным многоквартирными домами.
Между АО «Самарагорэнергосбыт» и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, пер. Карякина, <адрес>, проезд 9 мая, <адрес> - заключены прямые договоры энергоснабжения.
Между АО «Самарагорэнергосбыт» и ТСЖ ««Победа» заключен договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ в целях приобретения электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества указанными многоквартирными домами.
В отношении каждой точки поставки сторонами оформляется Приложение №, где указывается адрес точки поставки с указанием точек учета; расчетные средства измерения в точках измерений..
В Приложении № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ указано количество, тип счетчиков, номера приборов учета, коэффициент трансформации, присоединенная мощность, процент потерь.
В соответствии с пунктом 80(1) Правил №, установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями №.
Гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в том числе при отсутствии приборов учета, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности) - абзацы 1, 2 пункта 136 Основных положений №.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений многоквартирного дома обязаны обеспечить установку и допуск в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
В части 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ указано, что в случае неисполнения собственниками МКД обязанности по установке общедомовых приборов учета ресурсоснабжающие организации обязаны оснастить такие дома коллективным (общедомовыми приборами учета самостоятельно.
Определение объемов электрической энергии, поставленной гарантирующим поставщиком в многоквартирный жилой дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее - Правила №124).
В соответствии с пунктом 18(1) Правил №124, в отношении договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности) оборудование многоквартирных домов коллективными (общедомовыми), индивидуальными, общими (квартирными), комнатными приборами учета электрической энергии осуществляется гарантирующим поставщиком в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и Правилами предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, по смыслу абзацев 3, 5 пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике, абзаца 3 пункта 80(1) Правил №354, абзацев 1, 2 пункта 136 Основных положений №442, пункта 18(1) Правил №124 обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика действующим законодательством.
Согласно пункту 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности, объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
ДД.ММ.ГГГГ АО « СамГЭС» уведомило ТСЖ « Победа» о начале производства работ по установке/замене и допуску в эксплуатацию приборов учета в вышеуказанных многоквартирных домах, и просило оказать содействие и обеспечить допуск представителей АО « СамГЭС» к проведению данных работ.
Каких-либо возражений от ТСЖ не поступило.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Самарагорэнергосбыт» в присутствии представителя ТСЖ «Победа», в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проезд 9 мая, <адрес> произведена установка приборов учета: Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Самарагорэнергосбыт», в присутствии представителя ТСЖ «Победа», в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, пер. Карякина, <адрес> произведена установка приборов учета: Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2№. Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2№, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2№. Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2№.
Указанные приборы учета допущены в эксплуатацию, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию ПУ (3-ф) от ДД.ММ.ГГГГ, являются расчетными приборами учета по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ. и позволяют определить общий объем поставленной в вышеуказанные многоквартирные дома, т.е. в совокупности учитывают расход электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома и расход электрической энергии, потребляемой в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома (т.е. образуют коллективный (общедомовый) прибор учета в спорном МКД).
ДД.ММ.ГГГГ АО «СамГЭС» и ТСЖ «ПОБЕДА заключили дополнительное соглашение к договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в связи с установкой и допуском в эксплуатацию средств измерения и дополнительного оборудования, в совокупности образующих коллективный( общедомовой) прибор учета, внесены изменения в Приложение № « Ведомости данных по учету электроэнергии покупателя» к Договору в отношении точки поставки и изложены в новой редакции данные о приборах учета, установленных в данном доме.
После установки новых приборов учета расчет объема электрической энергии предъявляемого ТСЖ «Победа» к оплате за ОДН АО «Самарагорэнергосбыт» производится путем вычитания из общего объема электрической энергии, потребленного за расчетный период многоквартирным домом и определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и объемов коммунального ресурса, потребленного собственниками/пользователями помещений в многоквартирном доме <адрес>, пер. Карякина, <адрес>, проезд 9 мая, <адрес>.
Показания иных приборов учета, установленных в многоквартирном доме <адрес>, пер. Карякина, <адрес>: №, № (установлены после прибора учета №), №, № (установлены после прибора учета №), №, № (установлены после прибора учета №), №, № (установлены после прибора учета №), №, № (установлены после прибора учета №) - в расчетах не участвуют, т.к. объем электроэнергии, учитываемый указанными приборами учета уже учтен приборами учета №, №, №, №, №, которые в свою очередь образуют коллективный (общедомовый) прибор учета в спорном МКД.
Указанный расчет полностью соответствует н. 21(1) Правил №.
Вместе с тем, истцы указывают на то, что после установки новых приборов учета размер платы по оплате электроэнергии на ОДН увеличился, поскольку в данный размер оплаты стали входить объемы потребленной энергии собственниками ( нанимателями) помещений, где не установлены ИПУ, и которые не оплачивают потребленную электроэнергию, т.е. они вынуждены оплачивать расходы недобросовестных соседей по дому, что нарушает их права.
Также они полагают, что заключенное ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Победа» и АО « СамГЭС» дополнительное соглашение к договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, является недействительной сделкой, поскольку изменяет точку поставки электроэнергии в вышеуказанных домах, противоречит предмету самого договора, основной целью которого являлось оплата конкретных затрат на ОДН – лифты и освещение МОП, в связи с чем просят восстановить положение, существовавшее до установки новых приборов учета.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении требований истцов, суд исходил из того, что нарушений прав истцов действиями ответчика не установлено, установка вышеуказанных приборов учета произведена АО «Самарагорэнергосбыт» в соответствии с действующим законодательством, в виду того, что сами собственники в установленный законом срок не предприняли мер к их установке; развитие системы учета поставляемого энергоресурса требует установки и более современных приборов учета, позволяющих наиболее точно определять объем поставляемой, потребляемой и подлежащей оплате электроэнергии, что само по себе прав истцов нарушать не может.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.
Положениями Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность по установке именно коллективного (общедомового) прибора учета, учитывающего весь поступающий в многоквартирный дом объем ресурса, а не наличие прибора учета, учитывающего расход коммунального ресурса на общедомовые нужды (лифты, освещение и т.д.).
При этом ни Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ни иные акты действующего законодательства не содержат каких-либо случаев освобождения управляющей компании от обязанности по установке коллективных (общедомовых) приборов учета, в том числе, замены коллективных (общедомовых) приборов учета - приборами учета расхода коммунального ресурса на общедомовые нужды (лифты, освещение и т.д.).
Понятие «коллективный (общедомовый) прибор учета» закреплено и раскрыто в п. 2 Правила №354, согласно которому это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Исходя из системного толкования установленных Правилами №354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования, и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что коллективный (общедомовой) прибор учета должен фиксировать весь объем потребления многоквартирного дома.
Понятие «общедомовый прибор учета», которое приводят истцы, подразумевает прибор учета, который фиксирует объем только отдельных энергопринимающих устройств в многоквартирном доме (мест общего пользования, лифтов и т.д.), т.е. не фиксирующий весь объем потребление энергии, что противоречит Правилам №354, статье 544 ГК РФ, следовательно, не может являться верным, а соответственно и невозможно восстановление того положения, которое существовало до установки ответчиком новых приборов учета.
Кроме того, судом указано, что приборы учета, на использование которых настаивают истцы, установлены не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации и ТСЖ «Победа», учитывают электроэнергию только определенных энергопринимающих устройств в многоквартирном доме (лифты, освещение) вследствие чего не производят учет всей поступающей электроэнергии в многоквартирный дом.
Принятие данных только части приборов учета, входящих в единую совокупность средств измерения потребления электрической энергии, образующих единый узел учета многоквартирного дома (т.е. фиксирующих не весь объем потребление энергии МКД), противоречит Правилам №, статье 544 ГК РФ.
Между тем, согласно схемам вновь установленные приборы учета по адресу: <адрес>, пер. Карякина, <адрес> Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2№, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2№, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2№, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2№ и вновь установленные приборы учета по адресу: <адрес>, проезд 9 мая, <адрес> произведена установка приборов учета: Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 №, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 № - установлены в максимально приближенном месте к границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Установка коллективного (общедомового) прибора учета на границе балансовой принадлежности обеспечивает более точный учет потребляемого объема электроэнергии, установленные на границе балансовой принадлежности приборы учета являются приоритетными по сравнению с ранее установленными приборами учета и должны приниматься в качестве расчетного.
Также не нашел суд оснований и для признания недействительным дополнительного соглашения, заключенного 08.12.2021 между ТСЖ «Победа» и АО « СамГЭС, посокльку истцы сторонами данного соглашения, как и договора энергоснабжения №1433 от 15.08.2011 не являются.
При этом доводы истцов о том, что данным соглашением изменены точки поставки электроэнергии судом во внимание не приняты, как основанные на неправильном понимании данного термина.
Так, согласно условиям договора, п. 2 Правил №442 точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
В соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности электроустановка ТСЖ «Победа» начинается с болтовых соединений в ВРУ-1, ВРУ-2 жилого дома ул. 9 мая, <адрес> контакты болтовых соединений кабелей 0,4 кВ, идущих от ТП-1057 1,11 сек РУ-0.4 кВ.; с болтовых соединений в ВРУ-1, ВРУ-2, ВРУ-3, ВРУ-4, ВРУ-5 жилого дома пер. Карякина, <адрес> контакты болтовых соединений кабелей 0,4 кВ, идущих от ТП-1057 1,11 сек РУ- 0.4 кВ и ТП 1054, II сек РУ-0,4 кВ.
Таким образом, точками поставки по договору, заключенному между АО «СамГЭС» и ТСЖ «Победа» являются - многоквартирный дом по адресу: <адрес>, проезд 9 мая, <адрес> многоквартирный дом по адресу: <адрес>, пер. Карякина, <адрес>.
После замены и установки приборов учета ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ точки поставки по договору, заключенному между АО «СамГЭС» и ТСЖ «Победа» не изменились и по-прежнему являются - многоквартирный дом по адресу: <адрес>, проезд 9 мая, <адрес> многоквартирный дом по адресу: <адрес>, пер. Карякина, <адрес>, не изменились и схемы электроснабжения. Изменилась только схема учета электроэнергии.
Истцы же определяют «точками поставки» приборы учета, которые учитывают электроэнергию определенных энергопринимающих устройств в многоквартирном доме (мест общего пользования, лифтов и т.д.).
Не состоятельными признаны судом и доводы истцов о необоснованном применении ответчиком при расчете оплаты расходов на ОДН формулы, предусмотренной пункта 21(1) Правил №.
Так, согласно подпункту «а» пункта 21(1) Правил №124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами №354.
Расчеты по договору энергоснабжения, заключенному только на цели содержания общедомового имущества в случаях, приведенных в пункте 21.1 Правил №124, производятся в соответствии с этим пунктом.
Таким образом, условиями п. 21.1. Правил №124 императивно закреплен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Данная норма не предусматривает альтернативного способа расчета.
Иного порядка определения объема потребленного энергоресурса на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованным общедомовыми (коллективными) приборами учета, ни Правилами №124, ни иными нормативными актами - не предусмотрено.
Истцы указывают на то, что п. 21.1. Правил №124 является общей нормой, и, исходя из общих принципов права при наличии нормы, специально регулирующей те или иные правоотношения, общая норма не подлежит применению. Между тем, конкретную специальную норму, регулирующую указанные правоотношения - не раскрывают и не указывают.
Более того, в соответствии с пунктом 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №1038 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства; в силу п. 3. Постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 №354 установлено, что разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов дает Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.
Ни одно разъяснение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не содержит разъяснений, по поводу необходимости «математического и логического преобразования формулы, указанной в п. 21(1) Правил №124 и формулы 12 указанной в п. 13 раздела III Приложения 2 Правил № 354».
Таким образом, довод истцов об указанном «преобразовании» не подтвержден и потому не принимается во внимание.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истцов изобилует ссылками на нормативные акты, но по сути сводятся к оспариванию порядок расчета платы за потребленную электрическую энергию на ОДН.
Вместе с тем, само по себе несогласие истцов с увеличившимся размером оплаты и нежелание нести повышенные расходы не свидетельствуют о незаконности действий ответчика по установке новых приборов учета, позволяющих более полно и точно определить потребленный собственниками МКД энергоресурс. При этом обязанность по установке данных приборов возложена на ответчика вышеуказанными нормами права, и каких-либо случае освобождения ответчика от данной обязанности действующее законодательство не содержит.
Интервал между поверками приборов учета электрической энергии ранее установленных в спорных многоквартирных домах составлял 10 лет и истек 01.04.2021 г., что и послужило началом работ по их замене.
Ссылки истцов на п. 80 (1) Правил №354, согласно которому до 1 января 2025 года вместо установки новых приборов учета допускается проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, во внимание приняты быть не могут, поскольку осуществление такой поверки является правом, а не обязанностью ответчика.
Кроме того, в силу п. 80(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 на гарантирующего поставщика возложена обязанность и по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуску их к эксплуатации в срок до 31 декабря 2023 г. в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя.
Предельный срок исполнения данной обязанности еще не истек.
При указанных обстоятельствах требования истцов о восстановлении той схемы учета потребления электроэнергии на ОДН, что существовала до замены ответчиком приборов учета, обоснованно оставлены судом без удовлетворения, поскольку ранее существовавшая схемы учета электроэнергии не отвечает требованиям современного законодательства. Приборы учета, на использование которых настаивают истцы, учитывают электроэнергию только определенных энергопринимающих устройств в многоквартирном доме (мест общего пользования) вследствие чего не производят учет всей поступающей электроэнергии в многоквартирный дом.
Принятие данных только части приборов учета, входящих в единую совокупность средств измерения потребления электрической энергии, образующих единый узел учета многоквартирного дома (т.е. фиксирующих не весь объем потребление энергии МКД), противоречит Правилам № 354, статье 544 ГК РФ.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о ненадлежащем оформлении ответчиком Актов ввода в эксплуатацию вновь установленных приборов учета, поскольку они не подписаны уполномоченными на тол лицами ТСЖ.
Согласно п. 136 Правил №442, под установкой прибора учета понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки; под заменой прибора учета понимаются работы по демонтажу ранее установленного прибора учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) и работы по установке прибора учета; под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Согласно п. 173 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Правила №442) результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке.
Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
В акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов); соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.
По окончании установки новых приборов учета электроэнергии, ответчиком составлены Акты ввода их в эксплуатацию. Данные Акты содержат всю информацию, предусмотренную вышеуказанными нормами права.
Отсутствие в ряде Актов подписи председателя ТСЖ само по себе об их недействительности не свидетельствует.
Показания данных приборов учета ответчиком принимаются и учитываются при исчислении размера оплаты.
Доказательств того, что указанные в актах сведения не являются достоверными, а установка приборов учета произведена с нарушением техническим норм и правил, не имеется.
Обоснованными являются и выводы суда об отсутствии оснований для признания дополнительного соглашения, заключенного ответчиками, недействительным.
Указанным дополнительным соглашением внесены изменения в Приложение № 1 « Ведомости данных по учету электроэнергии покупателя» к Договору в отношении точки поставки и изложены в новой редакции лишь данные о приборах учета, установленных в вышеуказанных МКД.
Условий, влияющих на существо самого договора энергоснабжения, вопреки доводам ответчиков, данное допсоглашение не содержит, точек поставки электроэнергии не изменяет, как не изменяет и предмет договора- поставка электроэнергии для общедомовых нужд.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Нормы материального права судом применены правильно. Нарушений процессуального законодательства не допущено
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г.о. Самара от 07.02.2023 г. оставить без изменений, а апелляционную жалобу ФИО2, ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: